Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 06:59, реферат

Краткое описание

Русское литературное произношение складывалось на протяжении долгого времени. До XVII в. практически не было единых для русского языка произносительных норм. На разных территориях были распространены диалектные разновидности русского языка. На этих диалектах: ростово-суздальском, новгородском, тверском, смоленском, рязанском и т.д. – говорило все население соответствующих феодальных земель независимо от социальной принадлежности

Содержание

Введение
1. Орфоэпические нормы
История русского литературного произношения
Варианты орфоэпической нормы
Орфоэпические нормы в области гласных
Орфоэпические нормы в области согласных
Орфоэпические нормы в области ударения (акцентологические нормы)
Нормы ударения в отдельных частях речи
Задания
2. Лексические нормы
Употребление слова без учёта его семантики
Нарушение лексической сочетаемости
Ошибки в употреблении синонимов
Неразличение (смешение) паронимов
Ошибки в употреблении многозначных слов и омонимов
Речевая избыточность
Речевая недостаточность
Немотивированное употребление заимствований
Разрушение фразеологизмов
Задания
3. Морфологические нормы
Особенности употребления в речи именных частей речи
Грамматический род имён существительных
Вариативность падежных окончаний имён существительных
Образование и употребление форм имён прилагательных
Образование и употребление форм имён числительных
Ошибки в употреблении форм местоимений
Задания
Особенности употребления в речи глагола и его форм
Категория вида глагола
Категория наклонения глагола
Категория времени глагола
Категория лица глагола
Образование и употребление причастий
Образование и употребление деепричастий
Категория залога
Категория вежливости в глагольных формах
Задания
Особености употребления в речи некоторых предлогов
Предлоги-синонимы
Предлоги-антонимы
Употребление предлога по
Отымённые (производные, вторичные) предлоги
Задания
4. Синтаксические нормы
Управление
Согласование
Порядок слов в предложении
Нанизывание падежей
Координация главных членов предложения
Однородные члены предложения
Оформление деепричастного оборота
Построение сложных предложений
Задания
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

рефер.docx

— 174.62 Кб (Скачать файл)

 

В предложениях, где подлежащее выражено сочетанием существительное в именительном падеже + предлог с + существительное в творительном падеже типа (отец с матерью), сказуемое может принимать форму единственного числа, если указан один основной производитель и один сопутствующий: приехал граф Безухов с семьёй, слугами и собаками. А также при наличии в предложении обстоятельств вместе, совместно: Сегодняшний обед готовила мама вместе с дочерью. Сказуемое может быть представлено и глаголом в форме множественного числа, когда в предложении есть два равноправных субъекта, образующих как бы одно целое: Брат с сестрой любили играть в прятки.

Если  подлежащее представляет собой словосочетание, в состав которого входит личное местоимение (ты с Ольгой, вы с Анной Никитичной), то сказуемое согласуется с местоимением: ты с Ольгой будешь заниматься в  библиотеке. Вы с Анной Никитичной можете сходить в музей. Таким образом, выбор формы сказуемого зависит и от того, кто мыслится в качестве производителя действия, и от числа личного местоимения.

В предложениях, где подлежащее выражено сочетанием существительное в именительном падеже + предлог за + то же существительное  в творительном падеже, координация  со сказуемым осуществляется по смыслу со всем сочетанием, а не с первым словом, например: Медленно проходят день за днём. Лист за листом устлали землю  жёлтым шуршащим покрывалом. Как видно, сказуемое имеет форму множественного числа.

Наряду  с личными местоимениями, в роли подлежащего может выступать  вопросительное и относительное (в  зависимости от контекста) местоимение  кто, а также производные от него неопределённые и отрицательные  местоимения (некто, кто-то, кто-либо, кое-кто, никто). Если эти языковые единицы  – подлежащие или главного, или  придаточного предложения, то глагольное (простое и составное) сказуемое  при любом из них ставится в  форме единственного числа, а  в прошедшем времени и в  форме мужского рода, независимо от родовой принадлежности субъекта действия: Никто, даже самые способные ученики, не мог решить задачу; в спектакле  «Гамлет» кто-то из ведущих актрис театра сыграл главную женскую роль. Различные  уточнения, сравнительные обороты, ряды однородных членов, относящиеся к подлежащему, на координацию не влияют: кто-либо: охотник ли, рыбак ли, грибник ли – может прийти в этот лес.

Однако  при относительном местоимении  кто сказуемое может употребляться  и в единственном, и во множественном  числе: Те, кто не сдал зачёт, не уедет на каникулы. Форма единственного  числа характерна для книжных  стилей, а множественное число  считается более уместным в разговорной  речи.

Нужно учитывать, что в вопросительных предложениях составное именное сказуемое  координируется с частью подлежащего, выраженной именем существительным, а  не местоимением: Кто из пациенток  была приглашена к врачу первой?

В предложениях с конструкциями не кто иной, как + существительное в именительном падеже; не что иное, как… выступающими в роли подлежащих, форма сказуемого зависит от порядка слов: Выиграть время кандидату в депутаты помог  не кто иной, как преданные сторонники (нейтральная речь); не кто иной, как  преданные сторонники помогли кандидату  в депутаты выиграть время (разговорная  речь).

Нередко возникают трудности при координации  сказуемого и подлежащего, имеющего при себе приложение: Автомобиль «Жигули» подъехал к мастерской. Женщина-кондуктор вежливо попросила нас оплатить проезд. В этих случаях необходимо следовать правилу: сказуемое координируется не с приложением, а именно с подлежащим.

Однако  необходимо помнить, что:

при сочетании  нарицательного существительного с  личным именем человека роль подлежащего  отводится более конкретному  собственному имени: Дежурный врач Людмила  Петровна не спала всю ночь; Автор Н. Петрова предложила редакции увлекательные заметки;

сказуемое, предшествующее сочетанию «обозначение по профессии + собственное имя», ставится в форме м.р.: Увлекательные заметки предложил редакции известный автор Н. Петрова;

сказуемое ставится в форме женского рода, если его форма является единственным показателем того, что речь идет о женщине, а пишущему важно это подчеркнуть: Талантливый инженер Пронько разработала модель нового моста (безотносительно к порядку слов в предложении).

 

Однородные  члены предложения

 

Однородные  члены предложения должны отвечать на один и тот же вопрос, связываться  друг с другом сочинительной связью и относиться к одному члену предложения.

В современном  русском литературном языке употребление однородных членов регламентируется рядом требований:

1. Не  рассматривать и не связывать в качестве однородных такие члены предложения, которые выражены именем существительным и неопределённой формой глагола, глаголом и именем прилагательным: ср. Главный герой любил опасность и рисковать жизнью вместо Герой любил рисковать жизнью; Набережная тянется вдоль Волги и очень красивая вместо Набережная вдоль Волги очень красивая.

2. Не  использовать как однородные следующие синтаксические элементы:

– определение, выраженное причастным оборотом, и  придаточное предложение: ср. В городе была церковь, которая давно разрушилась  и служившая какое-то время овощехранилищем  вместо В городе была давно разрушенная  церковь, служившая какое-то время  овощехранилищем.

– обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и придаточное предложение: ср. Волчата  ушли в своё логово, прекратив игры и когда наступила темнота вместо Волчата прекратили игры и ушли в своё логово, когда наступила темнота.

3. При  двойных сопоставительных союзах (не только… но и; не только…  а и; не сколько… столько;  как… так и) один из однородных  членов необходимо ставить непосредственно  после первой части союза, а  другой – после второй: ср. раскольников  не только убил старуху, но  и её сестру вместо Раскольников  убил не только старуху, но  и её сестру. Кроме того, нельзя  употреблять лишь первую часть  союза, опуская вторую.

4. Нельзя  допускать, чтобы в роли однородных  выступали слова, обозначающие  далёкие по смыслу понятия:

– одушевлённые и неодушевлённые предметы: ср. По дороге с фронта идут солдаты и танки  вместо По дороге с фронта идут пехотные и танковые части;

– логически  не объединяемые родовые и видовые  обозначения: ср. Летом мы собирали клубнику, малину, землянику, ягоды  вместо Летом мы собирали клубнику, малину, землянику и другие ягоды.

5. Однородные  члены должны употребляться в  том же падеже, что и обобщающее  слово: ср. В осеннем лесу было  много грибов: опята, подосиновики, маслята вместо В осеннем лесу  было много грибов: опят, подосиновиков,  маслят.

6. В конструкциях, где управляемое слово оказывается  в двойной зависимости, следует  так строить словосочетание и  предложение, чтобы либо оба  управляющих слова требовали  одного и того же падежа, либо  каждое из них имело при  себе управляемое слово (чаще  существительное или местоимение): надо помогать и беседовать  с ребятами, которые не знают,  что делать в своё свободное время. Так как первый глагол требует дательного падежа управляемого слова, а второй – творительного, то само построение такой конструкции ошибочно, следует исправить: надо помогать ребятам, которые не знают, чем занять своё свободное время, и беседовать с ними. Таким образом, точность выражения мысли зависит от семантически правильного выбора управляющего слова (глагола или существительного) с учётом требуемой им предложно-падежной формы.

В предложениях с однородными подлежащими выбирается форма множественного числа сказуемого, как правило, при прямом порядке  слов (постпозиция сказуемого): Профессор и ассистент подготовили пособие  для студентов-заочников. Форма числа  не изменяется даже при несовпадении родовой принадлежности слов: Зной  и засуха угрожали нам потерей  урожая.

Форма единственного  числа используется в ряде случаев:

1. При  обратном порядке слов (препозиция  сказуемого): Из аудитории доносится мерный голос преподавателя, отрывистые реплики студентов и иногда приглушённое шуршание.

2. Подлежащие  связаны разделительным союзом (или,  либо, не то… не то, то… то), а сказуемое предшествует им: С неба посыпалась или изморось, или снег. В этом случае координация  осуществляется по ближайшему  слову.

3. Подлежащие  связаны противительным союзом (а,  но, да (=но), зато, однако): Больному потребовался  не массаж, а прогревание. Род  координируется по ближайшему  слову.

Если  среди однородных подлежащих имеются  личные местоимения, то при координации  1 лицу отдаётся предпочтение перед 2 лицом и 3 лицом, а 2 лицу перед 3 лицом: Я (1 л.) и большая компания моих друзей (3 л.) собираемся (1 л. мн.ч.) летом в горы.

Оформление  деепричастного оборота

обстоятельство-деепричастие и сказуемое-глагол в предложении обозначают действия одного и того же лица, т.е. подлежащего: Следуя намеченному маршруту, туристы прибыли на базу вовремя. Нарушение этого правила приводит к курьёзам вроде знаменитой фразы из рассказа А.П. Чехова «Жалобная книга»: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Однако употребление деепричастного оборота возможно в конструкциях без подлежащего, т.е. в односоставном глагольном предложении (безличном или определённо-личном) при сказуемом, выраженном инфинитивом или глаголом повелительного наклонения: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль. Переходя улицу, оглянись по сторонам! В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего, а производитель действия совпадает в глагольных формах.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих  случаях:

1. если  действие, выраженное сказуемым-глаголом, и действие, выраженное обстоятельством-деепричастием, относятся к разным субъектам: Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова (два субъекта действия: я проезжал, голова закружилась).

2. Если  в безличном предложении имеется  логическое подлежащее, выраженное  косвенным падежом («мне» –  Р.п. от «я»), и нет инфинитива: Обходя в сотый раз магазины, мне стало грустно.

3. Если  предложение представляет собой  пассивную конструкцию. В этом  случае субъект действия пассивной  конструкции не совпадает с  субъектом действия, обозначенного  деепричастием: приехав в Баку, он был немедленно избран президентом  (два субъекта действия: он приехал,  кто-то его избрал); Убежав из  дома, мальчик был найден родителями (два субъекта: убежал мальчик,  нашли родители).

 

Построение  сложных предложений

 

В построении сложноподчинённых предложений  нередки ошибки, связанные с использованием союзного слова «который». Следует  помнить, что оно (так же, как и  местоимение) должно быть максимально  приближено к заменяемому им слову. Нужно избегать нагромождения придаточных  предложений со словом «который»: ср. Мы разработали разделы математики, которые касаются очень узких  аспектов, которые мы преподавали  студентам, которые этим будут заниматься вместо Мы разработали разделы математики, касающиеся очень узких аспектов, которые будут преподаваться студентам с перспективой будущих исследований.

Ошибки  встречаются и при передаче чужой  речи посредством косвенной речи, оформленной в виде сложноподчинённого предложения. Преобразование прямой речи в косвенную может происходить  одним из следующих способов:

– замена местоимений и изменение глагольных форм с учётом, что косвенная речь ведётся от лица автора (т.е. от третьего лица): ср. Уезжая в Москву, Андрей обещал: «Обязательно сообщу, как устроился» – Уезжая в Москву, Андрей обещал, что обязательно сообщит, как  устроился;

– использование  частицы (ли) параллельно с изменением формы лица и числа личных местоимений  в вопросительных предложениях: ср. Соседка спросила: «Вы пойдёте  гулять?» – Соседка спросила, пойдём ли мы гулять;

– выбор  подчинительных союзов или союзных  слов (что, чтобы, будто): Преподаватель  сказал: «Нужно остаться после лекции»  – Преподаватель сказал, что нужно  остаться после лекции.

 

Задания

 

1. Составьте  словосочетание по схеме глагол + существительное/ существительное + глагол

1. Заслужить,  заслуживать; 2. Беспокоиться, тревожиться; 3. Вера, уверенность; 4. Отзыв, рецензия; 5. Уплатить, оплатить.

2. Добавьте  окончание, соответствующее контексту

1. Ученик  дожидался урок… 2. На пляже  нам долго пришлось искать  мест… 3. Ребёнок просил морожено…  4. Юноша долго искал девушк…  5. трудно добиваться справедливост…

3. Укажите,  правильно ли в данных предложениях  выбран падеж дополнения при  глаголе с отрицанием

1. Некоторые  студенты не выполняют задания  для семинарских занятий. 2. Врач  не обнаружил никакие признаки  болезни у ребёнка.  3. Мастера не приняли участие в розыгрыше первенства страны по шахматам. 4. Мальчик не боялся свою маму, хотя она была довольно строгая. 5. К сожалению, я не часто получал писем из дому.

Информация о работе Культура речи