Жанр возражения в современной коммуникации и методика его изучения на речевом занятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Согласие и несогласие в философии рассматривается с точки зрения «золотого правила», фундаментального правила нравственности. Оно требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему («Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе»). Обучая вежливому отказу, возражению, протесту, мы формируем одно из нравственных начал в духовных традициях русской культуры.
В настоящее время мы можем отметить многообразие источников и причин социальных несогласий. Это — религиозные, политические, этнические несогласия. Эти несогласия возникают в результате неудовлетворения важных потребностей, составляющих основу существования и развития личности: в творчестве, в безопасности, в благосостоянии, в овладении культурными ценностями и т.п. Любая форма неудовлетворённости личности способна привести к возникновению межличностных, внутригрупповых, межгрупповых и иных несогласий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы обучения учащихся созданию и использованию жанров несогласия…………………………………………………………………...8
§1. Жанры несогласия (возражение, отказ, протест): опыт жанрологической характеристики……………………………………………………………….…….8
§2. Жанровые особенности возражения……………………………….………….15
Выводы……………………………………………………………………………...18
Глава II. Обучение учащихся жанрам несогласия в условиях общения………..21
§1.Готовность учащихся старших классов к созданию и использованию жанров несогласия в типичных речевых ситуациях………………………………………21
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента……21
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………...22
§2. Характеристика хода формирующего эксперимента (опытного обучения)..24
§3. Результаты обучения старшеклассников созданию высказываний в жанре возражения………………………………………………………………………….38
3.1. Характеристика критериев для оценки результатов выполнения итогового контрольного задания……………………………………………………..……….38
3.2. Результаты анализа итогового задания формирующего
эксперимента………………………………………………………………………..39
Выводы……………………………………………………………………………...40
Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_moya.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 «Кузбасская государственная  педагогическая академия» (КузГПА)

Факультет русского языка  и литературы

Кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе

 

 

 

Орешнева Елизавета  Викторовна

 

 

жАНР ВОЗРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ  КОММУНИКАЦИИ И МЕТОДИКА ЕГО ИЗУЧЕНИЯ НА РЕЧЕВОМ ЗАНЯТИИ

Курсовая работа по теории и методике обучения русскому языку

Специальность 050301 Русский  язык и литература

 

 

 

 

Научный руководитель:

к.п.н.,  доцент кафедры  теории

и методики обучения русскому языку и литературе

Зотова Т.Ю.

___________________

                                                                                                                    (подпись)         

 

 

 

 

Допущено к защите

Зотова Т.Ю.

«___» ___________ 2011 г.

               (подпись)

 

Работа защищена

«___» ____________ 2011 г.

с отметкой _____________                                               

Члены комиссии: ____________

__________________________

                                      (подписи)

 

 

 

Новокузнецк  2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы обучения учащихся созданию и использованию жанров несогласия…………………………………………………………………...8

§1. Жанры несогласия (возражение, отказ, протест): опыт жанрологической характеристики……………………………………………………………….…….8

§2. Жанровые особенности возражения……………………………….………….15

Выводы……………………………………………………………………………...18

Глава II. Обучение учащихся жанрам несогласия в условиях общения………..21

§1.Готовность учащихся старших  классов к созданию  и использованию жанров несогласия в типичных речевых ситуациях………………………………………21

1.1. Исходные положения  и организация констатирующего  эксперимента……21

1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………...22

§2. Характеристика хода формирующего эксперимента (опытного обучения)..24

§3. Результаты обучения старшеклассников созданию высказываний в жанре возражения………………………………………………………………………….38

3.1. Характеристика критериев для оценки результатов выполнения итогового контрольного задания……………………………………………………..……….38

3.2. Результаты анализа  итогового задания формирующего

эксперимента………………………………………………………………………..39

Выводы……………………………………………………………………………...40

Заключение………………………………………………………………………….43

Библиографический список………………………………………………………..45

Приложение…………………………………………………………………………47

 

 

 

 

 

 

Актуальность  исследования

Своё исследование мы посвящаем изучению жанров несогласия в системе школьных уроков риторики и разработке занятий по данной теме. И такой выбор не случаен.

Согласие и несогласие в философии рассматривается  с точки зрения «золотого правила», фундаментального правила нравственности. Оно требует от человека в его  отношениях с другими людьми руководствоваться  такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему («Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе»). Обучая вежливому отказу, возражению, протесту, мы формируем одно из нравственных начал в духовных традициях русской культуры.

В настоящее время  мы можем отметить многообразие источников и причин социальных несогласий. Это  — религиозные, политические, этнические несогласия. Эти несогласия возникают в результате неудовлетворения важных потребностей, составляющих основу существования и развития личности: в творчестве, в безопасности, в благосостоянии, в овладении культурными ценностями и т.п. Любая форма неудовлетворённости личности способна привести к возникновению межличностных, внутригрупповых, межгрупповых и иных несогласий.

Вряд ли найдётся человек, которому никогда не отказывали в  просьбе, не возражали и которому не приходилось отказывать, возражать или протестовать самому. Мы отказываем - не соглашаемся выполнить просьбу, мы возражаем — не соглашаемся принять чью — либо точку зрения, мы протестуем - выражаем своё категорическое несогласие с существующим порядком или каким - то требованием. Не случайно жанры несогласия определяются как речевые жанры, в которых человек выражает своё несогласие, даёт отрицательный ответ на что-либо. В то же время выражать своё несогласие можно по-разному, и в том, как отказывают, возражают, протестуют, проявляется культура человека. К сожалению, очень часто отказы и возражения звучат необоснованно невежливо, а ведь отказ на просьбу или требование, на приглашение, выражение несогласия с мнением другого человека могут быть спокойно приняты говорящим, если объясняются причины отказов и возражений и если отказ и возражение произносятся мягким тоном, используются разнообразные «смягчающие» средства.

Надо отметить, что  некоторые сведения о жанрах несогласия мы находим в публикациях Л.Г. Антоновой, Н.Е. Богуславской, О.В. Бычихиной, А.С. Киселёвой, Н.Н. Кохтева, И.А. Купиной, Т.А. Ладыженской, А.А. Леонтьева, А.А. Мурашова, И.А. Стернина, Н.И. Формановской и др. Но, во-первых, в этих трудах отказ, возражение, протест как взаимосвязанные речевые жанры не рассматриваются, и, во-вторых, недостаточно разработана методика обучения этим жанрам в аспекте этикетного речевого поведения.

Между тем умение вежливо  отказать, вежливо возразить, выразить категорическое несогласие - часть речевой культуры человека, и поэтому умению вежливо отказывать, возражать и протестовать, с нашей точки зрения, надо учить.

В качестве объекта исследования выбран учебный процесс формирования готовности учащихся к использованию жанров несогласия. Предмет курсового исследования – коммуникативные умения учащихся, связанные с созданием использованием жанров несогласия в ситуациях общения.

Гипотеза исследования: коммуникативная деятельность учащихся станет более успешной, если в систему школьной подготовки включить сведения о жанрах несогласия; с учётом этих сведений определить объём и характер теоретической информации, комплекс формируемых понятий и умений, разработать систему методов, приёмов, средств обучения, практических заданий, организовать целенаправленное формирование умений выражать несогласие в типичных ситуациях общения.

Цель исследования – разработать эффективную методику обучения вежливым формам выражения несогласия и проверить её эффективность в реальных условиях школьного образования.

Задачи исследования:

  • определить степень разработанности различных аспектов выбранной темы в научной литературе;
  • выявить конструктивные жанровые формы несогласия, особенности их функционирования в речевой практике учащихся и уровень сформированности базовых и специфических коммуникативных умений участников формирующего эксперимента;
  • разработать лингвистические и психолого-педагогические основы обучения умениям создавать и использовать жанры несогласия;
  • осуществить формирующий эксперимент (опытное обучение) на основе созданной учебной программы и дидактической базы, оценить его результаты.

Методы исследования:

  • анализ научной литературы по данной теме;
  • наблюдение за учебным процессом общеобразовательной школы и коммуникативной деятельностью учащихся, изучение их практического опыта использования жанров несогласия в общении;
  • педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий);
  • статистическая обработка полученных результатов.

Научная новизна  и теоретическая значимость исследования:

  • выявлено и конкретизировано терминологическое значение понятий «несогласие», «жанры несогласия», «высказывания - несогласия», дана их адаптация применительно к возможностям усвоения школьниками.
  • с опорой на данные базовых наук (лингвистики, педагогики, психологии, конфликтологии, теории и методики обучения русскому языку и др.) выделены и охарактеризованы жанровые признаки высказываний – несогласий;
  • создана классификация основных жанров несогласия;
  • экспериментально определены основные коммуникативные умения, которые необходимо формировать в процессе работы над жанром возражения;
  • разработана и апробирована эффективная методика обучения жанрам несогласия, включающая сведения о речевых жанрах несогласия, о культуре отказывать, возражать, протестовать, а также задания, развивающие соответствующие умения.

Практическая  значимость исследования:

  •     разработаны и экспериментально обоснованы образовательная программа и содержание школьных занятий для обучения учащихся старших классов созданию и эффективному применению в коммуникативной практике жанров несогласия;
  •     создана и проверена в условиях формирующего эксперимента и реальной педагогической практики система заданий аналитического, репродуктивно-конструктивного и творческого (продуктивного) характера для формирования комплекса коммуникативно-жанровых умений, которые требуются для успешного использования исследуемых жанров в коммуникативной деятельности;

Обоснованность  и достоверность результатов исследования подтверждаются анализом теоретических источников; данными констатирующего и формирующего экспериментов, проведённых в девятых классах Тальжинской основной общеобразовательной школе.

Структура и  основное содержание исследования

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования; определяется его цель, задачи, методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе («Теоретические основы обучения учащихся созданию и использованию жанров несогласия»)  мы обратились к особенностям жанров несогласия, средствам их выражения, а также рассмотрели жанровые особенности и разновидности возражений.

Во второй главе («Обучение учащихся жанрам несогласия в условиях общения») мы выявили исходный уровень знаний учащихся о данном жанре, разработали и апробировали методику его изучения на речевом занятии.

В приложение вошли образцы возражений и анкеты учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы обучения учащихся созданию и использованию жанров несогласия

§1. Жанры несогласия (возражение, отказ, протест): опыт жанрологической характеристики

Для того чтобы отобрать содержание экспериментального обучения, нам потребовалось определить, какие теоретические сведения о возражении, отказе, протесте  позволят выявить их специфику и сформировать у учащихся коммуникативные умения, необходимые для успешного применения высказываний - несогласий в речи.

Для выявления жанрообразующих признаков ЖН мы применили анкету РЖ Т.В. Шмелёвой, учитывая, что её исходными положениями являются признаки иллокутивных актов, открытые Дж.Р. Сёрлем. Наличие общих критериев для характеристик РА и РЖ доказывает справедливость проведения параллелей между РА и РЖ и способствует выявлению специфики возражения, отказа, протеста как акта и как жанра. Кроме общих признаков, «жанрообразующих», объективных, раскрывающих общие закономерности функционирования жанра, необходимо создать классификацию признаков, свойственных конкретному жанру, поскольку «жанровая природа высказываний столь специфична, что признать в каждом жанре только общее – значит лишить само по себе оригинальное, неповторимое "лицо" того или иного жанра права на субъективность» [1, 80]. Л.Г. Антонова предложила выделять оригинальное начало каждого жанра, специфические признаки, жанровоопределяющие, которые выполняют дифференцирующую роль и обеспечивают методический выход в практику создания жанрового высказывания.

Приступая к анализу  жанровых признаков ЖН, предварительно оговорим, что 1) вычленяемые признаки неоднородны в отношении актуальности для данного жанра, одни из них  только маркируют жанр, другие необходимы для его использования при эффективном общении; 2) при выявлении признаков мы будем оперировать объективными (жанрообразующими) и субъективными (специфическими, жанровоопределяющими) характеристиками жанра; 3) выделение признаков целесообразно производить не по линейному принципу, а по концентрическому: от доминантных (ядерных) к факультативным; 4) при анализе жанровых признаков важно обозначить их взаимовлияние друг на друга, так как только комплексный жанровый анализ позволит "нарисовать" полную картину особенностей ЖН.

Информация о работе Жанр возражения в современной коммуникации и методика его изучения на речевом занятии