Шпаргалка по "Ораторскому искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:38, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос1 Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире.
Вопрос 2 Ораторское искусство в России. Риторика Ломоносова.
Вопрос3 Способы установления контакта с аудиторий.
....
Вопрос 48 Технологии установления межличностного контакта.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы Ораторское искусство в СКСТ.docx

— 209.01 Кб (Скачать файл)

Вопрос 18 Диспозиция. Компоненты структуры  речи.

Диспозиция (от лат. "dispositio "-" расположение ") - это раздел риторики, изучающий структуру ораторской речи.                                                                                                      На этом этапе оратор должен организовать материал, изобретенный в процессе инвенции, т.е. расчленить его и обеспечить определенную последовательность в речи. Характерной чертой любого речи является линейность, поэтому оратору и нужно так расположить предварительно отобранный материал.              Если на этапе инвенции главным было определение стратегии, то на последующих этапах, начиная с диспозиции, главным является определение тактики. Она предусматривает систему действий для эффективной реализации стратегии. На этапе диспозиции тактика заключается в том, чтобы структурировать материал и обеспечить связь между отдельными положениями ораторской речи. В результате речь представлять собой единое целое.      Еще в классической риторике существовало немало взглядов относительно количества необходимых частей ораторской речи. Некоторые теоретики указывали на четыре обязательные части (Например: Аристотель, Исократ), другие - на семь и т.д..На сегодняшний день оптимальной считается такая структура речи:

1. Вступление.2. Главная часть.3. Завершения.

Отдельные части  речи и положение в пределах самих  частей должны быть связаны между  собой. То есть речь должна иметь так называемую блочную структуру, в которой между блоками существует определенная взаимосвязь, а не просто накопление материала. Связь достигается благодаря использованию специальных слов или словосочетаний, которые и обеспечивают переход. Эти "слова-переходники" можно разделить на следующие группы:o заперечувальни;o подтверждающие;o нейтральные.

Заперечувальни переходные конструкции - это выражения, которые призваны ослабить те положения, оратор хочет раскритиковать. Например: "но ...", "но ...", "увы ...", "казалось, что ...", "и все же следует признать, что ...", "фактически же. .. "," никто не ожидал, что. "," совершенно неожиданно мы узнаем, что. " и тому подобное.

Подтверждающие  переходные конструкции - это выражения, призваны усилить те положения, которые  оратор защищает.Например: "кстати.", "кроме того.", "в пользу этого свидетельствует и то, что.", "следует добавить также и то, что . "," это можно подтвердить и тем, что. "," известно также, что. "," а это значит, что. " и тому подобное.

Нейтральные переходные конструкции - это выражения, которые  выполняют чисто техническую  роль связи. Как правило, это вводные слова или предложения. Например: "интересно, что.", "Оказывается, что.", "Следует отметить, что.", "Следует подчеркнуть, что.", "Не стоит забывать, что.", "Во-первых., Во-вторых ., в-третьих. "," а теперь позвольте перейти к следующему вопросу "и другие.

Благодаря использованию  различных переходных конструкций  речь оратора приобретает целостного облика, где каждый элемент служит общей цели - воздействия на аудиторию.

Оратор может  также применять как переходные конструкции выражения, содержащие прямое обращение к слушателям.Например: "а теперь давайте вместе подумаем над тем, что.", "давайте вспомним, что.", "попробуйте представить себе, что.", "обратите внимание на то, что. "," давайте задумаемся над вопросом о том, что. "," а чтобы вы делали в случае. " 

Вопрос 19 Отмеченные позиции и схемы  выдвижения.

Принцип выдвижения. Отмеченные позиции Принцип выдвижения основан на современном представлении об информационной структуре текста.                                             И в устном ли, и в письменном тексте информация распределена неравномерно: есть информационные сгустки, а есть пустые места, «вода». Аналогичным образом можно подсчитать распределение информации и в отдельном слове, и целом тексте. Суть одна: есть информационные пики и спады, и это совершенно согласуется с устройством внимания человека, которое не может работать на одной монотонной волне напряжения. На пиках мы максимально напрягаемся, на спадах отдыхаем. В русском слоге пик обычно приходится на согласный, в слове - на начало корня и окончание.                                        Если мы компрессируем информацию, например, сокращаем слова, опускаем те их части, которые легко восстановить, воспринять речь будет сложней, чем обычно, из-за невозможности отдохнуть на том, что мы пренебрежительно именуем «водой». Известно, что конспект читать трудней, чем книгу.

Этим свойством  распределения информации можно  сознательно пользоваться при построении текста. В каждом тексте есть самое  главное, суть его содержания, и менее  главное. Правильно организованный текст – это текст, в котором  информационные пики приходятся именно на главное, а побочное оказывается  предсказуемым, легко расшифровываемым. Тем самым главное в тексте выдвигается на первое место, и текст  в целом становится гораздо более  понятным.

Теория выдвижения учит нас при выборе композиции особым образом маркировать главные  мысли.

Для этого есть две возможности. Во-первых, это отмеченные позиции, те места, которые маркированы априорно, самим положением в тексте, как, например, заглавие. Во-вторых, это позиции, созданные специальными схемами выдвижения, когда дополнительное внимание к определенным фрагментам текста привлекается особым расположением его элементов. Остановимся на первом случае.

В устной речи естественно  сильной позицией являются зачин  и концовка выступления. Эти элементы маркированы тем, что с одного речь начинается, а другим завершается. В письменной речи графика порождает  и другие позиции. Это заглавие, подзаголовок, лид, врезка, плюс те же начало и конец текста.

Врезка – это  графически выделенные цитаты из текста, расположенные внутри самого текста. Иногда они дублируют содержание соответствующих абзацев, иногда просто выделяют их.       Нечто схожее с врезкой образует и какой-либо размещенный на пространстве газетного текста документ или факсимильное изображение. В качестве средств выдвижения используются и надписи под фотографиями или рисунками. Сами рисунки и фотографии также позволяют определенным образом ориентироваться в тексте, если только не выполняют интригующую функцию.

Принцип выдвижения. Схемы выдвижения

Конвергенция, сцепление, градация, обманутое  ожидание

Выше речь шла  об отмеченных позициях, но позиции  в тексте можно создавать самому, специальным образом структурируя текст. Это достигается с помощью так называемых схем выдвижения. Список этих схем открыт. Обычно в числе их называют конвергенцию, сцепление, градацию и обманутое ожидание.

Конвергенция –  это концентрация изобразительно-выразительных  средств в каком-либо фрагменте текста. Тем самым этот фрагмент как бы особым образом расцвечивается, и это выделяет его, привлекает к нему внимание, ставит сказанное в нем в особую позицию. Конвергенцией называют и обратное явление: намеренно скупое использование изобразительно-выразительных средств в каком-либо фрагменте, что также выделяет его.

Конвергенцией охотно пользуется художественная литература. Для риторических текстов эта  схема выдвижения менее типична. Проявление конвергенции в риторике – это «картинки», расцвечивающие текст, но не простые примеры, на которых  отдыхает внимание слушателя, а красочные, выделяющие главную мысль автора.

Сцеплением называется повтор сходных элементов в сходных  позициях. Элементарный случай сцепления  – рифма в обычном рифмованном  стихе. В конце стихотворных строк  повторяются сходные звуки. Это  выделяет рифмованные слова, делает их ключевыми. Очень часто по столбику зарифмованных слов можно восстановить смысл всего стихотворения. Как  и в случае рифмы, при сцеплении  образуются цепочки ключевых слов или  ключевых высказываний. Сцепление в  этом смысле то же, что врезка, но достигнутая  не графическим, а лексическим способом. Предположим, что каждую часть своей  речи вы заканчиваете анекдотом. Тогда  эти анекдоты образуют цепочку внутри вашей речи. Если их содержание удачно интерпретирует каждый фрагмент вашего выступления, значит, вы правильно построили  схему сцепления.

Развернутый пример сцепления будет дан в связи  с последней схемой выдвижения –  обманутым ожиданием, построенном  на нарушении сцепления.

Градация – это  расположение текста в порядке нарастания и убывания какого-либо признака. Градация рассматривается и как фигура мысли (см. ниже) и как схема создания выдвижения. В последнем случае она функционирует глобально, организуя весь текст. Градация подобна сцеплению, но, помимо повтора, предполагает усиление какого-либо признака в каждом из элементов сцепления. Через текст с градацией как бы пропущена лесенка, от ступени к ступени повышающая эмоциональный тон или смысловое наполнение текста. Например, каждая часть речи может заканчиваться каким-то призывом, причем каждый следующий призыв будет эмоционально или содержательно сильней, чем предыдущий.

Обманутое ожидание – это сцепление или градация с нарушением в конце. Например, последняя  строчка стихотворения, вопреки  ожиданию, ни с чем не рифмуется  – нарушено сцепление. В последнем  члене градации вместо усиления неожиданно возникает ослабление – нарушена градация. Классический пример обманутого ожидания – «Сказка о рыбаке и  рыбке». В ней происходит нарушение  градации: всякий раз исполняются  все более и более притязательные желания старухи, но финал исполнения желаний – разбитое корыто.

Приемом обманутого ожидания автор подчеркивает сверхважность последней выделенной части. Тема Интернационала, в самом деле, развивается в конце речи наряду с темой народов Республики Советов. Речь Сталина подводит к идеям мировой революции.

В целом принцип  выдвижения можно сформулировать следующим  образом. Текст должен быть организован  иерархически, главные мысли должны быть выделены, должны образовывать верхний  ярус текста. Возможна многоярусная его  организация. Выделение осуществляется либо за счет готовых позиций –  начало, конец, заглавие и т.д., либо за счет перегруппировок внутри текста. Эти перегруппировки, называемые схемами  выдвижения, могут быть организованы по-разному. Наиболее известны такие  схемы, как конвергенция, сцепление, градация и обманутое ожидание. Обманутое  ожидание – пример того, как образуются три яруса значимостей. На первом – основной текст, на втором – то, что выделено сцеплением, на третьем  – последнее звено сцепления, в котором нарушены читательские ожидания.

Вопрос 21 Элокуция.

Элокуция (украшение) как заключительный этап подготовки речи. Основные качества хорошей речи: красота, уместность, правильность, ясность. Речевые средства усиления изобразительности (гипонимизация, атрибутизация) и специальные средства усиления изобразительности (тропы, риторические фигуры, амплификация). Уместность и функциональные стили русского языка. Признаки разговорного, официально-делового, публицистического, научного и художественного стилей. Языковая норма и ее разновидности. Ясность речи, основные виды ее нарушения.

Этапы классического риторического  канона:1Инвенция – изобретение (найти что сказать).2Диспозиция – расположение изобретения.3Элокуция – словесное оформление мысли.4Меморио – запоминание.5Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.

Третьим этапом создания речи по классической традиции является этап «превращение замысла речи, ее изобретенного и расположенного в определенном порядке содержания в реальный текст». (21,210). В риторике он называется «элокуция». Иногда элокуция понимается как этап, на котором уже готовая речь украшается метафорами, гиперболами и другими художественными средствами

Элокуция – очень важный этап построения речевого высказывания, текста, несущий в себе огромные и разнообразные возможности использования слов и их сочетаний.

В теории данного этапа разрабатывались  тактические вопросы использования  лексического и синтаксического  материала.

Здесь важен тщательный отбор слов и их сочетаний, семантический, стилистический, частеречный, даже звуковой. Основное содержание данного этапа выражается двумя основными направлениями: перевод мыслей в слова и использование тропов и фигур.

Первая функция элокуции – отбор слов для выражения мысли. Сюда относятся общие наблюдения над различными грамматическими формами и конструкциями в тексте (предложение, фраза, период).

Описание и классификация риторических фигур – предмет исследования второй части этапа элокуции. Теория фигур речи, как и тропов, никогда не была в классической риторике самоцелью и должна быть интерпретирована как продолжение двух первых частей канона – инвенции и диспозиции.

Элокуцией называется раздел риторики, в котором рассматриваются средства и приемы словесного выражения замысла.

Публичное высказывание предназначено  для аудитории, которая стремится правильно понять ритора и ожидает от него точной и ясной формулировки мыслей. Если ритор ограничивается задачей быть правильно понятым аудиторией, ему достаточно соблюсти общепринятые нормы речи. Но если тема требует от аудитории значительных усилий, то элементарной культуры речи недостаточно: сложное содержание невозможно выразить простыми средствами.

Высказывание принадлежит к  определенному виду словесности, нормы которого определяют характер содержания и речевые средства. Если автор не соблюдает эти нормы, произведение утрачивает необходимые качества, на основе которых получатель использует текст определенным, соответствующим замыслу образом. Если, например, построение и язык документа не соответствуют нормам деловой речи, то документ теряет юридическую силу.

При желании осуществить "официальное представление" элокуции можно исходить из следующих (обычных для пособий по риторике) установок.

Тот, кто предлагает вниманию слушателей сообщение, имеет перед  собой отнюдь не только задачу предоставить в их распоряжение определенный материал (инвенция) и не только задачу распределить этот материал так, чтобы им удобно было воспользоваться (диспозиция), но и задачу "подать" материал определенным образом; или старомодно выражаясь, определенным слогам. За слог и отвечает третий раздел риторики - элокуция.

В сущности же элокуция изначально давала рекомендации довольно широкого спектра и апеллировала к таким категориям, как:

Информация о работе Шпаргалка по "Ораторскому искусству"