Школьные методики изучения личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:16, методичка

Краткое описание

Пакет школьных методик изучения личности - это совокупность простых по технологии, общедоступных для педагога-практика способов выявления некоторых сторон формирующейся личности школьника. Создание такого пакета отвечает насущным требованиям современного воспитания. Необходимость оценивать воспитательные результаты и, в зависимости от их качества, корректировать получаемые данные, стала

Вложенные файлы: 1 файл

ПАКЕТ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.docx

— 106.08 Кб (Скачать файл)

 

ПАКЕТ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 Пакет школьных методик  изучения личности - это совокупность простых по технологии, общедоступных для педагога-практика способов выявления некоторых сторон формирующейся личности школьника. Создание такого пакета отвечает насущным требованиям современного воспитания. Необходимость оценивать воспитательные результаты и, в зависимости от их качества, корректировать получаемые данные, стала проблемой номер один в период социально-экономических и политических преобразований общества и реформации школы как одного из главнейших звеньев социальной организации жизни. Никакие идеи, новаторские находки, фантастические проекты не имеют права на одобрение, пропаганду и внедрение, пока не будет доказана, проверена и измерена по возможности степень их воспитательного влияния на личность и характер ее формирования.

Воспитанность - это мера соответствия личности школьника запланированному воспитательному результату, мера соответствия цели. Цель выступает в качестве эталонной стандартной модели школьника. Цель отражает наиболее существенные отношения к социальным ценностям советского общества.

В определении характера воспитанности самым сложным вопросом является вопрос именно цели воспитания, идеального образа выпускника школы. Так как до настоящего времени школа не имеет единой общей программы воспитания, которая бы обозначила основные требования к воспитанности школьника, оканчивающего обучение в школе, то на данное время предполагается в качестве ориентирования для характеристики воспитанности избрать ряд интегральных отношений к наивысшим ценностям общества: отношение к Человеку, отношение к Труду, отношение к Обществу, отношение к Знанию (науке), отношение к Прекрасному, отношение к Себе, отношение к Природе. Особым для школьника выступает отношение к Школе, ибо в этом отношении, интегрируется множество частных отношений: к знаниям и труду, к людям и обществу, к прекрасному и природе, к себе самому и своей семье. Поэтому немаловажным является акцентирование внимания на формировании отношения школьников к школе как месту и способу учения, как учебно-воспитательному учреждению, как коллективу и товариществу, как сфере своей жизни.

Анализируя характер развития названных отношений, прослеживая  от возраста к возрасту изменения, педагоги школы могли бы организовать своевременные  влияния на развитие, придавая необходимый  темп и соответствующее направление  формирующимся отношениям. Последнее  во многом зависит от содержания воспитательной работы, методического мастерства и  квалифицированности педагогов. Следовательно, систематическое изучение воспитанности  могло бы содействовать повышению  педагогической квалификации уровня методического  мастерства.

Выявлять, тем более измерять воспитательные результаты чрезвычайно  сложно. И дело тут не столько  в том, что трудно найти показатели воспитанности, сколько в том, что  формирующаяся личность школьника  подвижна и динамична и сам  момент выявления характера воспитанности  является очень часто моментом изменения  содержания личности. Есть смысл в  том, чтобы скорее выявлять тенденции  формирующейся воспитанности, чем  пытаться определять уровни воспитанности. Прослеживание меняющихся тенденций  от возраста к возрасту (от класса к  классу) даёт основание судить о  качестве организованного в школе  воспитательного процесса. Такой  подход обеспечил бы тонкость изучения и исключил бы формализованность  и казенность получаемых данных. Прослеживание  общего характера воспитуемого отношения, зафиксированного каким-то образом  графически, даёт основание судить о преобладании той или иной стороны отношения, о тенденции развития либо положительного, либо отрицательного отношения.

Графическое оформление такого рода результатов выглядит примерно так:

 

Если кривая такого графика  к десятому классу ползет вверх, то несмотря на некоторые падения в отдельных классах, общая оценка воспитательного процесса может быть положительной. В этом случае, когда к выпускному классу все показатели снижаются и кривая графика это отражает, нельзя дать положительную оценку воспитательной работе школы.

 Материал изучения воспитанности централизованным порядком собирается воедино, чтобы можно было проследить динамику роста и развития того или иного отношения. Школа сама решает, кто из педагогов будет проводить анализ получаемых материалов: организатор воспитательной работы, директор школы, психолог-консультант, отдельный педагог, проявляющий особенный интерес к проблемам диагностики воспитанности.

Центральная идея организации  предлагаемых методик – создание ситуации «свободного выбора», в которую умозрительно или реально-действенно поставлен школьник-респондент. Рассудочный, эмоциональный, практический выбор, произведённый школьниками, фиксируется как показатель отраженного отношения.

К общим педагогическим условиям применения методик по выявлению характера воспитанности относится следующее:

1. Соблюдение скрытой  педагогической позиции по отношению к испытуемым и сохранение тайны педагогической цели, так чтобы дети не знали, что именно подлежит проверке;

2.Полное исключение педагогического давления, использование учительского авторитета, нейтрализация коллективного влияния, предупреждение группового прессинга, а также исключение и последующего воспитательного давления в форме порицаний, наставлений, поучений;

3. Обеспечение максимальных условий для снижения взаимного влияния учащихся друг на друга, создание условий, приближающихся к изолированности каждого ученика;

 4. Сохранение анонимности полученных показателей, соблюдение тайны индивидуальных ответов учащихся, как для самих учащихся, так и для педагогов школы и их родителей; оглашению подлежат в случае педагогической целесообразности только общие результаты и в качестве отдельных примеров индивидуально-анонимные;

 5. Единая математическая обработка полученных результатов, произведенная для каждой возрастной группы или для каждого, класса, представляющая возможность сопоставления характера воспитанности учащихся от года к году;

6. Разнообразие используемых  методик, интересных для учащихся и простых для исполнения;

7. Планирование системы  проводимых методик на один учебный год и перспективное планирование ряда методик на будущее в соответствии с полученными данными и педагогически запланированными корректировками воспитательного процесса.

Сумма предлагаемых методик  не может считаться исчерпывающей. Методики предлагаются в качестве основы для создания полного и богатого набора всех существующих методик. Критерий их отбора -возможность выявить тенденцию формирующихся отношений в группе детей. Назначение этих методик ограничено рамками педагогическими. Часть этих методик заимствована из психологии, но, в отличие от психологических методик, предлагаемые методики не предназначаются для выявления качественных характеристик индивидуального развития школьника и служат очень важной функции корректирования воспитательной стратегии и тактики в школе или едином районе.

КРУГ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ

ВОСПИТАННОСТИ:

Принцип - создание "свободы выбора"

рационального

практически-действенного

эмоционального

"недописанный тезис"

"альтернативный тезис"

ролевая игра

"фантастический выбор"

тест-рисунок


 

 

МЕТОД «НЕДОПИСАННЫЙ  ТЕЗИС»

- Хорошая жизнь - это... 
- Быть человеком - значит... _ 
- Самое главное в жизни... 
- Нельзя прожить ЖИЗНЬ без... 
- Чтобы иметь друзей, надо... 
- Если бы я был волшебником, я бы непременно... 
- Когда я вижу человека, идущего навстречу, я. .. 
- Когда нет никого вокруг, то я... 
- Когда я смотрю на себя в зеркало, то... 
- В хорошей школе всегда... 
- Когда есть свободное время... 
- Если хочешь проверить человека, то... 
- Чтобы человек был счастлив, надо... 
- Чтобы стать настоящей личностью, надо... 
- Нельзя позволять оскорблять себя, ведь... 
- Если видишь недостатки человека... 
- Мы все в долгу перед... 
- Наивысшая Ценность для человека - это... 
- Я лучше всего чувствую себя, когда... 
- Когда я вижу, что мой товарищ совершает что-то дурное, я... 
- Я знаю, что добро и‘ зло.... 
- Листая книгу, я всегда думаю... 
- Музыка нужна, чтобы... 
- Я не согласен с тем, что все говорят, будто... 
- Бессовестному человеку на свете живётся... 
- Встретив вежливого человека, я всегда...

Метод «недописанного тезиса»  выявляет общий взгляд на некоторые  данности жизни. В основном, выявляется общая установка, по отношению к  тому или иному явлению. Чаще всего детям говорят при исследовании, что проверяется быстрота реакции и умение ориентироваться в меняющейся ситуации. Время на ответ даётся ограниченное, с учётом возраста (от 15 секунд до 1 минуты)

Обработка производится следующим  образом. Просмотров результаты, педагог  группирует мнения детей: социальная ориентация или индивидуалистическая позиция, моральное предпочтение или вещно-предметная ориентация, агрессивность или доброжелательность и т.д. Как правило, ответы группируются по трём характеристикам: «положительная», «отрицательная», «неясная». Сопоставление по этим трём характеристикам учеников разных классов даёт очень интересную картину либо позитивного социального развития детей, либо регрессивных тенденций.

 Количественный обсчёт  производится непременно в процентах,  так как только в таком виде  появляется возможность сравнивать  возрасты и классы.

Анализ результатов.

Тест проводился с детьми из 1- 4 и 7 классов. Все ответы детей  были доброжелательными, никакого негативизма  выявлено не было. Среди начальных  классов 60% ответов были положительными, 40% неясными. Моральные предпочтения старших детей были положительными. Поэтому можно судить, что социальное и нравственное развитие детей развивается  позитивно.

МЕТОД «АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕЗИС»

- Дисциплина - это свобода.  Дисциплина - это неволя. 
- Счастье - это когда много творчества и борьбы. Счастье - это много всего, чего хочется. 
- Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга. 
- Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день. Надо жить, каждый день, отдавая себе отчёт, что и как сделано. 
- Один старик, умирая, говорил: «Я всю жизнь прожил без искусства, и от этого моя жизнь не была хуже». Один старик, умирая, говорил: «Я всю жизнь не жил без, искусства, поэтому она была для меня ценна и богата».

 Данный метод обычно  применяется для контроля за  формированием мировоззренческих отношений или отношений обобщённого плана, реже -используют для проверки усвоения некоторых понятий. Процентный обсчёт произведенного выбора является показателем и уровня рационального осмысления, и уровня отношения к явлению.

Альтернативность предлагаемых суждений вынуждает школьника сделать один принципиальный выбор, невольно стать на сторону либо одной, либо другой жизненной позиции. И так как третьего варианта не дано, То школьник выбирает из альтернативы все-таки то, к чему он больше склонен. Удобно проводить обсчёт, когда дети на листочках проставят номер избранного суждения. Но если педагог хочет сочетать изучение с воспитательным влиянием, то он просит учеников написать целиком то суждение, которое он избирает для себя как наиболее верное из двух предложенных.

Анализ результатов.

На первый вопрос все дети ответили по-разному, 50% первый вариант, и 50% второй. В основном все дети отвечали на вопрос цифрами, некоторые дети (младшего возраста) отвечали ключевым словом из предложения. Во втором выборе тезисов: первый ответ 10%, второй ответ 90%. На третий вопрос: первый тезис 50%, второй тезис 50%. На четвертый вопрос: первый тезис 20%, второй тезис 80% детей. На последний  выбор: все дети выбрали второй тезис (100%). Исходя из результатов можно судить, что мировоззрение о положительных вещах формируется правильно, но некоторые ответы были неправильными, но скорее всего из-за неусвоения младшими школьниками некоторых понятий.

МЕТОД «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ  ВЫБОР»

- Три ответа на вопрос  «Приплыла к тебе рыбка, спросила  «Чего тебе надобно?». 
- Оставшуюся ЖИЗНЬ ты проведёшь на необитаемом острове. С собой из этой Жизни ты можешь взять, что хочешь. Но назвать ты имеешь право всего пять слов. Назови их. 
- Перед Новым годом Дед Мороз принимает все пожелания. Не очень отягощая его многочисленностью просьб, напиши, о чём бы ты его попросил. 
- У тебя в руках Цветик - Семицветик. Отрывая мысленно по лепесточку, напиши свои самые сильные желания.

Метод «фантастического выбора»  требует игровой искусной педагогической инструментовки. Дети должны быть увлечены предлагаемой для них волшебной ситуацией.

 Анализ полученных  результатов производится через  группировку высказанных желаний детей: чего хотят и для кого хотят? Интересно соотношение духовных и материальных интересов, потребительских и созидательных, эгоистических, и коллективистических и т.д.

Анализ результатов.

Все желания детей получилось группировать: было много желаний, в  которых дети просили какой-либо предмет, подарок. Несколько желаний  было фантастических, как например стать акулой. Взрослые дети хотели семейного благополучия, желали здоровья своим близким. Больше же было интересов материальных и потребительских. Никакого негативизма выявлено не было.

 

ТЕСТ «РИСУНОК ШКОЛЫ»

Цель: определение отношения  ребенка к школе и уровня школьной тревожности.

Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов.

Эмоциональное отношение  к школе и учению оценивается  по 3 показателям: 
1) цветовая гамма; 
2) линия и характер рисунка; 
3) сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.

1) Цветовая гамма:

Информация о работе Школьные методики изучения личности