Шпаргалка по "Ораторскому искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:38, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос1 Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире.
Вопрос 2 Ораторское искусство в России. Риторика Ломоносова.
Вопрос3 Способы установления контакта с аудиторий.
....
Вопрос 48 Технологии установления межличностного контакта.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы Ораторское искусство в СКСТ.docx

— 209.01 Кб (Скачать файл)

В4

Хорошо продуманное  вступление еще не обеспечивает успеха речи. Ритор может оригинально  начать выступление, заинтересовать слушателя, но впоследствии упустить их внимание и интерес. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственной является главная часть выступления.

В ней излагается основной материал, последовательно  разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели  подводятся к необходимым выводам.

В главной части  надо строго соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Готовясь к выступлению, ритор должен продумать, каким методом он будет пользоваться при изложении главной части, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует для привлечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать воздействие на аудиторию.

Структура выступления  зависит во многом от метода изложения  материала. В науке выделяют следующие методы:

1) индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а после подводит слушателей к обобщенным выводам;

2) дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор вначале выдвигает какие-либо предположения, а затем разъясняет их смысл на конкретных примерах;

3) метод аналогии – совпадение различных

явлений, событий, фактов. Обычно параллель

проводится с  тем, что хорошо известно слушателям;

4) концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Ритор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу;

5) ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор не возвращается к ней;

6) исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

При работе над  главной частью следует уделить  внимание логическим (обращенным к  разуму слушателя) и психологическим (обращенным к чувствам) доводам. При  этом самые сильные доводы принято  располагать в конце речи.

Каждому ритору надо также помнить о некоторых  недостатках в композиции, которых  следует избегать. Основным из них  является нарушение логической последовательности в изложении материала. Здесь  же необходимо избегать перегрузки текста теоретическими рассуждениями, отсутствия доказательности основных положений, обилия затронутых вопросов и проблем. К недостаткам композиции относят  также шаблонное, трафаретное построение речи.

Вопрос 5 Место различных видов  тропов в выступлении

Классификация и виды тропов 
Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в переносном значении,  которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выразительности и образности. В переводе с греческого «тропос» означает поворот.  Тропы всегда имеют второй, скрытый план, он и создает образ. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении для наглядности изображения предметов, явлений.  
Тропы можно условно разделить на три группы: 
1) Тропы, в которых основное значение слова не сдвигается, но обогащается путем раскрытия в нем новых дополнительных значений (созначений) (эпитет, сравнение, перифраза и др.) 
Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них с помощью другого. «Ярким солнцем в саду пламенеет рябина», «Голубые, как небо, глаза». Сравнение обладает большой убеждающей силой, стимулирует у  слушателей  ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта. 
Эпитет – это яркое определение, признак, выражаемый именем прилагательным. Есть общеязыковые эпитеты – «трескучий мороз», «тихий вечер»; народно-поэтические – «серый волк», «чистое поле»; есть индивидуально-авторские эпитеты – у Чехова – «мармеладное настроение», у Писарева – «чурбанное равнодушие». 
Перифраза – троп, состоящий в замене однословного наименования предмета или явления описанием существенных, определяющих его черт и признаков. Например, у Пушкина пародийна перифраза: «Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном» (имеется в виду молодая талантливая актриса). «Не пойду в зоопарк! Там царя зверей засадили в клетку!» Одним из видов перифразы является Евфемизм — замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Так у Гоголя: «обходиться с помощью платка». 
2)Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении (т.е. со сдвигом основного значения слова) (метафора, синекдоха, метонимия, антономазия, аллегория). 
 
Самым красивым и наиболее часто употребляемым тропом риторики Квинтиллиан считал Метафору – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. Например, «деревья в зимнем серебре» - имеется в виду – деревья в снегу, как в серебре. Классический пример метафоры, приводимый Цицероном: «ропот моря». 
К метафорам и сравнениям примыкает Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности, т.е. сближение по местоположению, времени, причинно-следственным связям и т.п. «Стальной оратор дремлет в кобуре» - револьвер; «Вел мечи на пир обильный» - вел воинов. Цицерон, чувствуя приближение старости, сказал, что его «речь начинает седеть». 
Одним из видов метонимии является Синекдоха - троп, основанный на отношениях рода и вида, части и целого, единичного и множественного. Когда отец Чичикова поучал сына: «А пуще всего, Павлуша, береги копейку», то, конечно, он имел в виду значительно более крупные суммы. 
Антономазия - троп, основанный на замене имени собственного именем нарицательным и наоборот: «Геркулес» вместо – сильный, «ментор» вместо наставник. Классический пример, приводимый Квинтилианом — «разрушитель Карфагена» вместо «Сципион». 
Аллегория – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы. Хитрость изображается в виде лисы, Фемида – символ правосудия с завязанными глазами (беспристрастие) и весами в руках. 
3) Тропы, в которых изменяется не основное значение слова, но тот или иной оттенок этого значения (гипербола, литота, ирония) 
Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление. Например у Ломоносова: «бег, скорейший ветра и молнии». 
Литота – художественное преуменьшение: «море по колено», «мальчик с пальчик». 
Ирония – выражение в словах противоположного их значению смысла, скрытая насмешка. Цицерон так характеризовал Катилину: «Да! Человек  
он боязливой и прекроткой...».

Вопрос 6 Методика аргументации в споре

Спор возникает тогда, когда проявляется расхождение  во мнениях собеседников. Спор есть диалог, в основе которого лежит  расхождение убеждений и стремление преодолеть это расхождение. Умный  спор на интересную тему способен доставить  подлинное интеллектуальное удовольствие как самим участникам, так свидетелям данного спора.  
Логический скелет любого спора - доказательство и опровержение: один человек выдвигает некоторый тезис и пытается обосновать его истинность, другой - нападает на этот тезис или на его обоснование. В споре два основных действующих лица: пропонент и оппонент. Пропонент - лицо, отстаивающее свою позицию, обосновывающее свой тезис. Оппонент - лицо, выступающее с возражением, критикующее доказательства противной стороны.  
Аргументация в споре. Лояльные и нелояльные приемы и аргументы в споре.   Лояльные приемы спора: 1. Инициатива. Следует с самого начала постараться захватить инициативу в споре: предложить свою формулировку спорного вопроса, зафиксировать пункт разногласия. Нападение есть лучшая защита. Захватив инициативу, нужно продолжать наступление: нападать на тезис и аргументы противника, направлять спор в нужную для вас сторону. Инициатива дает преимущество в споре.  
2. Бремя доказывания. Огромное преимущество в споре получает тот, кому удается возложить бремя доказывания на оппонента, а самому занять позицию критика. Доказывать всегда труднее, чем разрушать доказательство.  
3. Концентрация. Не следует распылять свое внимание и силы, нужно определить наиболее слабый пункт в аргументации противника и сконцентрироваться на нем.  
4. Эффект внезапности. В споре не спешите выкладывать все свои аргументы сразу, приберегите что-нибудь к концу спора. Высказанный напоследок сильный аргумент - это внезапный удар, который может закончить спор в вашу пользу.  
5. Бумеранг, или возвратный удар - довод противника обращается против него самого. Чрезвычайно эффективный прием.  
6. Оттягивание возражения. Если противник привел сильный довод, на который пока непонятно, как ответить, не надо спешить признавать свое поражение. Нужно попробовать оттянуть ответ, поговорить о других аргументах противника, задать уточняющий вопрос, начать ответ издалека и т. д. Быть может, через некоторое время вам в голову придет достойный ответ. Но если, несмотря на «оттяжки», вы так и не сможете ответить на аргумент оппонента, тогда придется признать поражение.                                                                                                                                    Нелояльные приемы и аргументы 1.Подмена тезиса. Эта уловка имеет много разновидностей.  
а) Опровержение какого -либо аргумента противника или обнаружение ошибки в доказательстве выдают за опровержение тезиса.  
б) Расширение или сужение тезиса. Тезис оппонента стремятся максимально расширить, а свой тезис незаметно сузить.  
в) Усиление или смягчение тезиса.  
г) От сказанного с условием к сказанному безусловно. Мысль, которая выдвигается с известными оговорками или верная при определенных условиях, подменяется той же мыслью, но взятой без оговорок, высказываемой вообще.  
2. Использование эмоционально окрашенных понятий.  
Одно дело - просто сообщать информацию, и совсем другое - облекать ее в такие эмоциональные слова, которые несут какую-то оценку - позитивную или негативную. Сюда же относится так называемое "навешивание ярлыков". Рассмотрение по существу доводов противника подменяется их оценкой.  
3. Повышение ставок. С помощью этой уловки пытаются  взять своего противника "на испуг". Например, вы делаете вид, что соглашаетесь с его утверждением, но при этом с самым суровым видом добавляете: "Хорошо, сделаем так, как ты говоришь, но учти - за все возможные последствия ты ответишь!" После этого ему поневоле захочется взять свое утверждение обратно.  
4. Поспешное обобщение и чрезмерное преувеличение.  
Если противник согласился с двумя-тремя примерами, можно приписать ему и согласие с общим положением. Например: "Вы согласны, что этот торговый работник - жулик?" - "Согласен". - "Ну вот, вы сами признали, что они там все жулики!" 
5. Логическая диверсия. При угрозе поражения прибегают к следующему приему: резко меняют тему разговора, переходят на тему более знакомую, в которой чувствуют себя уверенно: "А не подойти ли нам к этому вопросу с другой стороны…" 
6. «Уловка артиста» - выведение противника из психологического равновесия. Суть уловки проста: сказать человеку какую-нибудь неприятную вещь перед ответственным выступлением.  
7. «Чтение в сердцах». Суть этой уловки состоит в том, что вместо того, чтобы разбирать доводы противника по существу, пытаются определить те тайные мотивы, по которым он их высказывает. Например: "Ты говоришь так из зависти!" 
8. «Двойная бухгалтерия» (предвзятая интерпретация). Один и тот же аргумент признают истинным, когда это выгодно, и ложным, когда это невыгодно.  
9. Аргумент к авторитету - ссылки на высказывания великих людей, которыми вы пытаетесь обосновать истинность своего тезиса или ложность тезиса противника. В принципе такие ссылки вполне допустимы, но когда вы уже доказали свой тезис и лишь подкрепляете его ссылкой на авторитет.  
Другое дело, что ко всему надо подходить критически. Во-первых, и великие люди ошибались. Во-вторых, ссылка на истинное и авторитетное суждение будет правомочна тогда, когда она действительно имеет отношение к вашему тезису.  
10. Аргумент к публике - обращение к слушателям с целью привлечь их на свою сторону и тем самым оказать психологическое давление на оппонента.  
11. Аргумент к силе - угроза неприятными последствиями и, в частности, угроза прямого физического насилия.  
12. Аргумент «к городовому» - апелляция к власти учреждения или государственных органов. Например: "А ты не боишься, что твоими рассуждениями могут заинтересоваться в ФСБ?" 
13. Аргумент к жалости - возбуждение в оппоненте сочувствия в надежде на то, что он смягчится и не будет доводить спор до победного конца.  
14. Аргумент к тщеславию - свой довод сопровождаем комплиментом в адрес оппонента: "Вы же умный, проницательный человек…" 
15. Аргумент к невежеству - использование в споре таких фактов и положений, о которых ваш оппонент заведомо ничего не знает, ссылка на сочинения, которых он не читал.  
16. «Дамский» аргумент. Суть его состоит в следующем. В споре, желая защитить свое мнение, недобросовестный оппонент противопоставляет ему самое крайнее, самое нелепое из возможных мнений и приписывает его вам. Вы, конечно, его отвергаете, и тогда он делает вывод о том, что вы согласны с его мнением.  
17. Аргумент к личности. Суть его состоит в том, что вместо разбора доводов противника переходят на обсуждение его личных особенностей - внешности, характера, поведения, т. е. переходят "на личности".

 

Вопрос 7 Виды доказательств

В доказательстве выделяют 3 компонента: тезис(основа для последующих рассуждение); аргумент(довод который обосновывает или опровергает тезис), аппелирует к разуму, чувствам, нравственным установкам слушателей; демонстрация(вывод показывающий соотношение тезиса и аргументов).

Доказательство может  быть прямым или косвенным. Прямое –  тезис обоснован аргументами  без всяких дополнительных построений, косвенное – обоснование истинности тезиса путем опровержения антитезиса(доказательство от противного).

Структура доказательства

Тезис -- основное положение, которое доказывается в споре

Аргументы -- это доводы, положения, при помощи которых обосновывается тезис


Существует два вида доказательств:

Прямые  – тезис логически следует из аргументов.

Непрямые (косвенные)  –  это  такие  доказательства,  в  которых  истинность

выдвигаемого   тезиса   обосновывается   путём    доказательства    ложности

антитезиса, они делятся  на два вида:

    .  Доказательства  от  противного,  осуществляется  путём   установления

      ложности  суждения противоречащего  тезису.  Предполагается  истинности

      антитезиса  и из  него  выводится  следствие,  если  хотя  бы  одно  из

      полученных  следствий противоречит либо  посылке, или другому следствию,

      истинность которого уже установлена, то данное следствие, а за  ним и

      антитезис  предполагается ложным.

    .  Разделительные  доказательства,  метод  исключения.   Устанавливается

      ложность  всех  членов  дизъюнкции,  кроме   одного,  который  является

      обоснованным  тезисом.  Этот  вид  доказательства  строится  по  модус

      толенс.

Прямое -- тезис обосновывается аргументами. Например: Тезис: данное растение -- кактус. Факт: все кактусы -- зеленые растения. Следовательно, и данное растение содержит хлорофилл. Косвенное: метод "от противного" -- чтобы доказать тезис, следует опровергнуть антитезис. Например: Тезис: слово "борьба" по происхождению старославянское. Антитезис: слово "борьба" не является общеславянским. Опровержение антитезиса: если бы слово не было общеславянским, оно бы не употреблялось во всех славянских языках. Но слово "борьба" зафиксировано в украинском, белорусском, болгарском и других славянских языках. Следовательно, правилен тезис. метод исключения -- истинность тезиса доказывается с помощью выявления ложности всех возможных альтернатив, кроме одной -- тезиса. Например: Преступление совершили либо А, либо В, либо С. Доказано, что ни А, ни В на совершали его, так как у них есть алиби. Следовательно, преступление совершил С (у которого нет алиби). приведение к абсурду -- если допустить, что верен антитезис, получается абсурд.                                                                    Логические ошибки: Подмена тезиса -- доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут сначала. Например: -- Я же говорил -- нельзя их [часы] смазывать сливочным маслом! -- прибавил он...  
-- Масло было самое свежее, -- робко возразил заяц.  
( Л.Кэррол. "Алиса в стране чудес" ) Порочный круг -- тезис обосновывается аргументами, которые выводятся из того же тезиса. Например, снотворное усыпляет, потому что оказывает снотворное действие. Софизм (греч. sophisma -- измышление, хитрость) -- умышленно ошибочные рассуждения, которые выдаются за истинные, преднамеренно ложный вывод.

Вопрос 9

1. Закон гармонизирующего диалога. Этот закон говорит о том, что ваш собеседник (ваша аудитория) не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, а самоценная личность со своим видением мира, со своей системой ценностей. Задача говорящего – не просто воздействовать на слушающего, а «пробудить в нем собственное внутреннее слово» (как говорил В.Ф. Одоевский), установить гармонические двусторонние отношения с адресатом. Этот закон реализуется в принципах диалогизации, таких как принцип внимания к адресату, принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата, принцип конкретности, ориентирующий речь на более конкретное, а не общее расплывчатое изложение материала, на фактичность и доступность речи (с.99).  

2. Закон продвижения и ориентации адресата. Согласно этому закону «речь становится эффективной, если говорящий осведомляет адресата о том, каков «маршрут» совместного продвижения от начала речи к ее концу» (с.100). Слушатель должен быть сориентирован в пространстве речи, он должен ощущать себя причастным к осмыслению содержания, вместе с оратором двигаться к цели.

3. Закон эмоциональности речи. Этот важный закон требует, чтобы «говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, эмоционально переживал то, о чем он сообщает или беседует» (с.102). Ведь только субъективно, лично пережитое, прочувствованное способно не оставить слушателя равнодушным. Этот закон требует от оратора умения выражать свои эмоции, сделать ее экспрессивной, яркой, эмоционально насыщенной (с.103).

4. Закон удовольствия. Этот закон, хорошо знакомый Античности, говорит о том, что речь тогда достигает результата, когда она доставляет удовольствие, дает удовлетворение слушающему, реализует его потребности, эстетические и практические. Говорящий должен уметь доставлять радость собеседнику и аудитории, делать общение приятным (с.104).

Закон гармонизирующего диалога  является общим для трех остальных, а принцип коммуникативного сотрудничества – ведущим в реализации всех этих законов.

 

Вопрос 12 Тезис и проблема высказывания

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.

Для того чтобы выделить тезис из высказывания большого объема, можно пользоваться следующим алгоритмом:1)    прочитать текст и разделить его на структурные части;2)    ориентируясь на сильные позиции текста (подзаголовки, абзацы), выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса), отделить их от доказательств;3)    соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.

Информация о работе Шпаргалка по "Ораторскому искусству"