Традиционные нормы поведения и общения монголов в быту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 07:45, курсовая работа

Краткое описание

Проблеме этикета у тувинцев не уделялось достаточного внимания в тувиноведческой литературе. В этнографических работах можно найти описания свадебного обряда, ритуала захоронения, религиозных обрядов и многого другого, но в них, как правило, лишь мимоходом затрагиваются нормы тувинского этикета.
В связи с этим большую актуальность приобретает всестороннее изучение этикета, так как с ним приходится сталкиваться ежечасно и повсеместно в любом обществе.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1 Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту
Факторы, влияющие на морально-этические нормы поведения тувинцев 9
Повседневное общение. Прием гостей 15
Этикет при погребально-поминальной обрядности 39
ГЛАВА II. Традиционные нормы поведения и общения монголов в быту
Повседневное общение. Приветственная атрибутика 46
Прием гостей у монголов 56
Правила поведения во время празднеств 63
Заключение 69
Список использованной источников и литературы 73

Вложенные файлы: 1 файл

Традиционные формы общения .docx

— 147.27 Кб (Скачать файл)

Сохрох - поза стояния на коленях; в ней заложен некоторый уничижительный оттенок, так как на колени должны были становиться простолюдины при появлении своих ханов и ноенов. Однако если она принималось с целью пожеланию мира и благополучия вышестоящим по социальному рангу, уже не считалось унизительной, а, напротив, благопожелательной. Кроме того, на коленях обычно стоит тот, кто разливает архи во время приема гостей.

Бургэдэн суудал (доел, «орлиная посадка») - поза сидения на корточках. Поза эта требует от сидящего особой сноровки и в значительной степени восходит к особенностям национальной обуви монголов - сапогам гутулам. Опираясь на землю только носками сапог, человек всей своей тяжестью давит на их прочные негнущиеся голенища, которые становятся сидениям. Монголы в гутулах могут сидеть в такой позе часами. Этой посадкой пользуются не столько в юрте, сколько на свежем воздухе: встретившиеся в степи всадники, спешившись, закуривают и неспеша беседуют, сидя в этой позе. Однако если тебе собираются что-то вручить (например, подарок), то такая поза неприлична ни для дающего, ни для принимающего. В такой ситуации позу надо сменить, лучше всего вообще встать.

Известна и специальная детская поза хол жийх (доел, «вытягивать ноги») - так обычно сажают на землю или на пол маленьких детей, еще не умеющих ходить111.»

К этикету поз и походок весьма близко примыкает этикет жестов. Среди них, прежде всего, следует отметить жест новогоднего приветствия золгох. Все, кто впервые встречается в наступившем году, даже если прошло уже несколько месяцев с его начала, должны приветствовать друг друга этим жестом112.

Следующий очень важный момент — положение рук при поднесении угощения во время застолья. Что бы ни подносила хозяйка гостю— чай с молоком, водку, кумыс в фарфоровой, деревянной или серебряной пиале, она обязательно делает это либо обеими руками, либо только правой. В последнем случае она придерживает кончиками пальцев левой руки себя за локоть правой. Этому жесту имеется вполне реальное объяснение: монгольская верхняя одежда (дэли) всегда шилась с длинными рукавами и обшлагами, которые служили заменителями рукавиц. Во время хозяйственных работ обшлага дэли обычно подворачивали, рукава закатывали, но при гостях одежда должна была быть в полном порядке, рукава опущены. Поэтому, подавая гостю пиалу правой рукой, хозяйка придерживала левой рукав, немного оттягивая его на себя, чтобы его края не попали в пиалу. Возможно, что когда-то это было действительно так, но и теперь, хотя длина рукавов уже давно укоротилась, этот жест продолжает сохраняться в качестве основного «жеста гостеприимства»113.

В представлениях монголов правая рука всегда осмыслялась как хишигтэй гар, т.е. «рука благодати», и только ею разрешалось делать что- либо важное: вручать и принимать дары, доить скот, отдавать что-либо на сторону и т.д.

Есть еще несколько распространенных бытовых жестов, передающих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Монгуш М.В. Основы тувинского этикета //Башкы,-1993.-№3.- С.54.

2 Словарь по этике- М. 1983.- С.471.

 

3 Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура //К определению предмета этнографии общения

СЭ,- 1978.-№5.-с.8

 

4 Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура //К определению предмета этнографии общения //СЭ,- 1978.-№5.- С.9.

 

5 Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам,- Тарту, 1965.-Т.2. С.144.3 Монгуш M.B. Основы тувинского этикета //Башкы,-1993.-№3.- С.54

 

6  Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям российского государства, ч. III, половина первая, СПб., 1788.

 

7  Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, и вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей, ч. 1 - 3, СПб., 1776 - 1777.

 

8  Радлов В.В. Этнографический обзор турецких племен Сибири и Монголии.- Иркутск. 1921.

 

9 Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. — СПб., 1881 — вып. 2

 

10  Катанов Н. Ф. Опыт исследования урянхайского языка. - М., 1926.

 

11 Кон Ф.Я. За пятьдесят лет. Экспедиция в Сойотию. М., 1934. Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея, Минусинск,. 1900. Островских П.Е. Краткий отчет о поездке в Тоджинский хашун Уоянхайской земли. — M., 1881.

12 Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея, Минусинск,. 1900.

 

13 Грум-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. - СПб., 1926.- T.2.

 

14 Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. - М., 1969.

 

15 Адрианов A.B. Шагаа (Сойотский новый год). Этнографический набросок из Урянхайской жизни.- Томск, 1917. Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как историко- этнографический источник.- Л., 1970. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл.- 2001.

 

16 М.Б. Кенин-Лопсан «Традиционная этика тувинцев» (на тувинском языке). Кызыл.,-1994.

 

17 Монгуш М.В. Основы тувинского этикета //Башкы,-1993.-№3.

 

18 Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: культура, традиции, символика. М.,2002.

19 Байбурин Л.К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения // Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура //К определению предмета этнографии общения //СЭ.- 1978.-№5.-с.8. Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам,- Тарту, 1965.-T.2.

 

20 Будегечиева Т.Б. Художественное наследие тувинцев,- M., 1995. С. 40.

21 Монгуш M. Основы тувинского этикета //Башкы.-1993.-№3-С. 55.

 

22 Монгуш М. Основы тувинского этикета //Башкы.-1993.-№3-С. 55.

 

23 См: там же С.56

 

24 Информатор Ооржак Д.Х. - 1938 года рождения. Урожденная с. Бора - Тайга. Сут - Холского кожууна.

 

25 Резников Е.Н.,Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа Тыва: теория и практика. - M., 2002.С.19

 

26 Шаалы А. С. Этнопедагогическая подготовка студентов к нравственному воспитанию школьников на традициях тувинского этикета/УПроблемы национально - религиозного образования. - Кызыл, 1994. С.22.

27 Информатор Эренчин К-К.Б. - 1943 года рождения. Уроженка с. Кызыл - Чыраа, Тес - Хемского кожууна.

 

28 Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл., 2001. С.209.

 

29  Информатор Ооржак Д.Х. - 1938 года рождения. Урожденная с. Бора - Тайга. Сут - Холского кожууна.

 

30 Этикет у народов Передней Азии.- М., 1988.-С.7.

 

31 См: там же. С. 9

 

32 Иезуитов В.М. От Тувы феодальной к Туве социалистической – Кызыл, 1956- С 18; Хадаханэ М. А. Судьба тувинки // Октябрем рожденные.- M., 1967.- С.239 Забелина В.А. Женщины освобожденной Тувы в борьбе за новую жизнь /1971-1944// Великий октябрь и проблемы новейшей истории Тувы – Кызыл, 1977 - С.92

 

33 Этикет у народов  Передней Азии – М., 1988 –С. 45

34 Шаалы А.С. Прелесть девушки – экспериментальная программа для девушек 7 класса // Народная педагогика: Экспериментальные программы для учителей тувинских школ,- Кызыл, 1995.

 

35 Грум-Гржимайло Г. Е. Запалная Монголия и Урянхайский край – СПб., 1926 – Т. 7 с. 176.

 

36 Иезуитов В.М. От Тувы феодальной к Туве социалистической – Кызыл, 1956- С 18; Хадаханэ М. А. Судьба тувинки // Октябрем рожденные.- M., 1967.- С.239 Забелина В.А. Женщины освобожденной Тувы в борьбе за новую жизнь /1971-1944// Великий октябрь и проблемы новейшей истории Тувы – Кызыл, 1977 - С.92

37 Афанасьев И. Деловой этикет – Украина, 1998. С. 198.

38 Монгуш М. Основы тувинского этикета // Башкы – 1993 - № 3.

39 Монгуш М. Основы традиционного этикета // Башкы – 1993 - № 58.

 

40 Кенин-Лопсан М.Б. Тыва чанчылдар. Кызыл, 1994.

41 Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре - Кызыл. 2001.С.278.

42 Монгуш М. Основы традиционного этикета // Башкы – 1993 - № 58.

 

43 См: там же.С -58.

44 Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре – Кызыл, 2001. С. 282.

45 Адрианов А.В. Шагаа (Сойотский новый год). Этнографический набросок из Урянхайской жизни.- Томск, 1917

 

46 Адрианов А.В. Шагаа (Сойотский новый год). Этнографический набросок из урянхайской жизни.- Томск, 1917.

 

47 Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл.- 2001.С. 280

48 Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл,- 2001. С195

49 Монгуш M. Основы традиционного этикета // Башкы,- 1993.-№3.C.58

 

50 Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл.- 2001. С.280.

 

51 Монгуш Г.Н. Благопожелания как источник народной педагогики// Башкы - 1996., №4.С.83.

 

52 Информатор Седен Д. H. - 1945 года рождения. Уроженная с. Кызыл - Чыраа, Тес -Хемского кожууна.

 

53 Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту // Культура тувинцев:

традиции и современность. Кызыл. 1995.

 

54 Монгуш M. Основы тувинского этикета// Башкы.-1993- №З.С62.

 

55 Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. - М., 1969.С.147

 

56 См: там же. С. 149.

 

57 Монгуш М. Основы тувинского этикета // Башкы.-1993- №З.С62.

 

58 Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту//Культура тувинцев: традиции и современность. Кызыл, 1988. с.67.

 

 

59 Монгуш M. Основы тувинского этикета // Башкы.-1993- №3. С.58.

60 Информатор Соян A.X - 1950 гола рождения. Урожденная с. Чыргаланды Тес-Хемского кожууна.

 

61 Кении - Лопсан М.Б. Традиционная этика тувинцев (на тув. языке).- Кызыл., 1984. С.77.

62 Потапов Л.П.Очерки народного быта тувинцев. - M., 1969. С. 208.

 

63 Жуковская HЛ. Тртупттчг представления о жилом и хозяйственном пространстве у моягалов Палевые иослеховгнзм института этнографии. М.,1987. С.73.

 

64 Этикет у народов Передней Азии,- М., 1988.-С.45.

 

65 См: там же. С.58.

66 Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту//Культура тувинцев:традиции и современность. Кызыл, 1988. с.67.

 

67 Кении - Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства, конец 19 -начало XX в. - Новосибирск. 1987. С. 154

 

68 Айыжы Е.В. Тувинцы Монголии: традиции и современность. М.,2002. С.52.

 

69 Айыжы Е.В. Тувинцы Монголии: традиции и современность. М.,2002. С.,47.

 

70 Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту//Культура тувинцев:традиции и современность. Кызыл, 1988. с.67.

 

71 Информатор Ооржак Д.Х. - 1938 года рождения, уроженная с. Бора - Тайга, Сут - Хольского кожууна.

 

72 Айыжы E.B. Тувинцы Монголии: традиции и современность. М.,2002. С.,47.

 

73 Потапов Л.П.Очерки народного быта тувинцев. - M., 1969. С. 208.

 

74 Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту//Культура тувинцев:традиции и современность. Кызыл, 1988. с.67

 

75 Кенин - Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства, конец 19 -начало XX в. - Новосибирск. 1987. С. 154

 

76 Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту//Культура тувинцев:традиции и современность. Кызыл, 1988. с.67.

77 Байбурин А.К., Топорков А. Л. У истоков этикета. - Л., 1990. -С.113.

 

78 Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. - М., 1969. С.168.

 

79 Кении - Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства, конец 19 -начало XX в. - Новосибирск. 1987. С.154.

 

80 Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии. М.,2002 С.65.

81 Байбурин А.К., Топорков А. Л. У истоков этикета. - Л., 1990. - С. 113

82 Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл.- 2001. С195.

 

83 Кении - Лопсан М.Б. Традиционная этика тувинцев (на тув. языке). - Кызыл., 1994.,С.53.

84 ИнформаторДемчик С.М..-1938 года рождения. Уроженец с. Чыргаланды, Тес - Хемского кожууна.

 

85 Кении - Лопсаи М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства, конец 19 -начало XX в. - Новосибирск. 1987. С.154.

 

86 См: там же. С. 187.

 

87 Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. - М., 1969. С. 168

88 Монгуш M. Основы тувинского этикета // Башкы.-1993- №3. 49 Этикет у народов передней Азии. - M., 1988.С.78.

 

89 Этикет у народов передней Азии. - M., 1988.С.78.

 

 

90 Кужугет А.К. Традиционные нормы поведения и общения тувинцев в быту//Культура тувинцев: традиции и современность. Кызыл, 1988. С. 67.

 

91 Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов,- М.,1988. С.126.

92 Традиционная обрядность монгольских народов. - Новосибирск, 1991.

 

93 Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии. Культура, традиции, символика. - M., 2002

94 Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии. Культура, традиции, символика. - М., 2002. С. 140.

95 Жуковская Н.Л. Символика культов и ритуалов народов Зарубежной Азии. М.,1980. С.32.

96 Жуковская Н.Л. Символика культов и ритуалов народов Зарубежной Азии. М.,1980. С.32

97 Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии. Культура, традиции, символика. - М., 2002. С.141

 

98 Бгажноков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура // СЭ. 1978, №5.

 

99 Вяткина К.В. Праздники и обряды // народы Восточной Азии. М -Л., 1965.

 

100 См: Там же. С.

101 Жуковская Н.Г. Кочевники Монголии. Культура, традиции, символика.- М., 2002. С.142

 

102 Викторова Л.Л.Роль стереотипа культуры в этногенезе монголов// Археология и этнография

Монголии,- Новосибирск, 1978.

 

103 Жуковская Н.Л.Традиционные представления о жилом и хозяйственном пространстве у монголов//Полевые исследования института этнографии.- M., 1987. С.73.

104 Жуковская Н.Л. Символика культов и ритуалов народов Зарубежной Азии. - М., 1980. С.48.

 

105 Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии. Культура, традиции, символика,- М., 2002. С. 142

 

106 Сонгино Ш. Монгольская кухня // Монголия. 1969, №5.

 

107 Вяткина K.B. Монголы Монгольской Народной Республики // Восточноазиатский этнографический сборник,-М-Л, 1960.

108 Сонгино Ш. Монгольская кухня // Монголия. 1969, №5.

 

109 Жуковская Н.Л.Традиционные представления о жилом и хозяйственном пространстве у монголов//Полевые исследования института этнографии,- М., 1987. С.73.

 

110 Жуковская Н.Л Судьба кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах. M., 1990.

 

111 Батнасан Г. Как монголы сидят в юрте // Смена. 1978, №5.

Информация о работе Традиционные нормы поведения и общения монголов в быту