Богатство русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 12:12, методичка

Краткое описание

Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о языке как средстве общения, познания и мышления, об основных единицах языка и Географиях науки о языке.
Материал для словарно-семантической работы: воплощать, логический, обильный, познание, сознание, умозаключение.
Основное содержание урока.

Вложенные файлы: 1 файл

1-2.doc

— 30.00 Кб (Скачать файл)

Уроки 1-2. « Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русский язык как государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык как один из мировых языков».

Дата проведения:

Цели урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о языке как средстве общения, познания и мышления, об основных единицах языка и Географиях науки о языке.

Материал для словарно-семантической работы: воплощать, логический, обильный, познание, сознание, умозаключение.

Основное содержание урока.

I. Систематизация и обобщение сведений  о языке как средстве общения, познания и мышления. 1. Беседа  по вопросам: Что такое язык? Какие  функции выполняет он в обществе? Как вы понимаете выражение  В. И. Ленина «Язык есть важнейшее  средство человеческого общения»? Какие средства общения, кроме языка, вам известны? Существует ли взаимосвязь между развитием языка и развитием общества?

2. Прочитать текст и объяснить, как с помощью языка человек  познаёт окружающий мир:

Понятия невозможны без словесной оболочки, без закрепления в языке, хотя в языке и не полностью отражаются их признаки. С одной стороны, мы в прямом смысле закрепляем в языке достижения нашего познания, С другой — мы можем узнавать новое о предметах, явлениях, процессах действительности благодаря языку, через его посредство. Мы можем при его помощи получать новые знания из уже имеющихся путём логических умозаключений. (А. Леонтьев).

3. Краткие сообщения учащихся о  других средствах общения (два-три  ученика готовятся заранее, используя  по возможности такую литературу: Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. — М.—-Л., 1966: Кондратов А. М. Звуки и знаки. — М., 1966; Леонтьев А. Л. Возникновение и первоначальное развитие языка. — М., 1963; Язык и разум человека. — М., 1984; Что такое язык? — М., 1976: Мир человека и мир языка. — М., 1984; Феллер М. Д. Как рождаются и живут слова. — М., 1964; Фолсом Ф. Книга о языке. — М., 1974: и др.). Отметить преимущества языка перед всеми остальными средствами общения, вторичность и ограниченность сферы употребления неязыковых средств общения.

4. Указать, о каких функциях языка  говорится в данных высказываниях:

1. Неясность слова есть неизменный  признак неясности мысли. (Л, Толстой). 2. Язык есть самая живая, самая  обильная и прочная связь, соединяющая  отжившие, живущие и будущие поколения. (К. Ушинский). 3. Язык—орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А. Толстой). 4. Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям. (В. Короленко), 5. Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово. (В. Белинский).

II. Систематизация и обобщение сведений  об основных единицах языка  и Географиях науки о языке  по табл. 2. Подчеркнуть, что основными единицами языка являются звук, слово, предложение.

Домашнее задание: используя высказывание о языке, данное К. Марксом («Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми»), доказать, что язык — общественное явление не только по своим функциям в обществе, но и по происхождению.

 


Информация о работе Богатство русского языка