Русский язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 20:47, контрольная работа

Краткое описание

Происхождение

Содержание

1. Происхождение русского языка. Значение русского языка в современном мире 4
2. Фонетические нормы в культуре речевого общения 5
3. Дикция и выразительное чтение в культуре речевого общения 7
4. Грамматические нормы в культуре речевого общения 9
5. Особенности устной и письменной формы речи в современном русском языке 10
6. Фунционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) в речевой коммуникации 11
7. Вербальные и невербальные средства общения 11
8. Логика, этика, эстетика речи в речевой коммуникации 12
9. Подготовка речи: выбор темы, цель, содержание и структура речи 15
10. Выступление как разновидность ораторской речи 16
11. Способы словесного оформления публичного выступления 16
12. Научный и официально-деловой стили: характеристики, особенности использования в профессиональной деятельности 17
13. Служебная документация: реквизиты и основные виды управленческих документов 19
14. Работа с документами для внешнего пользования: простые деловые письма и контрактные документы 21
15. Культура делового письма 22
16. Аннотирование и реферирование в письменной речи современного русского языка 22
17. Спор. Логические и психологические аспекты полемики 23
18. Культура ведения диалога и монолога 25
19. Публицистический и художественный стили: характеристики и возможность использования в процессе профессиональной деятельности 26
20. Разговорно-обиходный стиль в процессе речевой коммуникации 27
21. Деловое совещание. Особенности служебного делового общения 28
22. Деловая беседа. Структурная организация беседы 29
23. Особенности телефонной коммуникации 30
24. Особенности речевой коммуникации в деловых переговорах 31
25. Технические средства информации в коммуникации (телефакс, факс-модем, электронная почта и т.д.) 31
26. Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой 32
27. Литературное произношение: стили, правила произношения гласных и согласных звуков, литературные ударения 33

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалога, как в принципе и в любом тексте, остается стабильной: зачин - основная часть - концовка. Зачином может быть формула речевого этикета или первая реплика-вопрос или реплика-суждение.

Диалог получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако он представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.

Необходимым условием существования диалогов, направленных на получение новой информации, является такой фактор, как потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях.

Типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица.

Основные типы монолога.

Монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи.

Монолог - это речь наедине с самим собой, т.е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый "внутренний монолог") и не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

 

19. Публицистический и художественный стили: характеристики и возможность использования в процессе профессиональной деятельности

 

Публицистический стиль

Художественный стиль

Функционирует в общественно-политической сфере. Реализуется в письменной и устной форме.

Характерная черта: сочетание

1. тенденции к экспрессивности

2. тенденции к стандарту

 

Функции:

Информационно-содержательная

Функция убеждения

Функция эмоционального воздействия

 

Лексика имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и жаргонные элементы.

 

Синтаксис:

Восклицательные предложения различного значения;

Вопросительные предложения

Предложения с обращением

Риторичные вопросы

Повторы

Находит применение в художественной литературе и основой является литературный русский язык.

Характерны: восприятие по средствам чувств и перевоссоздание действительности

 

 

Функции:

Образно-познавательная

Идейно-эстетическая

 

 

Лексический состав: в число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля, входят образные средства русского литературного языка и слова, реализующие в контексте свое значение.

 

Синтаксический строй отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур

 

 

20. Разговорно-обиходный стиль в процессе речевой коммуникации

 

Этот стиль реализуется в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки. Разговорная речь функционирует лишь в частной сфере общения, в обиходно-бытовой, дружеской, семейной и т.п.

Разговорно-обиходный стиль противопоставляется книжным стилям, так как они функционируют в тех или иных сферах общественной деятельности. Однако разговорная речь включает в себя не только специфические языковые средства, но и нейтральные, являющиеся основой литературного языка.

Основными чертами обиходно-разговорного стиля являются уже указанные непринужденный и неофициальный характер общения, а также эмоционально-экспрессивная окраска речи. Поэтому в разговорной речи используются все богатства интонации, мимика, жесты. Одной из ее важнейших особенностей является опора на внеязыковую ситуацию, т.е. непосредственную обстановку речи, в которой протекает общение.

Здесь встречаются самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: и общекнижная лексика, и термины, и иноязычные заимствования, и слова высокой стилистической окраски, и даже некоторые факты просторечия, диалектов и жаргонов.

Синтаксис: для разговорной речи типичны построения с частицами, с междометиями, построения фразеологического характера.

Порядок слов в разговорной речи отличается от используемого в письменной. Здесь главная информация концентрируется в начале высказывания. Говорящий начинает речь с главного, существенного элемента сообщения. Чтобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуются интонационным выделением. Вообще же порядок слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.

 

21. Деловое совещание. Особенности служебного делового общения

 

Деловые совещания необходимы для ускорения процесса принятия решений и повышения их обоснованности, для эффективного обмена мнениями и опытом, для более быстрого доведения конкретных задач до исполнителя, наконец, для эмоционального воздействия на персонал организации.

Деловые совещания классифицируются по следующим основаниям:

Принадлежность к сфере общественной жизни: деловые административные, научные или научно-технические (семинары, конференции, съезды), собрания и заседания политических, профсоюзных и других общественных организаций, объединенные совещания;

Масштаб привлечения участников - международные, республиканские, отраслевые, региональные, областные, городские, районные, внутренние;

Место проведения - местные, выездные;

Периодичность проведения - регулярные, постоянно действующие;

Деловые совещания могут классифицироваться по тематике рассматриваемых вопросов, по форме проведения, по основной задаче

 

                                    По основной задаче

инструктивные совещания (цель - передача необходимых сведений и распоряжений сверху вниз по схеме управления для скорейшего их выполнения).

оперативные (диспетчерских) совещания (цель - получение информации о текущем состоянии дел).

 

проблемные совещания (цель - поиск наилучших решений определенной проблемы в кратчайшие сроки.

 

 

Дискуссия

 

 

Мозговой штурм

Общение на основе доводов и аргументов с целью найти истину путем всестороннего сопоставления различных мнений

Способ работы группы, при котором целью является нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации.

 

Деловое общение - это такое взаимодействие людей, которое подчинено решению определенной задачи, т.е. цель делового взаимодействия лежит за пределами процесса общения.

Принципы деятельности любой социальной организации (фирмы, учреждения) оказывают существенное воздействие на поведение входящих в нее индивидов.

Эффективность распространения деловой информации "по горизонтали" (т.е. между отделами, подразделениями или сотрудниками одного уровня), как правило, очень высока. Люди, работающие на одном и том же уровне, понимают друг друга "с полуслова", им не требуется детальное и подробное объяснение сути задачи.

Эффективность вертикальной коммуникации (т.е. вверх и вниз по иерархическим уровням) значительно ниже.

Наряду с такими способами мотивации труда персонала, как различные виды морального и материального поощрения, продвижение по службе, повышение квалификации за счет организации и др., огромное мотивационное воздействие могут оказывать беседы руководителя с подчиненными, если ему удается связать свое сообщение с их потребностями.

Особенности служебно-делового общения во многом объясняют характер требований к речевой коммуникации в деловой среде. Эти требования могут быть сформулированы следующим образом:

1. Четко определяйте цели своего сообщения.

2. Делайте сообщение понятным и доступным для восприятия разными группами работников.

3. Делайте сообщения по возможности краткими и сжатыми, отказывайтесь от излишней информации, привлекайте внимание сотрудников лишь к тем проблемам, которые касаются их конкретно.

4. В разговоре с сотрудниками следуйте правилам активного слушания, демонстрируйте им сигналы вашего понимания и готовности к совместным действиям.

 

22. Деловая беседа. Структурная организация беседы

 

Деловая беседа - это разговор между двумя собеседниками.

Цель:

1. Стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого, вызвать желание у другого человека, с тем чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения, т. е создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения;

2. Необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников.

По такому основанию, как цели и методы ведения разговора, принято выделять в качестве самостоятельных видов: собеседование при приеме на работу, при увольнении с работы, проблемные и дисциплинарные беседы.

Этапы:

Подготовительный этап. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо продумать вопросы ее целесообразности, условия и время ее проведения, подготовить необходимые материалы и документы.

Начало беседы. Задачи, которые решаются в начале беседы, связаны прежде всего с установлением контакта с собеседником, созданием атмосферы взаимопонимания, пробуждением интереса к разговору.

Основная часть беседы нацелена на сбор и оценку информации по обсуждаемой проблеме; выявление мотивов и целей собеседника; передачу запланированной информации. Успешному проведению этой фазы способствует владение техникой постановки вопросов, методами активного слушания и восприятия сведений и фактов.

Принятие решения

Успешно завершить беседу - значит достигнуть заранее намеченных целей. Задачи: достижение основной или запасной цели; обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы; стимулирование собеседника к выполнению замеченной деятельности; поддержание в случае необходимости в дальнейшем контакта с собеседником.

 

23. Особенности телефонной коммуникации

 

Телефонный разговор - это контактное по времени, но дистантное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общение собеседников.

Преимущества телефонной связи: скорость передачи информации; немедленное установление связи с абонентом; непосредственный обмен информацией в форме диалога и возможность достичь договоренности, не дожидаясь встречи; конфиденциальность контакта и др.

Коммуникативная установка - расположить собеседника к дальнейшим деловым контактам; получить, передать достоверную информацию, не тратя времени и средств на командировки или переписку.

Ролевые установки. Дополнительное преимущество получает инициатор разговора, так как он заранее продумывает свое поведение, выбирая удобный ему момент и манеру ведения разговора.

Этикетно-речевые формулы общения по телефону:

1. Начало разговора: Произвести хорошее впечатление сразу вам помогут в первую очередь тембр голоса, интонация уверенности и дружелюбия, размеренный ритм речи. Информационный повод: Вам звонят из фирмы..., Моя фамилия..., Я хотел бы..., Вы не могли бы дать информацию...

2. Основной момент разговора: Интригующее обещание: выгода, прибыль и т.д. Не обрывайте разговор, не бурчите, не отмахивайтесь навсегда от этого собеседника.

3. Завершение разговора: Нейтральное: До свидания. Всего доброго.

Нарушение делового этикета:

Не перезвонить, когда вашего звонка ждут. Это необходимо сделать в течение рабочего дня, даже вечером, не откладывать на долгое время.

Заставлять ждать у телефона говорящего с вами человека, решая в это время свои проблемы "на месте". Лучше договориться о повторном звонке собеседнику через какое-то время.

Информация о работе Русский язык