Подросток как герой современной отечественной прозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 15:35, реферат

Краткое описание

Актуальность. В настоящее время в системе школьного образования наблюдается снижение интереса учеников к изучению художественной литературы. Мир технического прогресса изменил отношение к чтению. Яркие и привлекательные телевизионные передачи, мир компьютерных игр смещают систему ценностей маленького человека в сторону легкости и доступности восприятия. Большинство учащихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 5-6 классах начинают терять интерес к учёбе, а особенно к изучению литературы. На уроках они предпочитают не слушать и отвечать, а перебрасываться записками, обсуждать свои проблемы, играть, просто разговаривать друг с другом. Интимно-личностное общение со сверстниками, согласно мнению Д.Б. Эльконина, становится ведущим видом деятельности [2, 217].

Содержание

Введение…………………………………………………………………...2
§1. Психологические основы исследования …………...………………7
§2. Коммуникативные особенности подростка……………………….16
§3. Подросток как герой современной отечественной прозы ……....22
Заключение……………………………………………………………… 30
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат в аспирантуру1.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

В языке современных подростков обнаруживается тенденция к автономизации и дистанцирования своей среды и субкультуры от культуры взрослых. В реальном пространстве коммуникации происходит упрощение и огрубление речи. В речевом общении подростков преобладает телеграфный стиль, а то и вовсе специфический безграмотный, рубленый лексикон SMS. Специалисты и обыватели с горечью наблюдают вымывание целых пластов языковых ресурсов, особенно в речи ребят, и, напротив, засилье иноязычной (англоязычной) лексики, наряду с распространением примитивных речевых штампов, нарочитой и непреднамеренной клишированности.

В последнее время в педагогической, психологической, медицинской литературе все чаще рассматривается проблема возникновения новой формы аддиктивного поведения, связанной с информационными технологиями, - компьютерной зависимости.

Переживая сложный период физиологического и психологического становления личности, испытывая трудности в социальной адаптации, многие подростки находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир. Они погружаются в него в поисках свободы и самоутверждения, реализуют свои силы и способности в мире компьютерных игр и Интеренета, при этом личностный рост в реальности уходит на второй план [15, с. 23].

С.В. Фадеева в статье, посвященной анализу психолого-педагогических аспектов компьютерной зависимости, приводит данные эксперимента, который был проведен на 120-ти учащихся от 15 до 17 лет в ПТУ №1 и 2 г. Коворова Владимирской области. Согласно результатам исследования были выявлены общие черты, присущие большинству учащихся, проводящих за компьютерными играми в Интернете более семи часов ежедневно. Как правило, для них характерна "дисгармония в функционировании эмоциональной сферы, проявляющаяся в неспособности к четкому дифференцированию своих чувств, в невозможности адекватно реагировать в коммуникативных ситуациях" [16, с. 24].

Влияние СМИ и Интеренета проявляется и в перемене стиля речевого поведения подростков. С.И. Выгонский в работе "Обратная сторона Интернета" говорит о неком жаргоне падонкафф(другие названия данного явления: "обланский язык", "олбанкцей йезыг"). Жаргон падонкафф - широко распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов (так называемым эрративом), частым употреблением мата и определенных штампов, характерных для сленгов [5, с. 51].

Как показывает опыт практического общения с подростками, данный стиль речевого поведения переносится ими и в реальную жизнь. На сегодняшний день крепко вошли в обиход такие выражения, как «аффтар жжот», «убейся апстену», «выпей йаду», «йазва» (нечто нехорошее), «зачот», «аццкий сотона» и т. п., а также фразы из пабликов социальных сетей, популярные на какой-то определенный временной промежуток (например, "Давай до свидания!" и другие не столь пристойные выражения).

Известный лингвист Б. Ю. Норман в своих рассуждениях об явлении языка падонкафф упоминает о том, что данный элемент речевой культуры был создан людьми образованными в качестве некой языковой шутки, и высмеивает подобный стиль общения, столь часто встречающийся у неграмотных подростков. Он говорит: "Люди, причем изначально образованные, грамотные, старались в порядке шутки написать слово максимально неправильно. Это была ирония, пародия на орфографические правила. Но игра хороша тогда, когда ею пользуются образованные люди. А когда неграмотный человек пытается продолжить эту игру, он просто пишет как слышится и это совсем даже не смешно."

Безусловно, возможность негативного влияния увлечения сетями отрицать нельзя. Довольно часто безобидная на первый взгляд привычка прятаться за анонимностью интернета, считать, что ты недосягаем для оппонента физически, приводят к переносу стиля сетевого общения в реальную жизнь. Напрашивается вывод: нужно сначала научиться адекватно общаться с людьми, а потом уже нырять в бескрайнее море Интернета [15, с. 87].

При наблюдении за речевой деятельностью подростков весьма часто приходится сталкиваться с таким явлением, как коммуникативная агрессия.

С точки зрения коммуникативного взаимодействия, речевая агрессия - это установка адресанта на антидиалог в широком смысле слова. Данный тип речевого поведения характеризуется двойной позицией. С одной стороны, это сознательная ориентация адресанта на субъектно-объектный тип отношений (прагматический вектор), который может быть выражен как через содержание высказывания, так и через деструктивные формы речевого поведения. С другой стороны, в агрессивном общении, независимо от типа коммуникации, обязательно присутствует выражение негативного отношения либо к адресату, либо к предмету речи (аффективный вектор).

В межличностной коммуникации «право на речь» каждого из коммуникантов определяется характером дискурса и конкретной речевой ситуацией. Если приоритетное «право на речь» одного из коммуникантов не предусмотрено условиями речевой ситуацией и, не признается другими участниками коммуникации то в этом случае речь идет о вторжении в речевое пространство адресата, т.е. о речевой агрессии. Нарушение речевого паритета может проявляться, во-первых, как намеренный захват вербальной инициативы, во-вторых, как пренебрежительное отношение к содержательной стороне высказываний речевого партнера.

При бытовом общении на выполнение этой задачи направлены, например, инвективные (бранные, ругательные) номинации адресата (придурок, дебил, урод и т.д.). Целевая установка такой коммуникации - создание коммуникативной вертикали между коммуникантами либо к прекращению коммуникации или превращению ее в монологическое общение. С психологической точки зрения цель агрессивного речевого поведения в межличностной коммуникации - это желание оскорбить, унизить речевого партнера [12, c. 23-24].

Известно, что в подростковом возрасте одним из главных критериев формирования самооценки и собственного "Я" является мнение сверстников. Общение с товарищами превращается в особую деятельность подростков, занимает в их жизни очень важное место, выделяется в совершенно самостоятельную сферу жизни - в известном смысле личной жизни [4, с. 317].

В связи с этим Фр. Дольто склонна рассматривать агрессивную речевую модель поведения подростков как некую тенденцию, популярную среди рассматриваемой нами возрастной категории. "Словесный терроризм в моде. "Крутые" подростки не дают своим родителям говорить". Как правило, при "общении" с родными они отговариваются шаблонными фразами типа: "Помолчи", "Я не хочу тебя слушать", "Тебе все равно нечего сказать, ты можешь только нести чушь". Разумеется, рассуждает известный психолог, если одни поступают так по своей испорченности, то другие, приходя домой, разговаривают таким образом, чтобы ходить с высоко поднятой головой перед товарищами. Они вызывают родителей на конфликт, не имея никаких на то причин [6, с. 103].

Таким образом, коммуникативная деятельность для подросткового возраста имеет определяющее значение в формировании личности. Однако подросток, обладая противоречивыми особенностями, не всегда может успешно реализовать себя как коммуникант.

Как известно, подросток черпает модели коммуникативного поведения из трех основных источников: семья, взаимодействие со сверстниками и символические примеры, навязываемые масс-медиа. Психологи и педагоги зачастую связывают причины коммуникативных неудач и коммуникативной агрессии с негативным влиянием СМИ и интернета. Виртуальное общение, которое поначалу позволяет подростку чувствовать себя защищенным и независимым, может стать причиной неадекватного реагирования подростков в коммуникативной ситуации. Этот факт экспериментальным путем доказывают психологи и лингвисты: С.В. Фадеева, Фр. Дольто, С.И. Выгонский, Б.Ю. Норман и др.

Зачастую коммуникативная деятельность подростков достаточно не развита, в ней преобладает клишированность, «телеграфность» и нацеленность на образцы.

Помочь подростку избежать подражания негативным образцам речевого поведения могут эстетически возвышенные, нравственные, развитые в коммуникативном плане примеры, которые нам дает литература.

 

§3. Подросток как герой современной отечественной прозы

В данном исследовании мы обращаемся к одному из самых значимых в формировании полноценной, духовно и эстетически развитой личности разделов литературы – подростковой литературе.

Литература для подростков выделяется как составная часть детской литературы, специфика которой определяется возрастом, интересами, ценностными представлениями её читателей [19, c. 98].

Хорошая детская литература ценна тем, что она естественно погружает юного читателя в круг близких ему интересов и впечатлений. Обращаясь к исследованию подростковой литературы, не представляется возможным обойти вопрос о её специфике. По мнению большинства теоретиков и критиков, ведущей особенностью детской литературы, дающей ей право считаться самостоятельной областью словесного искусства, является органическое слияние законов искусства и педагогических требований. Под педагогическими требованиями понимается присутствие воспитательного начала, художественный дидактизм. Это основное структурное качество проявляется различным образом в собственно детской литературе в зависимости от специфики эстетического и духовного восприятия.

Другая – не менее важная составляющая специфики детской литературы - горизонт читательских ожиданий. Писатель всегда подспудно ориентируется на потенциального читателя. Данная ориентация не умозрительна – скорее речь должна идти об эволюции художественного сознания, вызванной объективными причинами.

Подростковая проза исследует усложнившийся внутренний мир современного ребенка в свойственном ей изначально дидактическом, нравоучительном ключе, с учетом специфики возрастного мышления и психологических особенностей подросткового периода [9, c. 176].

В настоящее время литературоведы, писатели, педагоги, социологи с обоснованной тревогой ставят вопросы о причинах кризиса в современной детской литературе, об утрате связи между писателями и читателями-подростками. Показательны сами названия публикаций: "От потешки к порносайту", "Не бедствие, а катастрофа", "Кто спасёт красоту?"  и т.п.[19, c. 100]

Как отмечает Сергей Колосов, в настоящее время, несмотря на то, что книжная индустрия переживает бурный подъем (книжные прилавки буквально давятся от всевозможных книг: от фривольно-детективного чтива в дешевых переплетах до увесистых фолиантов, стоящих порой не одну тысячу рублей), литература о подростках терпит серьезный крах. "Не видно может быть самой важной серии книг – о современных 13-16 летних подростках. Наших, российских." [22]

Кроме причин коммерческого и социологического характера называется растерянность современных детских писателей перед новой реальностью жизни, улицы, которую подростки знают не хуже взрослых, перед теми проблемами, которые определяют "литературу страдания". Известный исследователь детской литературы И.Н. Арзамасцева отмечает, что литература для детей ослабила одну из своих важнейших функций - "намывать целебный слой культуры на повреждения детского мира, нанесённые цивилизацией взрослых… Теперь писатели уже не могут сочинять для детей по-старому - на мелкие темы и словами, пахнущими типографской краской. Программа задана событиями национального, мирового и вместе личного, семейного значения" [13, с. 117]. Детская литература отразила и такую характерную черту времени, как стирание граней между взрослым и детским миром, быстрое взросление подростков. Постепенно исчезают традиционные темы и жанры, воспитавшие не одно поколение читателей: школьная повесть, реалистический рассказ, рассказы о войне. Изменяется и сам облик современного читателя, для которого литература утратила своё сакральное значение, а качество чтения определяется как визуальное и "экстенсивное" (Р. Энгельсинг): однократное, " с простодушной свободой, с какой в текст инвестируются личные эмоции" [13, с. 119].

В современную литературу для детей вошли приметы сегодняшнего дня: реальность катастроф, криминала, рыночных отношений, в основе многих произведений лежит нарочитая остросюжетность. Тем важнее отметить по-настоящему талантливые произведения, в которых художественные и нравственные ценности находятся в достойном равновесии.

В настоящее время работают несколько интересных писателей, которые в своем творчестве уделили и уделяют немалое внимание традиционным для детской литературы темам семьи, школы, дружбы, где подросток предстаёт в естественном для него социуме. Это такие писатели, как Александр Папченко, Евгений Лобанов, Елена Палтусова, Людмила Матвеева, Тамара Крюкова, Екатерина Мурашова, Владимир Железников, Олеся Дзюба, Тамара Михеева, Галина Гордиенко и др.

Жанровое своеобразие современной подростковой прозы  небогато, это: фантастической повесть (произведения Т. Крюковой), повесть социально-психологического характера (произведения Е. Мурашовой, А. Папченко, Е. Палтусовой, В. Железникова) и любовные романы (произведения Г. Гордиенко, Т. Михеевой, Л. Матвеевой, Е. Липатовой).

В данной работе особый для нас интерес представляет анализ образа подростка в современной отечественной прозе. Обратимся к литературоведческим источникам для определения понятия «художественный образ».

В литературоведении под художественным образом понимают всеобщую категорию художественного творчества, форму истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью максимально полного освоения художественного мира произведения [17, 148].

Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. При помощи своей фантазии, вымысла автор преобразует реальный материал: пользуясь точными словами, красками, звуками, художник создает единичное произведение. Хорошо сказал об этом великий индийский писатель Рабиндранат Тагор в своей статье "Содержание литературы": "Внешний мир, воздействуя на наше сознание, вызывает в нем другой мир. Этот мир полон не только красок, образов, звуков и других вещей, идущих от внешнего мира, с ним тесно связаны наши понятия о добре и зле, наши страхи, удивления, наши горести и радости - разнообразное внешнее выражение его зависит от богатства нашего духовного".

Г.Л. Абрамович обобщает присущие художественному образу особенности:

1. Сочетание живой конкретности, богатства индивидуальных черт  и свойств, определяющие силу  их эмоционального воздействия  на читателей, зрителей, слушателей, и в то же время их идейную  и познавательную значимость

Информация о работе Подросток как герой современной отечественной прозы