Шпаргалка по "Ораторскому искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:38, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос1 Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире.
Вопрос 2 Ораторское искусство в России. Риторика Ломоносова.
Вопрос3 Способы установления контакта с аудиторий.
....
Вопрос 48 Технологии установления межличностного контакта.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы Ораторское искусство в СКСТ.docx

— 209.01 Кб (Скачать файл)

7. Топ «обстоятельства»

Этот топ выражает место, время, условия осуществления действия. Если топ «причина – следствие» наиболее характерен для рассуждения, то без смысловой модели «обстоятельства» немыслимо повествование: «В половине двенадцатого с северо-запада, со стороны  деревни Чмаровки, в Старгород вошёл молодой человек лет двадцати восьми», - так впервые появляется в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер.

Модель «обстоятельства» помогает ответить на вопросы: где? когда? при каких условиях? каким образом?

8. Топ «пример»

Данный топ представляет собой конкретный факт, взятый оратором из собственного опыта, опыта других людей, из истории, но также и из фольклорных  источников, художественной литературы, Священного Писания. Эта смысловая  модель опирается на практицизм и  прагматизм нашего мышления, на доверие  тому, что было в самой реальности, а не приобретено в ходе рассуждений.

Из художественной литературы заимствуются сходные ситуации, служащие подтверждением обобщённости и повторимости рассматриваемых обстоятельств. Приводить примеры нужно из области, знакомой слушателям, доступной уровню их восприятия. Пример может быть единичным, но чаще оратор использует несколько примеров, подтверждающих его точку зрения.

9. Топ «свидетельство»

Топ «свидетельство» носит  ещё одно название –«обращение к авторитетам». Это чаще всего цитаты, изречения, принадлежащие авторитетным людям, тем, кому мы доверяем, кем восхищаемся. Ими могут быть видные учёные, известные общественные и политические деятели, поэты, писатели, философы, древние мудрецы. Например: «Как сказал Н.Карамзин, монументы возвышают дух народа».

В качестве свидетельства  нередко используются пословицы  и поговорки как выразители народной мудрости.

Не менее убедительна  и цитата из Священного писания, которая  вводится в текст с указанием  на источник: «В Священном Писании  сказано: блаженны нищие духом, ибо  их будет царствие небесное» и  т.п.

10. Топ «имя»

Эта смысловая модель обращает нас к внутренней форме слова, к происхождению (этимологии) слова. Так, понять, что такое «образование», поможет выяснение того, что такое «образ» – понятие, лежащее в основе слова «образование». Тогда образование предстанет перед нами как «выставление некоего образца», образа, по подобию которого формируется конечный продукт обучения; как некая идеальная модель знания, к которой направлены усилия учителя.

Мы лучше поймём, что  такое Владивосток как город, стоящий на страже границ России между  Востоком и Западом, если разложим его  имя на две составляющие: владеть  и Восток, владеть Востоком.

Вопрос 35

Выразительность речи -- это такое свойство речи, благодаря которому, используя выразительные средства, можно разбудить не только логическую, но также эмоциональную, эстетическую область нашего сознания.

Выразительная речь действует  на наши чувства сильнее, чем речь "механическая", однотонная.

Это самое трудное для  описания качество речи. Почему?

Во-первых, потому что каждый из нас оценивает выразительность  текста с позиции своего риторического  идеала.

Во-вторых, потому что выразительность -- наиболее "ситуативное" качество речи: в отличие от других качеств выразительность зависит от каждого параметра ситуации общения.

В-третьих, выразительность  находится в "сложных" отношениях с другими коммуникативными качествами речи: она может усиливаться благодаря  достоинствам речи, а может достигаться  благодаря ее недостаткам (если это  соответствует намерениям автора речи).

В-четвертых, набор и соотношение  средств выразительности в разных речевых стилях и жанрах существенно  различаются.

Степень выразительности, средства для достижения нужного эффекта  зависят не только от индивидуальности автора и особенностей адресата речи, но и от ситуации общения, которая  диктует выбор стиля и жанра  высказывания.

Выразительность речи отдельного человека зависит от нескольких условий:

  1. Самостоятельность мышления, деятельность создания автора речи.

Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону  и стандарту, не удивляйся тому, что  шпаргалочное мышление и шаблонное  чувство не позволяют пробиться  робким росткам выразительности.

  1. Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.

Нередко лектор, журналист, или учитель, или административный руководитель -- все они, попавшие в  паутину равнодушия, говорят "без  души", по шаблону, по образцу, не желая  и не умея этот образец улучшить, изменить.

Однако жизнь хочет  отказа от равнодушия, хочет пытливости мысли и остроты чувства и  требует поисков выразительности.

  1. Хорошее знание языка, его выразительных возможностей.
  2. Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей.
  3. Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

Знание должно перейти  в навык. Следует внимательно  читать образцовые тексты -- художественные, научные, публицистические и иные. Полезно вслушиваться в речь людей, которые умеют выразительно говорить. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь вообще, а в частности -- её выразительность.

  1. Сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.

Необходимо психологически настраивать себя на выразительность: "я изучу выразительные средства нашего языка (пословицы, поговорки, метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и  литоты и другие), овладею ими, приобрету навыки их использования в речи, научусь оценивать свою речь -- выразительна ли она? -- научусь устранять из речи все, что мешает выразительности".

Учиться речевому мастерству следует у русских писателей, так как в их речи можно найти  и правильность, и точность, и  логичность, выразительность мыслей:

"Становилось  жарко; белые мохнатые тучки  быстро бежали от снеговых  гор, обещая грозу; голова Машука  дымилась, как загашенный факел;  кругом его вились и ползали,  как змеи, серые клочки облаков,  задержанные в своем стремлении  и будто зацепившиеся за колючий  его кустарник. Воздух был напоен  электричеством. Я углубился в  виноградную аллею, ведущую в  грот; мне было грустно" (М.Ю. Лермонтов)

"А погода  великолепная. Воздух тих, прозрачен  и свеж. Ночь темна, но видно  всю деревню с ее белыми  крышами и струйками дыма, идущими  из труб, деревья, посеребренные  инеем, сугробы. Все небо усыпано  весело мигающими звездами, и  Млечный Путь вырисовывается  так ясно, как будто его перед  праздником помыли и потерли  снегом..." (А.П.Чехов)

Наверное, в таких случаях  принято говорить, что тут нельзя изменить ни одного слова: так точно  и определенно применено каждое.

Вопрос 36 Образ оратора. Приемы взаимодействия с аудиторией

Слово «оратор» появилось  в русском языке в XVIII в., а более широкое распространение получило в первой четверти XIX в. В. И. Даль, объясняя слово «оратор» в Толковом словаре живого великорусского языка, подбирает близкие ему слова и словосочетания: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить. Таким образом, оратор – это человек, умеющий говорить красно, т. е. красиво, образно, выразительно. 
 
Каждый выступающий имеет свои особенности, которые влияют на стиль речи, проявляются в манере выступления. Поэтому теоретики ораторского искусства, издавна выделяли разные типы ораторов. Так, Цицерон в труде «Об ораторе» называл три типа: 
 
1) ораторы, «велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражений». Это ораторы «решительные, разнообразные, неистощимые, могучие, во всеоружии готовые трогать и обращать сердца»; 
 
2) ораторы, «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие»; 
 
3) «…средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых». 
 
В современной литературе также выделяют различные типы ораторов: ораторы, для которых основное средство ораторского искусства – логика рассуждений, и ораторы, воздействующие на слушателей своей эмоциональностью. Однако следует иметь в виду, что речь должна быть и логичной и эмоциональной. Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждений. Вместе с тем проигрывают и те ораторы, которые говорят бесстрастно, неэмоционально. 
 
Чтобы выступать публично, ритор должен обладать рядом специальных навыков и умений. По определению психологов, навык – это способность осуществлять ту или иную операцию наилучшим образом. К основным навыкам оратора относят следующие: 
 
1) навык отбора литературы; 
 
2) навык изучения отобранной литературы; 
 
3) навык составления плана; 
 
4) навык написания текста речи; 
 
5) навык самообладания перед аудиторией; 
 
6) навык ориентации во времени. 
 
Из приобретенных навыков складываются умения оратора. В частности, он должен уметь самостоятельно подготовить выступление, доходчиво и убедительно изложить материал, ответить на вопросы слушателей, установить и поддержать контакт с аудиторией и т. д. 
 
Если какие-либо умения и навыки будут отсутствовать, то общение выступающего с аудиторией может оказаться неэффективным. 
 
Кроме того, оратор должен быть эрудированным, т. е. начитанным, осведомленным в области науки и техники, литературы и искусства, разбираться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в стране и за рубежом. Он должен хорошо знать предмет своей речи. Только если оратор хорошо разбирается в теме выступления, умеет рассказать много интересного и привести новые, неизвестные аудитории факты, ему удастся ответить на важные вопросы слушателей. Таким образом, ритор достигнет внимания и уважения к себе.

Эффективная презентация  информации предполагает:

  • разностороннее владение темой — достигается сбором информации из разных взаимодополняющих источников и уверенное ее воспроизведение;
  • понятное и интересное изложение — достигается с помощью дидактических принципов;
  • ясные и красноречивые ответы на вопросы — большинство из них готовится заранее (т.к. в основном вопросы одни и те же).
  • использование специальных приемов риторики и красноречия;
  • ораторское искусство (умение работать с аудиторией) — всегда является преимуществом. Требует определенной подготовки, а также соблюдения правил и желание учиться.

Дидактические приемы, направленные на улучшение  восприятия информации

1. Принцип структурирования. Предлагаемая слушателям информация должна иметь ясную и продуманную внутреннюю структуру. Материал разбивается на:

  • Функциональные части — по принципу выполняемых функций. Таких частей должно быть как минимум три: введение, основная часть, заключение. Функция введения — дать представление о содержании выступления, т.е. ответить на вопросы: что именно и как именно мы собираемся делать? о чем говорить? зачем (почему) именно так? Функция основной части — обеспечить усвоение информации. Функция заключения — сформировать целостное представление и выделить направления дальнейших действий (если они требуются.
  • Тематические блоки, каждый из которых, в свою очередь, состоит из введения, основной части и заключения.

2. Принцип краткости  фразы. Объем оперативной памяти человека ограничен 7+/-2 смысловыми единицами. Существует риск, что длинная фраза останется не понятой. Поэтому желательно излагать материал короткими, не более 9 слов предложениями. Как ни странно, это требование часто вызывает затруднение у начинающих ораторов. Излишняя озабоченность тем, «как Я буду смотреться», «а не сочтут ли меня недостаточно умным», выливается в претенциозные, «умные» и длинные фразы. Рекомендуется в таком случае, все время напоминать себе, что витиеватые предложения с дидактической точки зрения бесполезны, так как их смысл останется не воспринятым.

3. Принцип ключевых  фраз. Основные положения — постулаты должны формулироваться всегда одинаково. К основным положениям относятся: любые названия (терминов, законов и т.д.), принципы и допущения, слоганы, лозунги и пр., а также все, что выступающий хотел бы услышать в результате из уст слушателей (например, краткие характеристики продукции, заготовки «правильных» ответов на вопросы и т.д.)

4. Принцип повторения. Все основополагающие постулаты должны повторяться оратором не менее трех раз, желательно не подряд, а в логически выстроенном контексте. Например, при проведении презентации: «Сегодня мы рассмотрим оттеночные средства для волос, которые выпускает наша компания. Мы узнаем, какие средства попадают в группу оттеночных средств для волос и почему, каким образом работают эти средства, какими преимуществами обладают оттеночные средства для волос, в каких случаях рекомендуется их применять. Итак, к оттеночным средствам для волос относятся...»

5. Принцип баланса  абстрактного и конкретного. Каждое положение или правило должно сопровождаться конкретным примером. Перегрузка абстрактными тезисами вызывает непонимание и быструю утомляемость. Сигналом этому служат вопросы и реплики: «А как это применяется?», «Приведите пример, пожалуйста», «А вот у меня на практике получается как раз наоборот». Если слишком много конкретного, например, из-за увлечения методикой кейсов, у слушателей может возникнуть ощущение, что к ним это не имеет никакого отношения. В конце выступления они могут пожаловаться: «Одни какие-то байки рассказывали». Поэтому наилучший баланс создает пропорция 1:1.

6. Принцип визуализации. Материал, предоставляемый в форме конкретного примера должен содержать детали, вызывающие зрительные (визуальные) образы в воображении слушателей. Например: «Волосяные чешуйки располагаются как чешуя на рыбе или черепица на крыше — край каждого слоя прикрывает основание предыдущего». Все примеры должны подбираться так, чтобы вызвать яркую визуализацию, что обеспечит им большую вероятность запоминания.

7. Принцип наглядности. Для наглядности используются: образцы продукции, рекламные материалы, рисунки и надписи на доске и, наконец, как наиболее эффективный вариант — профессиональные макеты и демонстрационные материалы, развешанные сразу и на весь временной период выступления.

Правила работы с аудиторией

Правило № 1. Спонтанная речь

Устная и письменная речь — разные психические процессы, точно так же как чтение и слуховое восприятие. Прекрасно написанный текст  может совсем не восприниматься на слух. На слух хорошо воспринимается то, что произносится спонтанно. И наоборот, стенограмма интересного выступления  зачастую разочаровывает при прочтении. Процесс формирования речи похож  на игру на органе: произносится фраза, одновременно формируется следующая. Разумеется, произвольно этого сделать  нельзя. Если вмешаться в процесс  формирования речи, пытаясь сочинять и «улучшать» фразы на ходу, сразу  исчезнет плавность, возникнут паузы, которые могут заполняться словами-паразитами («вот», «значит») или просто звуками (а-а, э-э). То же самое происходит, если человек не помнит, что он хотел  сказать или пытается подглядывать в написанный текст. Игнорирование  этого запрета, выход к аудитории  «с бумажкой» снизят эффективность  и успешность вашего выступления.

Информация о работе Шпаргалка по "Ораторскому искусству"