Культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 06:59, реферат

Краткое описание

Русское литературное произношение складывалось на протяжении долгого времени. До XVII в. практически не было единых для русского языка произносительных норм. На разных территориях были распространены диалектные разновидности русского языка. На этих диалектах: ростово-суздальском, новгородском, тверском, смоленском, рязанском и т.д. – говорило все население соответствующих феодальных земель независимо от социальной принадлежности

Содержание

Введение
1. Орфоэпические нормы
История русского литературного произношения
Варианты орфоэпической нормы
Орфоэпические нормы в области гласных
Орфоэпические нормы в области согласных
Орфоэпические нормы в области ударения (акцентологические нормы)
Нормы ударения в отдельных частях речи
Задания
2. Лексические нормы
Употребление слова без учёта его семантики
Нарушение лексической сочетаемости
Ошибки в употреблении синонимов
Неразличение (смешение) паронимов
Ошибки в употреблении многозначных слов и омонимов
Речевая избыточность
Речевая недостаточность
Немотивированное употребление заимствований
Разрушение фразеологизмов
Задания
3. Морфологические нормы
Особенности употребления в речи именных частей речи
Грамматический род имён существительных
Вариативность падежных окончаний имён существительных
Образование и употребление форм имён прилагательных
Образование и употребление форм имён числительных
Ошибки в употреблении форм местоимений
Задания
Особенности употребления в речи глагола и его форм
Категория вида глагола
Категория наклонения глагола
Категория времени глагола
Категория лица глагола
Образование и употребление причастий
Образование и употребление деепричастий
Категория залога
Категория вежливости в глагольных формах
Задания
Особености употребления в речи некоторых предлогов
Предлоги-синонимы
Предлоги-антонимы
Употребление предлога по
Отымённые (производные, вторичные) предлоги
Задания
4. Синтаксические нормы
Управление
Согласование
Порядок слов в предложении
Нанизывание падежей
Координация главных членов предложения
Однородные члены предложения
Оформление деепричастного оборота
Построение сложных предложений
Задания
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

рефер.docx

— 174.62 Кб (Скачать файл)

В целом, формы на -у(-ю) характеризуются как  разговорные (иногда с оттенком просторечия), а также как профессиональные.

варианты окончаний именительного падежа множественного числа -и(-ы) и -а(-я)

В процессе образования форм именительного  падежа множественного числа у существительных  мужского рода возникают вариантные формы окончаний -и(-ы) и -а(-я).

Традиционным  считается окончание -и(-ы), наряду с ним широко используется окончание -а(-я), рост таких форм интенсивно продолжается, однако употребление некоторых из них в литературной речи не нормативно. При наличии вариантов окончание -а(-я) сохраняет разговорный или даже просторечный характер.

На выбор формы окончания влияют следующие факторы:

структура слова и место ударения:

-а(-я)  – характерно для односложных  слов и слов, имеющих в единственном  числе ударение на первом слоге:  лес – леса, бок – бока, луг  – луга, корм – корма, сорт  – сорта; а'дрес – адреса', о'тпуск  – отпуска', сто'рож – сторожа', я'корь – якор. НО! торт – то'рты, бант – ба'нты.

-и(-ы)  – характерно для многосложных  слов с ударением на среднем  слоге: библиотекарь – библиотекари;

происхождение слова:

слова французского происхождения (с ударными суффиксами -ер/-ёр) и слова латинского происхождения (на -тор) чаще всего имеют окончание  -и(-ы): акушер – акушеры, конденсатор – конденсаторы, автор – авторы, инструктор – инструкторы.

Формы на -а(-я) образуются от слов широкого распространения, утративших книжный характер, а формы  на -и(-ы) остаются в словах, сохраняющих  книжный оттенок: директора, доктора, но! лекторы;

стилистическая  дифференциация:

при наличии  вариантных форм следует отграничивать  формы на -и(-ы), свойственные книжной, преимущественно письменной речи, от устно-разговорных, просторечных или профессиональных форм на -а(-я).

 

наиболее  употребительные формы на -а(-я)

адреса

доктора

невода

сторожа

борта

егеря

номера

тенора

веера

желоба

ордера

фельдшера

века

жемчуга

отпуска

флигеля

векселя

катера

паспорта

флюгера

вензеля

кителя

повара

штемпеля

вороха

кучера

профессора

шулера

директора

мастера

сорта

якоря


наиболее  употребительные формы на -и(-ы)

бухгалтеры

клапаны

приговоры

слесари

выборы

конструкторы

приставы

токари

диспетчеры

корректоры

прически

тракторы

драйверы

офицеры

редакторы

фронты

договоры

порты

ректоры

шоферы

инженеры

почерки

свитеры

штурманы


 

семантическая дифференциация:

зубья (у пилы)

зубы (у животных)

коленья (трубы)

колени (у людей)

колена (в танце; родовые)

 

коренья (овощи)

корни (у растений)

корпуса (здания)

корпусы (туловища)

лагеря (военные, туристские)

лагери (общественно-политические группировки)

листья (на дереве)

листы (бумажные)

меха (выделанные шкуры)

мехи (1. кузнечные; 2. мешки из шкур животных)

мужья (в семье)

мужи (государственные деятели)

образа (иконы)

образы (художественные)

ордена (знаки отличия)

ордены (рыцарские и монашеские общины)

провода (электрические)

проводы (при отъезде)

пропуска (документы)

пропуски (недосмотры, пробелы)

пояса (части одежды)

поясы (географические)

соболя (меха)

соболи (животные)

счета (документы)

счеты (прибор; взаимные отношения)

сыновья (у родителей)

сыны (родины)

тормоза (приборы)

тормозы (препятствия)

учителя (преподаватели)

учители (идейные руководители)


 

Варианты  окончаний родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием:

– существительные, называющие единицы измерения: ампер, вольт, ватт, рентген, микрон;

– существительные, называющие лиц по принадлежности к  национальным группам, чаще если слово  имеет основу на -н и -р: башкир, болгар, грузин, осетин, румын, татар, турок, цыган; но! негров, сванов;

– существительные, называющие парные или состоящие  из нескольких частей предметы: ботинок, брюк, валенок, манжет, погон, сапог, чулок; но! носков.

– существительные, употребляемые только во множественном  числе: каникул, крестин, сумерек.

С окончанием -ов:

– существительные, называющие лиц по принадлежности к  национальным группам: греков, монголов, казахов, киргизов, таджиков, узбеков, эскимосов;

– существительные, называющие некоторые овощи и  фрукты: абрикосов, ананасов, апельсинов, баклажанов, бананов, лимонов, мандаринов, помидоров, томатов, но! яблок;

– существительные, называющие меры веса и некоторые  меры длины и площади: акров, аров, граммов, гектаров, килограммов, ярдов;

– существительные, называющие некоторые воинские группы и военные профессии: минёров, мичманов, офице'ров, сапёров, рекрутов; но! партизан, солдат.

Образование и употребление форм имён прилагательных

варианты употребления полных и кратких форм прилагательных

В современном  русском языке краткие прилагательные, образуясь от полных форм качественных прилагательных, в значительном большинстве  случаев соотносятся с ними семантически (тождественны по значению). Лишь отдельные  краткие прилагательные разошлись  семантически с полными, от которых  они образованы. Таким образом, некоторые  полные и краткие формы прилагательных могут иметь стилистические или  семантические варианты.

 

полные

краткие

а) семантические варианты

Девочка очень живая.

Комната была плохая.

Бабушка ещё жива.

Больная совсем плоха.

б) указывают на постоянный признак

б) указывают на временный признак

У них ребенок здоровый.

У него бледный цвет лица.

Ребенок здоров.

Он бледен.

в) указывают на признак в смягчённом виде

в) указывают на категоричный признак

Он смелый.

Она глупая.

Он смел.

Она глупа.

г) употребляются обычно в речи нейтральной  и разговорной

г) характерны для книжных стилей речи


 

варианты  форм степеней сравнения

Категория степеней сравнения образуется противопоставлением  положительной, сравнительной и  превосходной форм степеней сравнения.

Положительная степень называет признак без  сопоставления его с другим проявлением  этого же признака: сильный мороз, прохладные дни.

Сравнительная степень указывает на качество предмета, проявляющееся в большей мере, чем в другом предмете. Различают  простую и сложную формы сравнительной  степени.

Простая форма образуется синтетически –  прибавлением к основе положительной  степени суффиксов -ее (продуктивный), -е (непродуктивный), -ше (в единичных  случаях): быстрее, тверже, раньше.

Сложная форма образуется аналитически –  форма положительной степени + слова  более, менее: более быстрый, менее  твердый.

В некоторых  случаях простая форма сравнительной  степени качественных имён прилагательных может быть образована супплетивно, т.е. от основы слова-синонима, т.к. от основы начальной формы имени прилагательного образование именно этой формы невозможно: плохой – хуже, хороший – лучше, маленький – меньше.

Превосходная  степень указывает на высшую степень  качества, одного предмета по сравнению  с другим. Различают простую и  сложную формы превосходной степени.

Простая форма образуется синтетически –  прибавлением к основе положительной  степени суффиксов -ейш-, -айш-: быстрейший, тишайший.

Сложная форма образуется аналитически –  форма положительной степени + слова  самый, наиболее, наименее: самый быстрый, наиболее тихий, наименее интересный.

 

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

Сложная форма

Простая форма

Сложная форма

суффиксы  -ее; -е; -ше

удо'бнее;

краси'вее

слова

более, менее

более удобный;

менее красивый

суффиксы

-ейш-, -айш-

удобнейший;

красивейший

слова

самый, наиболее, наименее

самый удобный


 

распространенные ошибки при употреблении форм степеней сравнения прилагательных

а) образование  простых (сравнительной или превосходной) степеней от прилагательных, которые  не образуют степеней сравнения: больной, глухой, дружеский, жидкий, кривой, нищий, слепой, сухой, хромой и т.д.

например: Старушка стала еще слепее, чем  была. Сначала я спорил с мамой, но потом понял, что она всегда правее меня.

б) образование форм степеней сравнения ненормативным способом: Я никогда не видел книгу толстее, чем эта. Она богатей была…ну, как это сказать, богачей. Наш парк становится хорошее с каждым годом.

в) смешение простой и составной степеней сравнения в одной конструкции, а также их употребление в качестве однородных членов: Эта задача более легче. Он более образованнее Гринева. Новый сотрудник нашего отдела более способнее, но старее меня.

NB! Не  образуют степеней сравнения,  как и кратких форм, притяжательные  и относительные прилагательные: Этот шоколад еще соевее, чем  тот. В нашем озере вода намного  речнее, чем в заливе.

 

 

Образование и употребление форм имён числительных

 

вариантное употребление собирательных и количественных числительных

В отличие  от количественных числительных, которые  употребляются без стилистических ограничений, собирательные числительные имеют ограниченную сочетаемость и  являются характеристикой устно-разговорной  речи.

Собирательные числительные обычно употребляются:

– с существительными мужского и общего рода, называющими  лиц мужского пола: двое студентов, трое зевак;

При этом следует помнить, что в книжных  стилях и официальной речи невозможны сочетания типа «пятеро академиков», «четверо министров», «трое монархов», т.к. собирательные числительные не сочетаются с книжными существительными, тяготеющими к официально-деловой  речи.

– с одушевлёнными  существительными мужского рода на -а (мужчина, слуга, староста, воевода) употребляются только собирательные числительные, синонимическая замена на количественное числительное (два мужчины, три слуги) является ошибкой;

– с существительными-названиями детенышей животных: трое ягнят, семеро козлят (невозможно сочетание с названиями взрослых особей животных, птиц, рыб);

– с существительными, называющими парные предметы: трое чулок, четверо брюк – и указывают  на количество пар (в сочетаниях два  сапога, три носка количественные числительные указывают на количество единичных предметов);

– с существительными, не имеющими формы единственного  числа: двое ножниц, пятеро суток, трое саней;

– с личными  местоимениями множественного числа: нас двое, их было шестеро;

– собирательное  числительное оба употребляется  только с существительными мужского рода (оба пальца – между обоими пальцами), собирательное числительное обе – только с существительными женского рода (обе руки – между  обеими руками).

NB! Собирательные числительные не сочетаются с существительными, обозначающими лиц женского пола.

склонение количественных числительных вызывает немало трудностей, поэтому при употреблении количественных числительных в речи необходимо помнить следующее:

а) в составных  количественных числительных склоняется каждое слово, а в сложных – и каждый корень;

б) при  обозначении смешанных чисел (целое  число и дробное) существительным  управляет не целое число, а дробное: 19,2 тысячи тонн; с 8,4 до 8,6 процента; семь и две третьих килограмма; пять и три десятых метра;

Информация о работе Культура речи