Жанр возражения в современной коммуникации и методика его изучения на речевом занятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Согласие и несогласие в философии рассматривается с точки зрения «золотого правила», фундаментального правила нравственности. Оно требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему («Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе»). Обучая вежливому отказу, возражению, протесту, мы формируем одно из нравственных начал в духовных традициях русской культуры.
В настоящее время мы можем отметить многообразие источников и причин социальных несогласий. Это — религиозные, политические, этнические несогласия. Эти несогласия возникают в результате неудовлетворения важных потребностей, составляющих основу существования и развития личности: в творчестве, в безопасности, в благосостоянии, в овладении культурными ценностями и т.п. Любая форма неудовлетворённости личности способна привести к возникновению межличностных, внутригрупповых, межгрупповых и иных несогласий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы обучения учащихся созданию и использованию жанров несогласия…………………………………………………………………...8
§1. Жанры несогласия (возражение, отказ, протест): опыт жанрологической характеристики……………………………………………………………….…….8
§2. Жанровые особенности возражения……………………………….………….15
Выводы……………………………………………………………………………...18
Глава II. Обучение учащихся жанрам несогласия в условиях общения………..21
§1.Готовность учащихся старших классов к созданию и использованию жанров несогласия в типичных речевых ситуациях………………………………………21
1.1. Исходные положения и организация констатирующего эксперимента……21
1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………...22
§2. Характеристика хода формирующего эксперимента (опытного обучения)..24
§3. Результаты обучения старшеклассников созданию высказываний в жанре возражения………………………………………………………………………….38
3.1. Характеристика критериев для оценки результатов выполнения итогового контрольного задания……………………………………………………..……….38
3.2. Результаты анализа итогового задания формирующего
эксперимента………………………………………………………………………..39
Выводы……………………………………………………………………………...40
Заключение………………………………………………………………………….43
Библиографический список……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_moya.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)
  • нужно показать самые сильные моменты фильма, тогда друзья поймут, что они не правы (52%);
  • нужно сказать, что раз фильм собрал  большой прокат, значит он нравится многим (32%);

Некоторые учащиеся ответили, что им не важно мнение их друзей, и не нужно спорить, так как «на вкус и цвет товарищей нет» (16%).

Ситуация №3 (Ваши родители желают, чтоб Вы продолжили семейную традицию и выбрали профессию, которая вам не по душе. Как Вы выразите отказ, не обидев родных?):

  • нужно сказать, что уважаешь семейные традиции, но профессия эта -  на всю жизнь, и она должна быть по душе (78%);
  • можно сказать, что не нравиться вам профессия, которую выбирали ваши предки (22%).

В ответе на этот вопрос почти все склонились к первому варианту, что говорит об некоторых умениях выражать несогласие. Но их, безусловно, нужно развивать.

Результаты анкетирования  позволяют сделать выводы о том, что жанры несогласия частотны в коммуникативной практике учащихся, но не все участники общения способны правильно выражать несогласие, что доказывает необходимость обучения школьников создавать и использовать ЖН.

Данные выводы были учтены нами при организации опытного обучения.

§2. Характеристика хода формирующего эксперимента (опытного обучения)

В данном параграфе представлены характеристика и анализ работы по программе опытного обучения, предложены методическая модель занятий с их критическим разбором в аспекте гипотезы и цели исследования.

Представим ход экспериментальных занятий.

Общая цель занятий: сформировать у старшеклассников коммуникативно-речевые умения, связанные с созданием и уместным использованием высказываний (текстов, реплик) с интенцией несогласия; научить выражать возражение в соответствии с профессионально значимыми ситуациями общения.

Представим  ход экспериментальных занятий.

 УРОК №1.

Тема: «Я не согласен…» (Жанры несогласия в современной коммуникации).

Обучающие задачи:

-    актуализировать  знания учащихся о жанрах несогласия;

-    определить  специфические черты ситуации несогласия;

-  выявить характерные  особенности жанров несогласия (отказ,  возражение, протест), позволяющие дифференцировать  жанры; 

- выяснить языковые  и речевые средства выражения  несогласия в соответствии с  требованиями речевого этикета;

  • сформировать представление о жанрах несогласия как профессионально значимых в педагогической сфере общения.

ХОД УРОКА

Обучающие задачи решались следующим образом.

На первом занятии  в вводном слове преподавателя целесообразно обосновать причины изучения данной темы, ее актуальность.

После обоснования актуальности изучаемого материала в эвристической беседе, соединенной с анализом речевых образцов, ученикам предлагается выполнить задания и ответить на вопросы. Приведенные вопросы организуют репродуктивно-аналитическую деятельность, активизируют имеющиеся знания и позволяют проверить уровень ранее сформированных умений.

Первое задание

Ученикам предлагается ответить на вопросы. Логика системы вопросов соответствует этапам формирования коммуникативно-жанровых умений выражать несогласие:

1. Выделить  в текстах высказывания, выражающие  несогласие, отмечая синим цветом вежливые формы выражения несогласия, красным – те, в которых нарушены нормы вежливого общения. 2. Найти в выделенных фрагментах примеры отказа, возражения, протеста; соотнести их с предложенными формулировками ЖН. 3. Что общего в этих жанрах? Каково коммуникативное намерение говорящих при выражениии несогласия? Какие коммуникативные задачи  решает говорящий? Какова функция высказываний с интенцией несогласия в текстах-образцах?

Образцы для анализа:

Текст 1.

Мама: Так, мы поехали с папой по делам. Ты сегодня не учишься, значит, сможешь навести дома порядок: пропылесосить и вымыть посуду. А потом можешь сходить погулять.

Сын: А можно сначала погулять, а потом навести порядок?

Мама: Я что, не ясно выражаюсь??? Сначала уборка, потом улица. Всё, мы поехали.

Текст 2.

Учитель: Что мы знаем об имени существительном?

Ученик: Существительное отвечает на вопросы кто? и что?

Учитель: Я вновь обращаюсь к вопросу: Что мы знаем об имени существительным (интонация нетерпения, раздражения, голос - громче обычного)?

Ученик:…

Учитель: Каковы морфологические признаки имени существительного?

Ученик: Существительные изменяются по падежам, числам, родам.

Учитель:  Неверно! Измени слово "дом" в женский род! (С возмущением.)

Ученик: …

Текст 3.

Мама: Тебе необходимо стать адвокатом, в нашей семье – все юристы!!!

Дочь: Я уважаю семейные традиции, но я хочу стать дизайнером, и юриспруденция меня не привлекает!

Мама: Это не профессия, а ерунда!!! И зарплата низкая!

Дочь: Ты не права! И я тебе это докажу!!! Завтра же сдам документы в приёмную комиссию!!!

Мама:  ????????

Дочь: Да! И вас не спрошу!!!

Текст 4.

Продавец: Покупайте шелковую одежду! Самый лучший шёлк во всём городе!!!

Покупатель: Покажите, пожалуйста, вон тот розовый платок.

Продавец: Смотрите, всё натуральное.

Покупатель: Извините, но это не настоящий шёлк! Вы же обманываете людей, так нельзя.

Продавец: Никого мы не обманываем! Всё натуральное. А вы, мужчина, идите своей дорогой. И не суйте нос не в своё дело.

При выполнении данного  задания важно было подвести студентов  к мысли о том, что все высказывания объединены общим коммуникативным  намерением – выражение несогласия с чем-либо или кем-либо. После выполнения задания учащиеся приходят к выводу, что для выявления ЖН (возражения, отказа, протеста) важно учитывать причину несогласия, а также глагол, с помощью которого оно выражается.

В конце обсуждения преподаватель обобщает наблюдения и делает вывод, что отказ, опровержение, возражение, протест – речевые жанры несогласия.  Оформляется схема:

Жанры несогласия


 

Отказ             Опровержение                          Возражение                       Протест

Для обеспечения формирования основных коммуникативно-речевых умений, связанных с нахождением, разграничением и использованием в речи ЖН,  необходимо было ввести новую речеведческую информацию. В сообщающем слове учитель делает акцент на основных жанровых признаках (факторах), позволяющих дифференцировать ЖН от других жанров. Приведём фрагмент слова учителя:

В числе специфических  жанровых признаков отказа, протеста и возражения ученые - лингвисты  называют их реактивный характер. Появление ЖН запрограммировано предыдущими высказываниями (жанр-стимул), поэтому их относят к жанрам-реакциям. Место отказа предопределено определенными типами речевых жанров (например, просьба - отказ), возражение является реакцией не на тип жанра, а на любой его компонент, содержащий мнение, утверждение, предположение, протест возникает в ответ на речевые или неречевые действия, нарушающие общепринятые понятия, положения, нормы. В любом случае зависимость ЖН от предшествующих высказываний требует анализировать связку стимул-реакция. Следовательно, грамотное владение ЖН предполагает учитывать жанр и причины, вызывающие несогласие. Так, инициальный жанр угроза скорее всего вызовет возражение, проводящее к конфликтному развитию событий, жанр  мольба – вежливое возражение.

Далее учитель предлагает вопрос для обсуждения, который позволяет выявить причины возникновения ЖН.

В ходе обсуждения учащиеся выявляют следующие причины:

  1. Негативное отношение к чему-либо, кому-либо.
  2. Нежелание выполнить просьбу (отказ).
  3. Непризнание другой точки зрения на обсуждаемый вопрос (возражение).
  4. Категорическое несогласие с существующим порядком, с социальными условиями (протест).

В качестве дополнения к  выводу учитель заостряет внимание на причине, которая не зависит от воли человека.

Приведём фрагмент сообщающего  слова:

 Однако не всегда причиной несогласия является негативное отношение к чему-либо: нередко мы отказываем потому, что не можем выполнить какую-либо просьбу или принять приглашение в силу сложившихся обстоятельств или убеждений. Приведём пример1:

Я спросил, нельзя ли видеть джентльменов.

- Они уехали.

- Но куда  же, в каком направлении?

- Не могу  сказать, сэр.

- Когда же  они вернутся?

- Они сказали,  через месяц.

 

Второе задание является логическим продолжением предыдущей работы. Используя тексты-образцы задания № 1, учащиеся определяют: 1) принадлежность ЖН к жанрам-стимулам или жанрам-реакциям, 2) причины и предмет несогласия. С целью систематизации специфических признаков отказа, возражения, протеста заполняется таблица.

Приводим примерный образец выполнения задания:

Специфические признаки жанров несогласия

 

Примеры ЖН

Тип и пример жанра - стимула

Тип жанра - реакции (ЖН)

Причины выражения  несогласия

Предмет несогласия

Текст 1.

Я что, не ясно выражаюсь??? Сначала уборка, потом улица!

Просьба (предложение)

Отказ

Нежелание выполнить что-либо.

Предложение.


 

Последующая деятельность учащихся на занятии включает выполнение системы заданий, направленных на обнаружение и характеристику жанрообразующих признаков, свойственных всем жанрам, но имеющих специфику применительно к ЖН. Так, для создания классификации способов и средств выражения несогласия предлагается третье задание: в образцах необходимо выделить жанры несогласия, назвать их тип (отказ, возражение, протест),  определить способ  воздействия (прямой или косвенный) и выяснить средства выражения несогласия (вербальные, паралингвистические, пантомимические, смешанные).

Текст 1. 2

Адвокат: Свидетель, вы раннее ссоры между подсудимым и его отцом?

Прокурор: Я протестую, Ваша Честь! Это не имеет отношения к делу.

Судья: Протест отклонён. Адвокат, продолжайте допрос.

Текст 2.

Секретарь: Николай Анатольевич! Вы не могли бы дать мне четыре выходных без содержания?

Начальник: Извините, но у нас сейчас серьёзный заказ, и Ваша помощь нам необходима. Я могу выделить вам эти выходные только через два дня. Это Вас устроит?

Секретарь: Да, вполне. Я могу подождать пару дней. Спасибо.

Текст 3.3

Я испугался, увидя его завлечённого в военные  рассуждения, и спешил его прервать.

- Дочь капитана  Миронова, сказал я ему, - пишет  ко мне письмо; она просит помощи; Швабрин принуждает выйти за  него замуж.

- Неужто? О,  этот Швабрин превеликий Schelm, и если попадётся ко мне в руки, то я велю его судить в двадцать четыре часа, и мы расстреляем его на парапете крепости. Но покамест надо бы взять терпение…

- Взять терпение!- вскричал я вне себя. – А  он между тем женится на  Марье Ивановне!..

- О! – возразил  генерал. – Это ещё не беда: лучше ей быть покамест женою Швабрина; он теперь может оказать ей протекцию, а когда его расстреляем, тогда, Бог даст, сыщутся ей и женишки. Миленькие вдовушки в девках не сидят, то есть, хотел я сказать, что вдовушка скорее найдёт себе мужа, нежели девица.

Текст 4.

Брат: Лена, ты не могла бы помочь мне решить это уравнение?

Сестра: Я тебе, что репетитор что ли? Сам решай!

В ходе обсуждения приходим к выводам, которые оформляются  в виде таблицы.

    №

Тип жанра (пример).

Способ воздействия

Средства реализации несогласия

Средства, нарушающие вежливое общение

  1.

Возражение.

О!– возразил генерал. – Это ещё не беда: лучше  ей быть покамест  женою Швабрина; он теперь может оказать ей протекцию, а когда его расстреляем, тогда, Бог даст, сыщутся ей и женишки. Миленькие вдовушки в девках не сидят, то есть, хотел я сказать, что вдовушка скорее найдёт себе мужа, нежели девица.

Косвенный:

возражение в форме  восклицания.

Смешанные: вербальные и  голосовые 

Высказывание соответствует нормам вежливого общения.

2.

Протест.

Я протестую, Ваша Честь! Это не имеет отношения  к делу.

Прямой протест в  строгой форме

Вербальные.

Всё в соответствии с правилами судебной речи.

3.

Отказ.

Извините, но у нас сейчас серьёзный заказ, и Ваша помощь нам необходима. Я могу выделить вам эти выходные только через два дня. Это Вас устроит?

Прямой отказ, сопровождаемый языковой конструкцией со значением  извинения и объяснением причины  отказа, а также нахождением компромиссного решения

Вербальные

Высказывание соответствует  нормам вежливого общения.

4.

 

Отказ

Я тебе, что  репетитор что ли? Сам решай!

Прямой отказ

Смешан-

ные: вербальные и ритмико-интонационные

Интонация, не соответствующая нормам вежливого общения

Информация о работе Жанр возражения в современной коммуникации и методика его изучения на речевом занятии