Речевая коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:44, реферат

Краткое описание

Понятия «общение» и «коммуникация» нередко рассматриваются как тождественные. Однако понятие коммуникации шире понятия общения, в определении общения главным является компонент «взаимосвязь людей».
Для теории коммуникации как междисциплинарной науки значимым является рассмотрение общения именно как особого вида человеческой деятельности, которая осуществляется посредством языка, как «процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность» (М.С.Каган. Мир общения. – М., 1988. – С.149). Добавим: эта общность рождается при умелом использовании языка в процессе общения.

Вложенные файлы: 1 файл

речевая коммуникация.docx

— 25.31 Кб (Скачать файл)

К ТЕМЕ: РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

 Литература:

1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник / Под ред. О.Я.Гойхмана. – М., 2003.

2. Горелов Н.И. Невербальные  компоненты коммуникации. – М., 2007.

3. Клюев Е.В. Речевая  коммуникация. – М., 1998.

4. Основы теории коммуникации: учебник для студ. вузов / Под  ред М.А.Василика. – М., 2007.

 

 ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ  МАТЕРИАЛЫ

 ОБЩЕНИЕ КАК КОММУНИКАЦИОННАЯ  КАТЕГОРИЯ

 Понятия «общение»  и «коммуникация» нередко рассматриваются  как тождественные. Однако понятие коммуникации шире понятия общения, в определении общения главным является компонент «взаимосвязь людей».

 Анализ определений  понятия «речь» позволяет выделить  главное в его содержании:

1) особый вид человеческой  деятельности посредством языка.  И тогда речь = речевое общение.  При таком понимании общение включается в практическую деятельность людей (совместный труд, познание, игра) и рассматривается как самостоятельная активность, характеризующаяся собственными способами и средствами осуществления деятельности для    удовлетворения потребности человека в контактах с другими людьми, т.е. коммуникационной потребности; рассматривается как коммуникативно обусловленный выбор языковых средств (выбор в соответствии с ситуацией общения как условиями коммуникации);

2) разновидность деятельности  посредством языка. И тогда  речь = речевая деятельность. В теории речевой деятельности как особой области научного знания  рассматривается фазы речевой деятельности (ориентировка, планирование, реализация, контроль), виды (слушание, говорение, чтение, письмо), каждый из которых имеет свои особенности  коммуникативных действий;

3) синтаксическое построение  высказываний (лингвистика); речь = синтаксически  оформленное высказывание (предложение,  текст).

 Для теории коммуникации как междисциплинарной науки значимым является рассмотрение общения именно как особого вида человеческой деятельности, которая осуществляется посредством языка,  как «процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность» (М.С.Каган. Мир общения. – М., 1988. – С.149). Добавим: эта общность рождается при умелом использовании языка в процессе общения.

 В общении выделяются  три плана:

1) перцептивный (психологический) – взаимное восприятие, стремление к пониманию мотивов поведения партнеров, познание людьми друг друга;

2) коммуникативный – обмен  высказываниями как знаковыми  сообщениями, т.е. речевая деятельность;

3) интерактивный – обмен  не только словами, но и действиями  согласно принятой программе  практической деятельности, совместные  целенаправленные действия.

 Основные коммуникативные  характеристики понятия «речь»:

 – речь является частью коммуникативной культуры личности и культуры в целом;

 – речь способствует  формированию общественной (социальной) роли коммуниканта (social identifiti) (Скажи мне, и я скажу, кто ты). Речевое поведение должно соответствовать социальному статусу, социальной позиции, в целом – социальной роли, что является важным условием эффективности коммуникации);

 – в речевой коммуникации  создаются социальные значения (соотношение  понятий смысл – значение).

 

 Элементарная модель  речевой коммуникации

 

 Адресант - Контакт - Референт - Код - Адресат

           (контекст – сообщение)

 Контакт – [лат. contactus соприкосновение]: 1) соприкосновение, тесное общение; 2) взаимодействие в работе, согласованность действий (Словарь иностранных слов). В теории речевой коммуникации контакт понимается как взаимодействие, которое осуществляется «без помех» и характеризуется как единое интеллектуальное и эмоциональное «сопереживание» участников коммуникации. Контакт является необходимым условием эффективности (результативности, целесообразности, функциональности) коммуникации (общения).

 Референция – [лат.refero отношу, сопоставляю]:  в традиционной семантике: отношение между словом и вещью как объектом неязыковой действительности, которая обозначена этим словом и является его референтом; в лексической семантике: отношение между словом и миром; в лингвистической прагматике: отношение «адресант – слово - мир - адресат».

 Референт – предмет  действительности, существующий вне  зависимости от языковой (и в  целом знаковой) системы, к которому  относится слово или знак (денотат).

 Денотат – тот же  предмет, выделенный знаком, получивший  знаковое обозначение.

 Код – система знаков и правил, с помощью которых происходит кодирование (шифровка) и декодирование (расшифровка) информации.

 

 Технологии, стратегии  и тактики коммуникативного поведения

 Коммуникативная стратегия  – это магистральная линия  речевого поведения, избранная  коммуникантом для выполнения коммуникативного намерения, для достижения своей главной цели в речевом взаимодействии; характеризуется установлением определенных отношений между участниками речевой ситуации.

                  

                     Оппозиции стратегий:

               равенство      –    иерархия

                 близость      –    отстраненность

           сотрудничество    –    борьба;

               истинность    –    смысловой и нравственный

         (правда, добро, этика)          релятивизм

 

 Коммуникативная стратегия  может носить регламентированный  характер и тогда рассматривается  как коммуникативная конвенция.

 Коммуникативно-речевая  тактика – это совокупность (чаще  – система), практических коммуникативно-речевых  ходов (форм) в реальном процессе  речевого взаимодействия, служащих  для реализации одной из коммуникативных  стратегий. Коммуникативная тактика соотносится не с основной коммуникативной целью, а с набором отдельных составляющих ее коммуникативных намерений.

 Коммуникативное намерение  (задача) – тактический ход, представляющий  практическое средство достижения  коммуникативной цели (пример с  суждениями политиков «Мы простые  люди», с простой одеждой и  др. примеры имиджмейкерства).

 Схема соотношения  элементов стратегии и тактики 

 в коммуникативном процессе

(по Е.В.Клюеву)

                   Коммуникативная компетенция

                   Коммуникативная цель

                   Коммуникативная интенция

                  Коммуникативная стратегия

                   Коммуникативная тактика = Коммуникативные намерения

                   Коммуникативный опыт

                   Коммуникативные навыки

 

 Коммуникативный опыт является основой формирования коммуникативной личности и понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках.

 

 

 

 

 РИТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

 Речевое событие

 Понимание сути речевого  события, его актуальности для  овладения эффективной коммуникацией  связано с осмыслением системы  следующих понятий.

 Речевое общение – форма связи между людьми, процесс взаимодействия между участниками коммуникации, направленный на реализацию конкретной целевой установки, протекающий в конкретных видах речевой деятельности; определяется коммуникативно-речевым намерением и реализует коммуникативно-речевую стратегию и тактику. Речевое общение предполагает развитие в диалектическом  единстве двух его сторон: речевой деятельности (как содержательной стороны) и речевого поведения (как формы проявления).

 Речевая деятельность  – содержание речевого общения,  вид деятельности, который характеризуется  мотивом, целенаправленностью речи, предполагает осознанный выбор  средств для реализации цели общения. Структура РД – следующие друг за другом фазы: ориентировка (потребность, мотив, цель действия), планирование (выбор и организация способов и средств речи), реализация (исполнение речи), контроль. Основные виды: слушание, говорение, чтение, письмо.

 Речевое поведение  – форма проявления речевого  общения, акт использования речи  для взаимодействия с другими  людьми. Результат речевого поведения  – отношения и эмоции, вызываемые  определенным речевым поведением  общающихся.

 Диску́рс – процесс речевого поведения, представляющий собой совокупность уровней (потоков) речи как целого, совокупность «текстов в тексте» общения:

 • вербальное (словесное,  собственно речевое) поведение,  которое представляет собой непосредственное  сообщение какой-либо информации  относительно действительности, т.е.  речь, которую можно записать  графическими знаками-буквами;

 • акустическое поведение (звучание речи: громкость, тон, сила голоса, темп, паузы, логические ударения, т.е. то, что принято понимать как интонацию в широком смысле слова);

 • мимико-жестовое поведение (кинетика – мимика, жесты,  позы, т.е. движение «лица» и тела);

 • пространственное  поведение (проксемика – знаковое использование пространства при речевом общении).

 Термин дискурс обращает внимание на понимание речевого произведения, объединяющего общающихся, как речи в действии, в «жизни», «погруженной в жизнь», взятой в событийном аспекте.

 Речевой шаг – функциональная  единица речевого общения (дискурса), которая служит для осуществления речевого намерения (интенции) говорящего; звено определенного цикла общения.  Речевой шаг включает в себя речевые акты и функционирует в составе дискурса. Речевой шаг называют риторическим шагом, подчеркивая таким образом функциональную природу шага.

 Речевой акт (речевое  действие, речевой поступок) – минимальная  единица речевого поведения, которая  определяется коммуникативным намерением  говорящего. Структура речевого  акта может быть представлена  следующим образом: 1) действие собственно  произнесения (звучание речи); 2) пропозициональное действие (осуществляет референцию и предикацию, связывая используемые языковые знаки с действительностью – референция, связывая субъект высказывания с предикатом – предикация) [пропозиция в данном понимании – это томсысловое содержание, которое сохранилось в сознании адресата]; 3) иллокутивное действие (выражает определенное намерение, направленное на адресата – похвалу, просьбу, обещание и т.п.); 4) перлокутивное действие (осуществляет воздействие на адресата, приводящее к изменению поведения последнего или его картины мира).

 «Сцена» (А.К.Михальская), на которой разворачивается общение как событие – речевая (риторическая) ситуация.

 Речевая ситуация – это та обстановка, те условия и те «действующие лица» (общающиеся, собеседники), которые принимают участие в речевом событии, определяя его характер, содержание, структуру, отбор средств (языковых и неязыковых). Речевая ситуация соединяет в себе языковое и неязыковое содержание речи. Каждый параметр речевой ситуации может различно влиять на характер  общения.

 

 Для овладевающего риторическим знанием важно помнить, что речь есть поступок, что Слово есть Дело. Совершая речевые поступки, люди хотят быть понятыми друг другом. Понять собеседника – значит верно разгадать, «прочитать» подлинные коммуникативные намерения по его речевому поведению. Тип прямого сообщения способствует процессу понимания, тип косвенного (метасообщения) – тормозит данный процесс.

 Прямое сообщение характеризуется  прямым смыслом слов, открытостью  речевого намерения, соответствием  ситуации речи, максимальной приближенностью  к речевому (риторическому идеалу), отсутствием подтекста, который  может быть, есть и оправдан  в ряде дискурсов (ср. в художественных текстах), но нецелесообразен в ситуации общения, основанного на принципах коммуникативного сотрудничества и гармонии дискурса.

 Метасоообщение - косвенное сообщение, иносказание, подтекст. Чаще всего существует в форме намека, иронии, притчи и т.п., имеет национальную и социальную обусловленность. Метасообщение как подтекст возможно, если оно функционально, уместно, допускает возможность его «прочтения» и соответствующей интерпретации, причем ни в коей мере не оскорбительной для собеседника. Используя в общении подтекст, следует оценить собеседника (степень знакомства, возраст, социальная роль); оценить возможность правильной интерпретации («перевода») сообщения собеседником.

 Принципы и законы речевого  поведения

 Принцип коммуникативного сотрудничества. Реализуется в правилах:

 • Не навязывайся: не будь категоричен, не навязывай свое мнение. Чем более категорично выражаемое мнение, тем менее склонен собеседник с ним согласиться.

 • Выслушай собеседника:  умей определять общий информационный  запас, слушать и слышать собеседника.

 • Будь дружелюбен.

 Принцип гармонии речевого  события. Эффективность речевого  взаимодействия зависит от соответствия  и соразмерности всех компонентов  речевого события друг другу  (речевой  ситуации в совокупности  ее составляющих и самой речи  в ее дискурсивном понимании). Реализуется в законах:

 • Закон гармонизирующего  диалога. Эффективное речевое  взаимодействие возможно лишь  при диалогичности общения, где  адресант и адресат – равноправные  субъекты общения. Намерение говорящего даже в ситуации монолога должно быть направлено на то, чтобы «пробудить собственное внутреннее слово» слушателя, установить гармоничные двусторонние отношения с адресатом. Реализуется в правилах: внимание к адресату; близость содержания речи интересам адресата; конкретность, доказательность, ясность, образность речи; ее воспроизводимость.

Информация о работе Речевая коммуникация