Виды речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть понятие «речевая деятельность», рассмотреть основные формы и виды этого процесса.
Задачи:
- приобретение знаний по видам речевой деятельности;
- формирование знаний о сущности речевой деятельности;
- освоение основных форм и видов речевой деятельности;
- развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………… 5
1.1 Основные этапы речевой коммуникация…………………………… 5
1.2 Компоненты и ступени речевого акта………………………………. 7
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………….. 11
2.1 Внешняя речь…………………………………………………………. 11
2.2 Внутренняя речь………………………………………………………. 14
2.3 Восприятие чужой речи ……………………………………………... 27
2.4 Создание собственного высказывания ……………………………... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Барушева.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.

 

 

Выводы ко второй главе

 

Речевая деятельность – это очень сложное и многоуровневое понятие, которое имеет свои особенности, формы и  виды, характеризующиеся различными критериями.

Речь имеет две основные формы:

  • внутренняя речь – это речь лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание.
  • внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Для успешного понимания чужих   высказываний необходимо овладеть такими основными видами речевой деятельности, как 

         - слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),

         - чтение (т.е. восприятие и понимание чужой  записанной речи); различают чтение  вслух и тихое чтение – чтение  про себя.

Для успешного  создания собственных высказываний необходимо овладеть такими основными видами речевой деятельности, как  
- говорение (устное выражение мысли),

- письмо (графическое, письменное  выражение мысли)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом,  сущность речевой деятельности  состоит в том, что она является одним из основных видов деятельности человека. Речевая деятельность имеет формы: внешнюю и внутреннюю. Восприятие чужой речи и создание своего высказывания - виды речевой деятельности.      Необходимо знать смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, нормы речевого поведения. Овладение основными видами чтения и умениями извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать высказывания разных типов послужат решению основной задачи речевой деятельности: совершенствованию способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.   

Речевая коммуникация - общение людей, понимается не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией . Главная цель речевой коммуникации — обмен информацией различного рода.

  Существуют различные модели коммуникации.

  В речевой деятельности могут возникнуть коммуникативные барьеры.

  Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

В  литературе по психологии и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров: фонетический,  семантический,   стилистический, логический.  

Под речевой деятельностью понимается речь как процесс. 
 Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной. Во всех речевых действиях имеет место выполнение следующих этапов: ориентировка в ситуации;  планирование действия; осуществление действия; контроль результатов.

Речевой акт состоит из следующих компонентов:   говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение). 
Выделяются три  ступени речевого акта: подготовка высказывания и  его исполнение,  восприятие  высказывания и его  понимание, обратная связь.

Языковое структурирование включает гипотезы выбора слов и теорию актуального членения предложения.

Развитие речевой деятельности  совершенствует  способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации

Речевая деятельность – это очень сложное и многоуровневое понятие, которое имеет свои особенности, формы и виды, характеризующиеся различными критериями.

          Речь имеет две основные формы:

  • внутренняя речь – это речь лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание.
  • внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Для успешного понимания чужих   высказываний необходимо овладеть такими основными видами речевой деятельности, как 

         - слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),

         - чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.

Для успешного  создания собственных высказываний необходимо овладеть такими основными видами речевой деятельности, как  
- говорение (устное выражение мысли),

- письмо (графическое, письменное выражение мысли)

Цели и задачи - раскрыты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беркли - Ален М. Забытое искусство слушать. - СПб, 2002.
  2. Введенская Л. А. , Червинский П. П. Теория и практика русской речи. - Ростов - на - Дону, 2007.
  3. Гируцкий А.А. «Введение в языкознание». Минск, 2003
  4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. Учебник. - М.,2006.
  5. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М. , 2001.
  6. Мельникова С.В.  Деловая риторика: Учебное пособие. – Ульяновск, 2006. 
  7. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. -М., 2005
  8. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение. 2005. - 272 с.
  9. Психология. Словарь/Под общ.ред. А.В. Петровского. - М.: Политиздат, 2005. — 251 с..
  10. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. -М., 2004.
  11. Немов Р.С. Психология. Учеб.для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3кн. Кн.1.М.:Просвещение, 2003.
  12. Никольская С. Т. Техника речи. - М. , 2007.
  13. Р. Николз «Вы слушаете» (Нью - Йорк, 1999)
  14. Развитие мышления и умственное развитие дошкольника/Под ред. Н.Н.Соловьева Н.Н. Учусь общаться: читаю..., слушаю..., говорю..., пишу... Учебное пособие по культуре речи и речевому общению. -М., 2000.
  15. Реформатский А. А. Введение в языкознание. - М. , 2000.
  16. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. - М.. 2001.Пиаже Ж. Избранные психологические труды.
  17. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - М. , 2004.
  1. [1]Основные положения неклассической психологии Л.С. Выготского...http://www.psychology-online.net/

  1. [2]ДЕЛОВАЯ РИТОРИКА - Книги о бизнесе - Книги | Бизнес тренинги, НЛП...http://www.nlplife.ru/knigi/knigi-o-biznese/delovaja-ritorika

  1. [3]Речь внутренняя - Психологический словарь - psylist.nethttp://www.psylist.net/

  1. [4]Психология. Психотехника. Психагогика (fb2) | КулЛиб - Классная...http://coollib.net/

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Виды речевой деятельности