Влияние самовоспитания на развитие личности молодого человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы изучить влияние самовоспитания на развитие молодого человека.
Задачами нашей работы, являются: раскрытие темы самовоспитание, рассмотрение правил самовоспитания, особенностей молодежи как социально-демографической группы, изучение методов самовоспитания в молодежной среде.
Объект - молодежь, как социально-демографическая группа
Предмет – теоретические аспекты самопознания.????откуда?

Содержание

Введение
3
Глава 1 Теоретические аспекты самовоспитания молодого человека
5
Особенности молодежи, как социально-демографической группы
5
Теоретический анализ понятия «самовоспитание»
7
Глава 2 Особенности самовоспитания молодежи
15
Методы самовоспитания в молодежной среде
15
Влияние самовоспитания на развитие личности молодого человека
19
Заключение
23
Список использованных источников
25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.15 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 

3

Глава 1 Теоретические аспекты самовоспитания молодого человека

5

    1. Особенности молодежи, как социально-демографической группы

5

    1. Теоретический анализ понятия «самовоспитание»

7

Глава 2 Особенности самовоспитания молодежи

15

    1. Методы самовоспитания в молодежной среде

15

    1. Влияние самовоспитания на развитие личности молодого человека

19

Заключение 

23

Список использованных источников

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общественная среда, политическая ситуация в стране, экономическое положение, особенности социальных условий, совокупность разнообразных социальных и духовных отношений и др. выступают в качестве ведущего фактора развития личности. Не менее важным представляется влияние микросреды на становление личности человека, ведь люди, живущие в одной и той же макросреде, принадлежат к другим микросредам, где происходит их непосредственное общение и удовлетворение разнообразных потребностей (прежде всего это семья, класс, студенческая группа, производственный коллектив и т.д.). События макро- и микросреды вносят объективные изменения в ход жизни человека и не являются однозначными по своим последствиям. Значение того или иного объективного события раскрывается в связи с позицией, которую занимает сам человек по отношению к этому событию.

Указывая на влияние  социальной среды, ученые не абстрагируются и от биологической природы человека, которая также влияет на процесс развития личности. Это влияние осуществляют заложенная в человеке природная способность к развитию, определенные задатки, предрасположенность к той или иной деятельности.

И еще одним существенным фактором развития личности выступает  воспитание. Без специально организованного и целенаправленного обучения и воспитания не смогут, например, развиться задатки. Для их превращения в способности необходимы соответствующим образом организованное обучение. В отличие от обучения и воспитания влияние среды носит больше стихийный и неорганизованный характер и само по себе влияние среды не может обеспечить решение задач, связанных с формированием личности и ее подготовкой к жизни, а особенно профессиональной деятельности. Как одним из внутренних факторов воспитания, выступает самовоспитание.

Мы считаем, что эта тема актуальна, так как  люди, если и занимаются, то их цели исходят из одной «почвы» - стать лучше. Приведем пример. Допустим, человек  хочет  повыситься в должности. Естественно он будет  как можно больше пытаться показать свои положительные стороны в  качестве хорошего работника. Для этого  он поставит перед собой определенные цели и задачи, будет стараться достичь их.

Целью нашей работы изучить влияние самовоспитания на развитие молодого человека.

Задачами нашей работы, являются: раскрытие темы самовоспитание, рассмотрение правил самовоспитания, особенностей молодежи как социально-демографической группы, изучение методов самовоспитания в молодежной среде.

Объект - молодежь, как социально-демографическая  группа

Предмет – теоретические аспекты самопознания.????откуда?

Гипотеза нашей работы заключается  в том, что самовоспитание оказывает  большое влияние на развитие молодого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  САМОВОСПИТАНИЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

 

    1. Особенности молодежи как социально – демографической  группы

 

Молодежь характеризуется  как социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями.  Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни.  С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой.  Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе.   В.Чупров отмечает, что «…отличительное социальное качество молодежи… определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся… структуру общественных отношений» [14].

Под молодежью в настоящее  время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет  включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).

Россия вступила в XXI век.  Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой, они бывают неоднозначны и противоречивы.

Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

Во-вторых, как и любая  социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.

В-третьих, в силу объективных  причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

В-четвёртых, с одной  стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.

В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной  стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.

В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития.

Это зависит от того, насколько  молодёжь:

- знает,  разделяет и принимает цели  и задачи  государственного  и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;

- обладает необходимыми качествами (физическими,   личностными, образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;

- обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного 
включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

Особую значимость данной проблеме придают динамизм и  противоречивость социально - экономических процессов в нашем обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на смысложизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.

Молодежь - это социально - демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие  изменения.

 

 

    1. Теоретический анализ самовоспитания

 

Содержание самовоспитания всегда зависит от общественно-исторических условий, в которых живёт и  развивается индивид. Его требования к самому себе и качества, которые  он стремится сформировать, определяются условиями жизни, обусловливая идейные  основы, идеалы, а также средства их достижения. «... Моё собственное бытие, — писал К. Маркс, — есть общественная деятельность; а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо» [1, с. 590].

Самовоспитание - систематическая  деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование  моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определённым социально-обусловленным  идеалом.

В антагонистическом обществе цели самопознания и условия их осуществления  различны для разных классов. В социалистическом обществе его общие цели -  строительство  коммунизма и обеспечение всестороннего  развития всех индивидов - определяют и цели самопознания каждого сознательного  гражданина. Самопознание - составная  часть коммунистического воспитании и всего процесса духовного развития людей. В общественной, трудовой и учебной деятельности, когда достигнут определённый уровень сознания и самопознания, у человека возникает способность к самоанализу, самонаблюдению и самооценке, умение разобраться в поступках других людей, осознаётся необходимость соответствия личных качеств своего поведения требованиям социалистического общества, коммунистической морали.

Уже в подростковом возрасте происходит знакомство с такими формами  и методами самопознания, как самокритика, самоубеждение, самовнушение, самообязательство, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. В юношеском возрасте крепнет связь самопознания с самообразованием, деятельным стремлением к нравственному и физическому самоусовершенствованию. Сознательное преодоление препятствий на пути к благородным целям, соревнование с другими индивидами в достижении таких целей, непримиримость к собственным недостаткам, систематическая критическая проверка своего поведения — всё это способствует формированию правильных взглядов на действительность, закаляет волю, повышает сознательность граждан социалистического общества.

Формирование качеств  личности путём самопознания происходит в семье, в учебном, производственном коллективах. Требования коллектива, желание  заслужить положительную оценку своих поступков, стремление поднять  авторитет среди товарищей - важные побудительные мотивы самопознания.

Воспитание  и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже  в раннем детстве родители сознательно  и бессознательно формируют образцы  поведения, установки: «Не плачь - ты мужчина», «Не пачкайся - ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны  «хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике  массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки  действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и  реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в  соответствии с сознательно поставленными  целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при  сознательном сопоставлении своих  поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным  возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют  зрелость человека и являются предпосылками  организации самовоспитания.[4]

Самовоспитание  предполагает использование таких  приемов, как:

  • Самообязательство
  • Самоотчет
  • Осмысление собственной деятельности и поведения 
  • Самоконтроль.

Самовоспитание  осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся:

1) самопознание;

2) самообладание; 

3) самостимулирование.

Самопознание  включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Информация о работе Влияние самовоспитания на развитие личности молодого человека