Шпаргалка по "Ораторскому искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:38, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос1 Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире.
Вопрос 2 Ораторское искусство в России. Риторика Ломоносова.
Вопрос3 Способы установления контакта с аудиторий.
....
Вопрос 48 Технологии установления межличностного контакта.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы Ораторское искусство в СКСТ.docx

— 209.01 Кб (Скачать файл)

Вопрос 27 Инвенция. Развертывание  темы и тезиса речи.

Инвенция (в переводе на русский язык - изобретение) есть искусство добывания и предварительной  систематизации материала.

Как раздел риторики инвенция предполагала разработку проблематики, связанной с предметной областью речи, а именно с тем, о чем пойдет разговор.

Инвенция - первый этап создания речи, предполагающий разработку проблематики, связанной с предметной областью речи, а именно с тем, о  чем пойдет разговор. Инвенция призвана определить тематико-содержательное пространство речи. На этом этапе начинается так называемое риторизованное речепорождение, т. е. процесс поиска средств, направленных на осуществление замысла создателя речи. Реализовать инвентивный этап - следовательно, ответить на вопрос: о чем речь? или что сказать?  Инвенция состоит из ряда фаз [4, с. 49 - 61].

1. Фаза ориентации. Находясь в этой фазе, говорящий пытается разобраться в состоянии дел "на старте". На данном этапе формируется общее представление о речи. Определяется состав фактов, однако пока нет точного представления, какие из них будут использованы, а какие останутся за пределами сообщения. На протяжении этой фазы составитель работает лишь с эмпирическим материалом, который определяется как материал, опирающийся на данные, добытые самим автором в результате его самостоятельной работы, - будь то работа в области вербальной (словесной) или невербальной (реальной) действительности.

2. Фаза выбора. Данная фаза предполагает отбор материала, который осуществляется по принципу актуализации дихотомий: главное / второстепенное; старое / новое; общепринятое / оригинальное; понятное / непонятное и т. п. Эту фазу называют этапом самоограничений. На протяжении данного этапа составитель речи работает с эмпирическим материалом, а также начинает привлекать и материал энциклопедический, создающий необходимую перспективу рассмотрения фактов. Энциклопедический материал - это объективная информация, представляющая собой устоявшееся представление о "фрагментах действительности", источником которой выступают тексты энциклопедий, справочников, монографий, научных и деловых документов и т. п.

3. Фаза погружения. Это последний этап в процессе инвенции, этап последовательной разработки темы как достижение баланса между эмпирическим и энциклопедическим материалом посредством введения компаративного (сравнительного) материала. Компаративный материал - это внешний по отношению к обоим типам материала "язык", который играет роль "посредника", т. е. выступает в качестве метаязыка. Компаративный материал приводит эмпирический материал в соответствие с энциклопедическим, выявляет, насколько взгляды автора вписываются в существующую традицию, т. е. определяется уровень конфликтности говорящего по отношению к существующим в сознании современников "фрагментам действительности". Эмпирические факты получают свое обоснование - научное, историческое, культурологическое. Именно в рамках фазы погружения осуществляется проверка собственного "сооружения" на прочность.

Таким образом, выделяются следующие основные функции материала  разного типа:

· эмпирический материал вводит новую информацию;

· энциклопедический  материал создает необходимый фон  для рассмотрения фактов;

· компаративный  материал служит средой, в которой  сосуществуют эмпирический и энциклопедический  материалы, обеспечивает синтез информационных блоков в составе речевого произведения.

Вопрос 28 Диспозиция.

 

Диспозиция (в переводе на русский - развертывание) классически  определяется как искусство организации  сообщения, то есть, говоря современным  языком, искусство композиции.

Как раздел риторики диспозиция предполагала материализовать  сообщение посредством организации  материала, "добытого" на этапе  инвенции, в составе целого. Квинтилиан, например, рассматривал диспозицию как "utilis remm ас partium in locos distributio", то есть как распределение (дистрибуция) релевантных единиц в покосе (речевом единстве).

Этот раздел риторики фактически представлял собой своего рода "науку развития мысли", давая  говорящему возможность ощутить сообщение как процесс. Говорящий получал конкретные рекомендации касательно того, как осуществляется композиционное членение речи, в какой последовательности следуют друг за другом части композиции и как они связаны с имеющимся в руках говорящего планом.

План, который на данный момент был в его распоряжении, представлял собой, грубо говоря, план предмета, но не план речи (план будущего дома, но не план строительства будущего дома).

Успешное осуществление  диспозиции также предполагало отбор - так сказать, отбор "второго порядка". Понятие отбор предусматривало, что в конкретном сообщении не всегда необходимо использовать весь объем сведений, собранных в процессе инвенции. Одно умело отобранное сведение может подействовать на слушателей сильнее, чем целый ряд "случайных". Кроме того, если верить Цицерону (а  не верить ему, в общем-то, нет оснований), "сильные" сведения (как и сильные  аргументы) следовало приберечь  напоследок.

Основными требованиями к диспозиции были требования установления четкого членения сообщения и  обеспечение внутренней связности  между его частями, теперь уже  с привлечением как энциклопедического, так и компаративного материала.

Удовлетворявшее этим требованиям сообщение считалось  построенным корректно. Причем удовлетворить  им было вовсе не просто: в отдельных  трудах по риторике требования эти  даже считались взаимоисключающими, то есть утверждалось, что; четкое членение структуры исключает внутреннюю связность... Вот почему иногда требования к диспозиции формулировались как  требования четкого членения сообщения  и/или внутренней связности между  его частями.

В рамках естественного  членения сообщения была выработана простейшая схема, теперь уже универсальная  композиционная схема на все случаи жизни, ибо каждая речь состоит из вступления, основной части, заключения и (от случая к случаю) отступлений, вне зависимости от того, какова конкретная тема.

Предусматривались диспозицией и речи для определенных случаев.

Здесь в ход шли  уже более частные композиционные ходы (например, такие, как повествование, описание, толкование и др.). Таким  образом, фактически вырабатывались типы речевого поведения для речевых  ситуаций, "обычного типа", а также  речевые конвенции, пригодные для "церемоний" и "ритуалов". В ряде случаев имели хождение даже более или менее строго фиксированные тексты.

Риторикой разрабатывались  не просто композиции – разрабатывались  целесообразные композиции, то есть композиции, лучше всего отвечающие потребностям тех, кто взаимодействует, - коммуникантов, (правда с отчетливым акцентом на «производителя речи», то есть, говорящего: классическая риторика вообще была развернута прежде всего в его сторону.

Функция универсальной  композиции и частных композиций была подобна функции топосов: в соответствии с композиционными схемами можно было строить или не строить речь, но держать ее в сознании - как совершенно определенную систему координат - тем не менее весьма рекомендовалось. Вот почему основным композиционным членениям, предлагавшимся риторикой, следует уделить специальное внимание.

Прежде всего, однако, напомним, что классические риторические композиции были разработаны в ориентации на так называемую "судебную речь" как образец.

В основе универсальной  композиции, как уже говорилось, лежит 3-частное деление речевого целого, предусматривающее введение, основную часть и заключение. Примечательно, что речь в старых риториках шла  даже не столько о том, что целесообразная композиция предполагает наличие всех упомянутых частей (в некотором смысле это неизбежно>), сколько о том, что целесообразная композиция предполагает гармоничное сочетание этих частей, которые в принципе должны отражать друг друга как система зеркал.

Важным, таким образом, оказывалось не только взаиморасположение частей, но и отношение каждой из частей к речевому целому, как с  точки зрения пропорций, так и  в плане содержания частей.

Просто из соображений  порядка приведем названия всех частей естественной композиции, впоследствии сосредоточив внимание лишь на основных:  

 

1. Введение (exordium).

2.2. Основная часть  (corpus):

2.1 изложение (narratxo, или prqpositio),

2.2. аргументация (argumentatio):

(2.2.1. позитивное  доказательство (probatio),

2.2.2. опровержение  точки зрения противника (refutatto) ).

3. Заключение (peroratio):

3.1; резюме (recapitulatio).

Вопрос 29 Топика. Использование общих  мест

Топика (лат. "loci" - "места") - это учение о совокупности общих мест, которые проявляют аспекты разработки любой темы.

В риторике за длительный период ее существования было накоплено  немало топосов. На сегодняшний день топос можно охарактеризовать как общеизвестные рамки, в которые вписываются оригинальные мысли. Дело в том, что для успешного восприятия аудиторией речи в ней должна быть определенная пропорциональность между оригинальным / банальным.Если сообщение является вполне оригинальной конструкцией, то слушатели вряд ли смогут понять его. В современной науке в данном случае используются понятия инварианта и понятия варианта. Понятие инварианта соответствует топоса, а понятие варианта - конкретной речи. Особенность инварианта заключается в том, что это некая абстракция по отношению к реальным модификаций. Есть топос - это не речи и ими нельзя пользоваться вместо речи. Это определенные ориентиры.

Пользоваться топикой  нужно как техникой, суть которой  заключается в умении задавать вопросы. Тогда процесс разработки темы представляет собой движение от наиболее общих вопросов к более конкретным, уточняющие соответствующие аспекты предмета речи. Каждый вопрос открывает сферу дальнейших содержательных уточнений.

До наших времен дошло несколько классических топосов риторики. Одним из них является "схема описания события '".При использовании этого топо-су оратору нужно было найти ответы на следующие пять вопросов: что это за событие, гдепроизошло событие, когда произошло событие, как произошло событие, чем произошло событие. Таким образом оратор ничего не пропускал из существенных моментов.

Еще один пример топоса можно найти в Квинтилиана: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Для чего? Как? На сегодняшний день такой понятийный перечень является основой позиционирования (создание и поддержание понятного для клиента образа, имиджа).

Если взять за основу эти общие вопросы, то можно  сформулировать определенную классификацию  топосов.

Первая группа (кто? Что?) - Это топос, связанные с сущностью предмета речи.

К ним относятся: имя, определение, целое и часть, род и вид, признаки, отношения, подобное и отличное тому подобное.

Основные результаты мыслительных операций, связанных с  использованием первой группы топосов, подробно описаны в следующем разделе логики, как "Понятие". Для оратора важно знать и помнить, по крайней мере, логическую структуру понятия, правила операций разделения и определения 

.

Достаточно эффективными Топос из этой группы являются:

o "Это, а не то". Например:

"Университет  - это союз ученых.

Это не детский  сад, не клуб, не реформатор;

это не политическая партия и не агентство по пропаганде.

Университет - союз ученых "

(Из речи Г.  М. Хетчинса "Что такое университет?").

o Рассмотрение различных толкований определенного понятия. Например:

"Что такое  утопия? В научном смысле это  - какая-то теория упорядочения  общественной жизни, не имеет  никаких шансов на осуществление  и потому ей" нет места "в  реальном мире. В литературном  смысле это - образ грядущей  жизни человеческого гражданства,  изображен на фоне какого-то  позитивного, а порой и отрицательного  идеала. Этот образ не обязательно  должен быть "утопическим" в  научном смысле, наоборот, когда  такая литературная утопия талантливая  или гениальная, то в ней всегда  есть хоть зерно чего-то прочного, способного к жизни, чего-то  такого, что дополняет научную  теорию, дает ей новую краску  или хотя новый оттенок. беллетристических утопия есть или по крайней мере должна быть тем "красочным деревом жизни", помогает нам оценить психологическую стоимость "серой теории" для времен грядущих "(Л. Украинской." Утопия в беллетристике ").

Вторая группа (где? Когда? Как?) - Это топос, связанные с обстоятельствами возникновения, развития и существования предмета.

К ним относятся: время, место, средства, происхождения, способ действия и т.д.. Достаточно эффективным топосом из этой группы является топос "от этого до того". Например:

"Я с облегчением  перешел из неустойчивого океана  Предвидение и Теории на прочную  землю результатов и фактов" (У. Черчилль).

Третья группа (почему? Для чего?) - Это топос, связанные с причинами и последствиями существования предмета.

К ним относятся: цели, намерения, причины, последствия  и т.д.. Достаточно эффективными в ораторских речах есть такие топосы из этой группы:

o "Если это ..., то ...". Например:

"Ницше предупреждал  Европу: если вы добрые том,  что можете силой общественных  норм и культуры быть добрыми,  то это очень шаткое основание  - под этим основой воют фурии" (М. Мамардашвили. "Вена на рассвете XX века").

o "Это не потому, что ..., а потому ...". Например:

"Я верю, что  человек не только все преодолеет. Она победит. Она бессмертна  не потому, что среди живых  существ только ему данное  неиссякаемый слово, а потому, что ей дарована душа, способная  жертвовать, сострадать и терпеть" (У. Фолкнер).

o Рассмотрение альтернатив. При этом последней называют ту, которая излагается в речи. Например:

Информация о работе Шпаргалка по "Ораторскому искусству"