Подросток как герой современной отечественной прозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2014 в 15:35, реферат

Краткое описание

Актуальность. В настоящее время в системе школьного образования наблюдается снижение интереса учеников к изучению художественной литературы. Мир технического прогресса изменил отношение к чтению. Яркие и привлекательные телевизионные передачи, мир компьютерных игр смещают систему ценностей маленького человека в сторону легкости и доступности восприятия. Большинство учащихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 5-6 классах начинают терять интерес к учёбе, а особенно к изучению литературы. На уроках они предпочитают не слушать и отвечать, а перебрасываться записками, обсуждать свои проблемы, играть, просто разговаривать друг с другом. Интимно-личностное общение со сверстниками, согласно мнению Д.Б. Эльконина, становится ведущим видом деятельности [2, 217].

Содержание

Введение…………………………………………………………………...2
§1. Психологические основы исследования …………...………………7
§2. Коммуникативные особенности подростка……………………….16
§3. Подросток как герой современной отечественной прозы ……....22
Заключение……………………………………………………………… 30
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат в аспирантуру1.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………...2

§1. Психологические основы исследования …………...………………7

§2. Коммуникативные особенности подростка……………………….16

§3. Подросток как герой современной отечественной прозы ……....22

Заключение……………………………………………………………… 30

Список использованной литературы…………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. В настоящее время в системе школьного образования наблюдается снижение интереса учеников к изучению художественной литературы. Мир технического прогресса изменил отношение к чтению. Яркие и привлекательные телевизионные передачи, мир компьютерных игр смещают систему ценностей маленького человека в сторону легкости и доступности восприятия. Большинство учащихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 5-6 классах начинают терять интерес к учёбе, а особенно к изучению литературы. На уроках они предпочитают не слушать и отвечать, а перебрасываться записками, обсуждать свои проблемы, играть, просто разговаривать друг с другом. Интимно-личностное общение со сверстниками, согласно мнению Д.Б. Эльконина, становится ведущим видом деятельности [2, 217]. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник школы не обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельного движения в информационных полях. Проблему «совмещения» учебной деятельности и потребности общаться со сверстниками возможно решить, если учебную деятельность сделать содержанием ведущей для подростка деятельности – общения.

Обсуждение темы снижения интереса к чтению активно рассматривается на протяжении последнего десятилетия, и на сегодняшний день эта проблема стоит как в крупных городах, так и в маленьких деревнях. Уже в наше время западные ученые называют генерацию детей, рожденных после 2001 года «Молчаливым поколением» и «Поколением Googl».

Известно, что литература играет ведущую роль в формировании эстетических взглядов каждого человека. Классические произведения, которые выдержали испытание временем, действительно могут развить в человеке чувство красоты, помогут они и в осмыслении жизни и её сложностей. Однако для школьника, который пренебрегает чтением, на месте эстетически возвышенных образцов – героев классической литературы,- могут оказаться негативные для подражания образцы, которые являются порождением современного общества. Как отмечает современный ученый-психотерапевт Щёголев Альфред Александрович, подросток со свойственным своему возрасту максимализмом старается не только скопировать, но и во многом превзойти своего идола [21]. Нужно ещё учитывать и то, что у современного подростка, оказавшегося под мощным прессом либерального аморализма, активно пропагандируемого СМИ, не формируются прочные критерии моральной оценки людей, с которыми он входит во взаимоотношения. У него нет устойчивых представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», его «идейные воспитатели» упорно ориентируют его исключительно на материальный успех и «крутизну» – основные ценности безликого мещанского потребительского общества. Его внимание с лёгкостью привлекают к себе и соответствующие этому обществу «герои» - особи с навязчивой саморекламой необычного, крикливого, вызывающего, демонстративного, наглого поведения или подозрительные субъекты с каким-то «романтически» тёмным прошлым. Дети и подростки, к сожалению, обыкновенно подражают броским, вульгарным, грубым формам поведения, потому что такое поведение им можно с лёгкостью имитировать.

Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании творчески развитой, активной личности. Вместе с писателем «следуя за героем» (М.М. Бахтин), учащиеся осваивают мир в эстетической и мировоззренческой сущности [1, 156]. Но литература может повлиять на формирование ребенка только в том случае, если он будет с ней «общаться», если будет читать. В противном случае разрушится его образовательное пространство, культура, что рано или поздно скажется не только на отдельном ученике, но на обществе в целом. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. В связи с этим учителю-словеснику важно отобрать те произведения, которые будут не только понятны и духовно близки исследуемой возрастной категории, но и будут воспитывать в подростках личностные  качества: умение принимать решения и нести за них ответственность, способность сопереживать и помогать окружающим, осознание своего место в обществе.

Традиционно на уроках литературы в средней школе изучаются произведения подростковой прозы (это главы из трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность.», повесть A.M. Горького «Детство», рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»(6 класс); рассказы В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» (11 класс), рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс); М.В. Исаковский «На ельнинской земле. Автобиографические страницы» (7 класс), произведения Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы» (5 класс),  
сказка-быль М. Пришвина «Кладовая солнца»).  Однако образы героев художественных произведений классической литературы далеки от реалий современного мира, поэтому школьники не склонны отождествлять себя с классическими героями и брать их за образец для подражания, ученики, как правило, не способны вступить с писателем в своеобразный интеллектуально–духовный диалог и понять авторский замысел. Известно, что для подростка в восприятии художественного произведения очень важны интрига, сюжет, действия героя. Важнейшим критерием, по которому происходит оценка прочитанного, подросток считает увлекательность. Не менее важным критерием оценки является правдивость, что расценивается как «похожее на жизнь».

Современная  проза о подростках, достойно продолжая традиции классики, отражает реалии современной жизни и служат ее иллюстрацией; к тому же создает ощущение живого образа подростков.

Современное филологическое образование направлено на  развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

Читая произведения о подростках, ученик получает возможность почувствовать себя автором собственной жизни и совершенствует свою коммуникативную практику.

Предмет исследования: риторический анализ образа подростка – героя современной отечественной прозы.

Объект исследования: образ подростка – героя современной отечественной прозы.

Целью нашего исследования является разработка методики:

- изучения образа подростка – героя современной  прозы - как способа формирования риторической компетенции старшеклассников,

- обучения студентов-филологов риторическому анализу образу подростков и проверка эффективности методик в условиях школьных и вузовских занятий по русскому языку, литературе и риторике;

В соответствии с данной целью нами определены задачи исследования:

- выявить степень разработанности  исследуемой проблемы в научной литературе по литературоведению, теории и методике обучения русскому языку, литературе, психологии, риторике и конкретизировать содержание ключевых понятий, важных для достижения цели исследования;

- охарактеризовать уровень  готовности школьников к риторическому  анализу коммуникативной сферы  подростков;

-   разработать критерии отбора современной литературы о подростках,

- отобрать средства обучения – тексты прозаических произведений современных писателей о подростках.

Гипотеза нашего исследования: если в систему формирования коммуникативной культуры учеников включить задания, связанные с риторическим анализом речевого поведения сверстников – героев художественной литературы – и подготовить учителя русского языка и литературы к организации такой работы, то это, во-первых, усилит практическую направленность уроков литературы, интерес учащихся к изучению художественных текстов и, во-вторых, повысит профессиональную компетентность педагогов-словесников.

Диссертационное исследование будет состоять из трех глав.

В первой главе будут изложены теоретические основы исследования: первый параграф будет включать материал о психологических особенностях подросткового периода, второй параграф -  литературоведческие основы исследования (изучение образа подростка в литературе, особенности восприятия художественного текста), третий параграф – коммуникативные особенности подростков.

Вторая глава будет посвящена методике организации изучения образа подростка – героя современной прозы в школе, третья глава – методике обучения студентов-филологов приемам анализа образа подростка – героя современной прозы – на уроках развития речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1. Психологические основы исследования

 

Кого можно считать подростком и каково значение данного периода в становлении личности? Этому вопросу посвящены труды многих исследователей в области психологии, философии и социологии.

Человечество не всегда имело в своем словаре понятие "подросток". Как отмечает Ф.Ариес, в доиндустриальной Европе не различали детство и отрочество, а само понятие "подростковый возраст" возникло лишь в 19 веке [1, с. 305]. Первым предложил рассмотреть этот период как переходный от детства к взрослости Ст. Холл.

Определение границ подросткового возраста также достаточно расплывчато. Процесс акселерации нарушил привычные возрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. Обращаясь к отечественной истории, можно заметить, что возрастная терминология, касающаяся подростков, также не была однозначной [2, 13]. 
В Толковом словаре В. Даля говорится, что "подросток - это дитя на подросте, около 14-15 лет". В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983 г. разъясняется, что подросток - это «мальчик или девочка в переходном от детства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет». Л.Н. Толстой  в трилогии "Детство. Отрочество. Юность" стремится определить грань между этими периодами. Подростку из одноименного романа Ф.М. Достоевского исполняется 20 лет [7, с. 8].

На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. 
 Известно, что любая возрастная периодизация базируется на нескольких основаниях. У социологов - на изменении общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается скорее на особенностях подростков как социально-демографической группы. Педагогический подход к подростку связан с содержанием воспитания и обучения на данном этапе развития. Психологов прежде всего интересуют психологические изменения  в личности и деятельности [7, с. 8]. 

Однако начало и окончание подросткового возраста ученые-психологи определяют по-разному. Сторонники биологического подхода (Ст. Холл, З. Фрейд) считают, что начало подросткового возраста совпадает с достижением половой зрелости. Половое созревание проходит пять этапов:

1. инфантильный (начало - в  восемь-девять лет, окончание - в  десять лет у девочек, в тринадцать  лет у мальчиков): медленно изменяется  деятельность щитовидной железы  и гипофиза;

2. пубертатный (окончание - в  двенадцать лет у девочек, в  четырнадцать - у мальчиков): появляются  первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, изменятся темп роста костной  и мышечной систем, ускоряется  обмен веществ;

3. подростковый период  развития: активизируется деятельность  половых и щитовидной желез  внутренней секреции;

4. развитие организма: максимально  активны половые гормоны;

5. этап завершения полового созревания, начала юношеского возраста (15-16 лет у девочек, 16-17 лет у мальчиков): наступает анатомическая и физиологическая зрелость [7, с. 9-10].

Ученые, которые стремились соотнести индивидуальное развитие человека с развитием человеческого рода, выдвинули ряд периодизаций. Н.М. Казанская, обобщая опыт исследователей, называет в своей работе такие границы подросткового возраста: с одиннадцати до пятнадцати лет. Этот временной отрывок подразделяется на три этапа:

1. период робинзонады (десять - двенадцать лет): ребенку в эти  годы привлекают походы, ему интересно  строить шалаши, разводить костры...

2. период "охоты и захвата  добычи" (двенадцать-четырнадцать  лет): ребенок начинает интересоваться  сельским хозяйством, ухаживает  за животными;

3. торгово-промышленный период (четырнадцать - пятнадцать лет): возникает  интерес к деньгам, их накопительству, обмену на товары [7, с. 11].

Данная периодизация показывает, что определение возрастной границы учеными соответствовало их представлениям о предназначении человека в жизненный период от одиннадцати до пятнадцати лет.

Другой сторонник связи индивидуума и человечества В.В. Давыдов определяет немного иные границы подросткового возраста: от десяти до пятнадцати лет. Он же отмечает главную черту этого периода: общение на основе различных видов общественно полезной деятельности, благодаря которой у подростков формируются осознанные нормы поведения, умение строить и регулировать общение, способность оценивать свои действия, опираясь на мнения одноклассников [5, с. 121].

Помимо перечисленных подходов к периодизации подросткового возраста существует и положение о социальной обусловленности возрастных границ. 

Так, В.А. Аверин  главным критерием в определении границ подросткового периода выдвигает социальное влияние на развитие личности. Подобная точка зрения обусловлена, прежде всего,  культуро-антропологическими и социальными причинами. В первом случае имеет место такой аргумент: если кризисные формы развития присущи подростковому возрасту вообще, значит, они должны наблюдаться у всех народов, этносов и культур, однако, согласно исследованиям М. Мид, отрочество у народов на островах Самоа, так же, как и у американских детей конца 19 века, невозможно описать как трудный период жизни ребенка. Социальная же обусловленность возрастных границ подросткового периода подтверждается исследованиями Л.И. Божович, Н.И. Крылова, Н.Н. Толстых в 50-е, 60-е, 80-е; результаты данных исследований показали, что в 50-е годы переломный момент в представлениях подростков о будущем был в 15 лет, в 60-е - в 16-17 лет и в 80-е - в 13 лет [1, с. 306].

Информация о работе Подросток как герой современной отечественной прозы