Подросток как герой современной отечественной прозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 15:35, реферат

Краткое описание

Актуальность. В настоящее время в системе школьного образования наблюдается снижение интереса учеников к изучению художественной литературы. Мир технического прогресса изменил отношение к чтению. Яркие и привлекательные телевизионные передачи, мир компьютерных игр смещают систему ценностей маленького человека в сторону легкости и доступности восприятия. Большинство учащихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 5-6 классах начинают терять интерес к учёбе, а особенно к изучению литературы. На уроках они предпочитают не слушать и отвечать, а перебрасываться записками, обсуждать свои проблемы, играть, просто разговаривать друг с другом. Интимно-личностное общение со сверстниками, согласно мнению Д.Б. Эльконина, становится ведущим видом деятельности [2, 217].

Содержание

Введение…………………………………………………………………...2
§1. Психологические основы исследования …………...………………7
§2. Коммуникативные особенности подростка……………………….16
§3. Подросток как герой современной отечественной прозы ……....22
Заключение……………………………………………………………… 30
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат в аспирантуру1.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

2. Способность вызывать  у читателей различные ассоциации. "Образ прекрасен и сам собой  и бесконечностью за ним лежащей  дали"

3. Подчиненность идейно-художественной  цели произведения. В изображаемых художником предметах и лицах раскрываются лишь те черты и свойства, которые характерны для них в определенном жизненном контексте [17, с. 148).

В исследуемых нами произведениях образы главных героев обладают диалектичностью, которой свойственно объединение живого созерцания, субъективной интерпретации и оценки автором.

Как правило, герои современной литературы о подростках  – обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Они зачастую не уверены в себе, не принимают свою внешность и даже стыдятся ее (героиня повести Е. Липатовой «Девочки» сравнивает себя с одноклассницей: «Ася - уверенная в себе, а я – нет; и самое главное – это то, что Ася красивая, а я – так себе»). Герои-подростки стремятся обрести социальную независимость при отсутствии таковой возможности. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость: это может быть школьный конкурс красоты – в повестях О. Дзюба «Лишь бы музыка звучала…» и Л. Матвеевой «Конкурс красоты в 6 А», неудачная влюбленность – в произведении Е. Липатовой «Девочки», побег из дома – в повести Г. Гордиенко «Девичья обида слепа», летние каникулы – в романе Г. Гордиенко «Столичная штучка».

Проблема  самоутверждения  подростка, его самоопределения рассматривается в динамике: из морально неокрепшего, неуверенного в себе, оценивающего окружающих лишь из соображений своего «эго» герой-подросток превращается в личность, способную нести ответственность за свои поступки (примером может служить роман Г. Гордиенко «Алое платье»).

Несмотря на свойственную произведениям современной подростковой прозы реалистичность в изображении характеров и событий, практически в каждом произведении есть доля фантастики или сказочного мотива. Например, в повестях Людмилы Матвеевой на выручку подросткам приходит экстрасенсиха, а герои Тамары Крюковой попадают в параллельный мир, где обретают свое «Я». Параллельный мир, куда герои получают доступ благодаря компьютерным играм, помогает подросткам почувствовать себя уверенными и самостоятельными и обрести такие качества, которые в реальной жизни были лишь предметом зависти самих героев. Например, В фантастических повестях Т. Крюковой «Гений поневоле», «Призрак сети», «Ловушка для героя» подростки попадают в вымышленные ситуации, где могут проявить мужество, находчивость, ловкость и ответственность. В реальной жизни они лишены этого, так как родители не воспринимают их равными себе и досаждают чрезмерной опекой. Данная особенность психологического возраста (желание поскорее стать взрослыми при отсутствии таковой возможности) подчеркивается всеми современными писателями.

Из общего потока современной подростковой литературы выделяются произведения Екатерины Мурашовой. Она поднимает тему детей с ограниченными возможностями (в повести «Класс коррекции») и детей низкого социального пласта – тех, за кем в обществе закрепились некрасивые названия: «шваль», или «отбросы» («Одно чудо на всю жизнь»).

Тему трудных подростков развивает в своем творчестве и Владимир Железников. Его повесть «Чучело 2, или Игра мотыльков» является откликом на самые негативные проявления подросткового возраста: резко выраженная ненависть к окружающим, непризнание себя как члена социальной ячейки, антиобщественное поведение.

Герои-подростки находятся на распутье: с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой стороны – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти [18, c. 87]. Наиболее яркий пример такого поведения показан в повести Т. Михеевой «Не предавай меня!».

В современной подростковой прозе среди нравственных проблем, которые на протяжении веков волновали подростков, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беспринципности. Герои-подростки осмысливают нравственный принцип порядочности. Он для подростков, с одной стороны, овеян романтичностью, а с другой стороны, основывается на вполне реалистических позициях, когда, исходя из него, оцениваются действительные поступки людей (примером такого образа может служить главный герой повестей Л.Матвеевой  «Конкурс красоты в 6 «а» и «Невеста из 7 «б» Дима Маскин).

В центре повествования - ребята, которые остро чувствуют несовершенство мира. Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных – с одной стороны, и стремление разобраться в себе, в своем собственном мире – с другой, - вот что определяет особенности душевного мира героев-подростков современной литературы [20, c. 36].

Это действительно молодые герои, наши современники, не придуманные, не высосанные из пальца, что на наш взгляд, самое важное в произведениях современной подростковой отечественной прозы.

Итак, одной из главных эстетических функций литературы является формирование полноценно развитой личности. Вхождение подростка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для этого возраста.

Несмотря на общее кризисное состояние детской литературы (важной частью которой является подростковая проза), в настоящее время работают писатели, главными героями произведений которых являются подростки.

Они поднимают темы, имеющее глубокое нравственное и эстетическое значение для подрастающего поколения. Такими традиционными для подростковой литературы темами являются: тема личностного развития, любви, дружбы, семьи, школы и т.д.

Тематика определяет жанровую принадлежность произведений современной отечественной прозы: как правило, это любовный роман, повесть социально-психологической направленности, фантастическая, или сказочная повесть.

В героях-подростках современной отечественной прозы сочетаются все отмеченные Г.Л. Абрамович особенности художественного образа, но превалирует живая конкретность, реалистичность, что, на наш взгляд, особенно важно при восприятии художественного образа читателем-ровесником.

Анализ произведений современной отечественной подростковой литературы позволяет нам сделать вывод о том, что характеры главных героев соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Важнейшим средством воспитания, развития эстетического чутья и формирования коммуникативной компетенции традиционно считается литература. Для исследуемого нами возраста – подросткового – классическая литература предлагает ряд произведений, однако, как показывает, практический опыт изучения данных произведений в условиях школьных занятий, подростки не всегда способны проникнуться духом эпохи и понять авторский замысел. Это объясняется, прежде всего, тем, что классические произведения далеки от реалий современного мира. В связи с этим подросток, не отождествляя себя с классическими героями, не только теряет интерес к чтению, но и находит другие, подчас негативные, образцы для подражания в современном окружении.

Исследуя особенности подросткового периода в психологическом аспекте, мы выяснили, что этому возрасту свойственны противоречивые черты: склонность к аутизму и желание стать лидером в среде товарищей, романтичность и грубость, стремление к самостоятельности и отсутствие возможности к полной независимости от взрослых, общительность и неразвитая речевая культура и др.

Общение, согласно мнению психологов, является ведущей деятельностью подростка. Однако, как показывают исследования психологов, лингвистов и опыт практического общения с данной возрастной категорией, подросток в коммуникативном плане является не самостоятельным, зависимым от негативного влияния реального окружения и символических средств: Интернета, СМИ. В свою коммуникативную культуру он привносит клишированные обороты, черты телеграфного стиля общения, таким образом не обогащая, а обедняя ее.

Из этого следует, что коммуникативная компетентность подростков достаточно не развита и нуждается в корректировке со стороны педагога-словесника. Одним из вариантов формирования речевой культуры учащихся и приобщения к чтению является, на наш взгляд, анализ произведений современной отечественной подростковой литературы на уроках литературы, русского языка и риторики.

Анализ произведений современной подростковой литературы показал, что в настоящее время, несмотря на общий творческий застой данного раздела литературы, можно найти произведения, способные нести воспитательные и нравственно-этические функции для подростков. По нашему мнению, особенно значимым в этом плане будет анализ повестей Е. Мурашовой, В. Железникова, Т. Михеевой, Л. Матвеевой, поскольку эти писатели рассматривают традиционные для подростковой прозы темы в социально-нравственном ключе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Книжные издания:

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Уч. пособие, 2-е издание, перераб. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
  2. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
  3. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук, Санкт-Петербург: Азбука, 2000. - 333 с.
  4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под редакцией Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. – М., 1967. -360 с.
  5. Выгонский С.И.. Обратная сторона интернета: психология работы с компьютером и сетью. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 316 с.
  6. Дольто Фр.. На стороне подростка. – Спб.: Изд-во Петербург XXI век, 1997. – 280 с.
  7. Казанская В.Г. Подросток: трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. – 2-е издание, доп. – Спб.: Питер, 2008. – 282 с.
  8. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Уч. пособие для студентов пед-их институтов, М.: Просвещение, 1979. – 217 с.
  9. Михалева Т.И. Современный подросток в современном мире: проблема формирования личности подростка в литературе 1960-2000-х годов. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 215 с.
  10. Простакова Т.М. Кризис подростков/ Т.М. Простакова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 244 с.
  11. Фролов Ю.А. (сост.). Психология подростка. Хрестоматия, Москва: Российское Педагогическое Агентство, 1997. - 526 с.

Периодические издания:

12. Епифанова И. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением // Воспитание школьников. – 2006. - №1. – С. 23-25

13.  Гнездилов В. Тимуровцы поколения next // Читаем вместе. – 2008. - №10. – С. 41

14. Корягина О.П. Проблемы подросткового возраста // Классный руководитель.  -2003. - №1. – С. 89-93

15. Таранова Н.В. Социальные сети и психика подростков // Директор школы. – 2009. - №4. – С. 85-87

16. Фадеева С.В. Психолого-педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков // Воспитание школьников. – 2009. - №10. –С. 23-25

Электронные ресурсы:  

    1. Вараскин В.Н. Влияние художественного образа героя на становление личности подростка [Электронный ресурс]. – Современные наукоемкие технологии, 2013. – №12. – С. 147-148
    2. Октябрьская О.С. Тема одиночества и способы его преодоления в современной прозе для подростков [Электронный ресурс] // Вестник Центра международного образования Московского гос. Ун-та. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. – 2013. – Т.1. –С. 85-90
    3. Полковникова И.В. К вопросу о проблематике современной литературы для подростков [Электронный ресурс]. – Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. – 2009. - №7. – С. 98-102
    4. Хрящева Н.П. Взрослые «ужасы» и новый детский герой? [Электронный ресурс] // Филологический класс. – 2006. - №16. – С. 36-42
    5. докторщёголев.рф›lib/podrag
    6. proza.ru›2007/01/08-307

 

 

 

 


Информация о работе Подросток как герой современной отечественной прозы