Виды речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть понятие «речевая деятельность», рассмотреть основные формы и виды этого процесса.
Задачи:
- приобретение знаний по видам речевой деятельности;
- формирование знаний о сущности речевой деятельности;
- освоение основных форм и видов речевой деятельности;
- развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………… 5
1.1 Основные этапы речевой коммуникация…………………………… 5
1.2 Компоненты и ступени речевого акта………………………………. 7
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………….. 11
2.1 Внешняя речь…………………………………………………………. 11
2.2 Внутренняя речь………………………………………………………. 14
2.3 Восприятие чужой речи ……………………………………………... 27
2.4 Создание собственного высказывания ……………………………... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Барушева.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Во всех речевых действиях имеет место выполнение следующих этапов: ориентировка в ситуации; планирование действия;  осуществление действия;  контроль результатов.

 Вначале мы ориентируемся в речевой ситуации и планируем свое речевое действие, потом его выполняем, а затем непременно должны проверить, достигнут ли запланированный нами результат. Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания, целиком, независимо от его объема (это может быть реплика в диалоге, рассказ и т. д.)

 

                                1.2 Компоненты речевого акта

 

В лингвистике  наиболее  известна  схема  речевого  акта, предложенная Р.О. Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение).                    
 Теория речевой деятельности учитывает, прежде всего, что коммуникация - это не передача информации, а обмен ею между собеседниками. Они поочередно меняются ролями («я» - коммуникатор, «ты» - перципиент), высказываясь об общем предмете разговора. Акт речевого взаимодействия, с этой точки зрения, выглядит следующим образом.

Речемыслительный механизм необыкновенно сложен и до настоящего дня до конца не изучен. Выделяют три  ступени речевого акта: подготовка высказывания и его исполнение,  восприятие  высказывания и его  понимание, обратная связь.

Первая ступень состоит из этапов: 
1)Возникновение ситуации, побуждающей к выражению мыслей. Например, менеджер готовит проект договора, журналист берет интервью и другие. 
2)Мотивация. Потребность высказывания, порождаемая жизненной ситуацией, постепенно осознается, превращается в конкретную, ясную цель (мотив), которая начинает руководить действиями автора. 
3)Вероятностное прогнозирование (интенция). Намерение произнести фразу как бы подвергается проверке, решается, к кому будет обращена речь, с какими интонациями, громкостью, скоростью она прозвучит. 
4)Внутренний план, определяющий содержание и структуру сообщения. 
5)Языковое структурирование - это три операции подготовки средств языка на внутреннем уровне: выбор слов, определение порядка слов и словосочетаний, средств связи лексических единиц. 
В психолингвистике существует три гипотезы выбора слов:

 а) по теории Н. И. Жинкина, сначала выбираются слова, обозначающие  логические субъекты, затем - предикаты (то, что утверждается или отрицается), затем - предметные признаки; [2]

б) по теории словесных ассоциаций, уже употребленное слово вызывает из памяти другое, связанное с первым по прежним сочетаниям;

в) по гипотезе проб и ошибок, действующий механизм как бы перелистывает в памяти все слова нужного тематического блока, выбирая подходящее по смыслу. 
          Порядок слов и сочетаний объясняет теория актуального членения предложения. Подавляющее большинство русских предложений интонационно делится на две части - тему (данное, известное) и рему (новое, неизвестное). Мысль обычно движется от темы (Т) к реме (Р). Например: 
Жизнь (Т) - не холмик пологий (Р). 
Иван Иванович (Т) давно ушел (Р). 
Новый директор завода (Т) сразу приступил к переезду (Р). 
Связи между словами обеспечиваются с помощью окончаний, предлогов, союзов. 
6) Переход к внешней речи происходит по законам фонетики или по правилам графики. 
 На второй ступени выделяются собственные «шаги»: 
       1)Прием звукового сигнала. 
       2)Анализ акустического потока с точки зрения фонетики того или иного языка. 
На данном этапе перципиент начинает понимать слова. 
      3)Узнавание значения каждого фонетического слова - единицы, имеющей одно словесное ударение (например, лес, шумит, на - столе, из - лесу, сделал -бы). 
      4)Расшифровка грамматических связей между словами. 
      5)Включение фразы в контекст, связывание с предыдущими репликами. 
      6)Понимание второго, дополнительного, переносного смысла. На этом уровне воспринимаются тропы (метафора, метонимия, ирония и др.), аллюзия (намек). 
      7)Оценка языкового мастерства говорящего. 
 Полный цикл речевого акта завершается новым действием -свидетельством результативности высказывания.

Третья ступень - обратная связь - понимается широко: это вопросы; реплики; письма на телестудию после интересной передачи; голосование на выборах депутатов Думы после долгой предвыборной агитации за того или иного кандидата; ответы учащихся на уроке или экзамене; толпа покупателей у дверей магазина после вчерашней телерекламы... 
Такова единая модель перекодировки замысла в речь и декодирования информации, реакции на нее.

 Речевая деятельность является  одним из наиболее сложных  видов деятельности по всем  своим параметрам.

Во-первых, по своей организации. Начнем с того, что речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Например, типичное речевое высказывание — это высказывание, так или иначе регулирующее поведение другого человека. Но это означает, что деятельность можно считать законченной лишь в том случае, когда такое регулирование окажется успешным. Например, я прошу у соседа по столу передать мне кусок хлеба. Акт деятельности, если брать ее как целое, не завершен: цель будет достигнута лишь в том случае, если сосед действительно передаст мне хлеб. Таким образом, говоря далее о речевой деятельности, мы не совсем точны: для нас будет представлять интерес и нами будет в дальнейшем рассматриваться не весь акт речевой деятельности, а лишь совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную цели деятельности как таковой. Речевая деятельность изучается различными науками. Речевая деятельность есть объект, изучаемый лингвистикой и другими науками: язык есть специфический предмет лингвистики, реально существующий как составная часть объекта (речевой деятельности) и моделируемый лингвистами в виде особой системы для тех или иных теоретических или практических целей.

 

Выводы к первой главе

 

 

 Речевая коммуникация - общение людей, понимается не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией. Главная цель речевой коммуникации — обмен информацией различного рода.

 Существуют различные модели коммуникации.

 В речевой деятельности могут возникнуть коммуникативные барьеры. Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

В  литературе по психологии и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров: фонетический, семантический, стилистический, логический.  

Под речевой деятельностью понимается речь как процесс. 
 Речевая деятельность человека является самой распространенной и самой сложной. Во всех речевых действиях имеет место выполнение следующих этапов: ориентировка в ситуации;  планирование действия; осуществление действия; контроль результатов.

Речевой акт состоит из следующих компонентов:   говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой производится высказывание, допустим, официальное собрание, семейный обед), передаваемая информация (сообщение). 
Выделяются три  ступени речевого акта: подготовка высказывания и  его исполнение,  восприятие  высказывания и его  понимание, обратная связь.

Языковое структурирование включает гипотезы выбора слов и теорию актуального членения предложения.

Развитие речевой деятельности  совершенствует  способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ   И ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1 Внешняя форма речи

 

В психологии принято различать две основные формы речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает в себя:

  1. Устную (диалогическую и монологическую)
    • Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Основными правилами диалогической речи являются

  • вежливо представляться и представлять других.
  • вежливо задавать вопросы и отвечать на вопросы.
  • выражать просьбу, пожелание, недоумение, восторг, сожаление, согласие и несогласие, приносить и принимать извинения.
  • беседовать по телефону.
  • выразительно и близко к реальности играть свою роль в инсценировке разговора, интервью, в беседе.
  • проигрывать ситуации общения с зарубежными сверстниками, гостями.
  • обмениваться мнениями о событии, факте, проблеме дискуссии.
  • обмениваться впечатлениями о будущей профессии или о дальнейшем обучении.
  • дискутировать по проблемам охраны окружающей среды, о сохранении мира, здоровья и т. д.
  • опрашивать партнеров по общению по различным проблемам.
  • Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно - мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.    Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).

Во время монологической речи допускается:

  • высказываться по содержанию текста с опорой на краткие записи, план или ключевые слова.
  • высказываться по содержанию иллюстративного материала с опорой на вопросы.
  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста.
  • рассказывать о каком-либо событии или факте.
  • выступать в классе с докладом или рефератом, подготовленными дома.
  • высказываться кратко по содержанию прочитанного или прослушанного текста.

Устная речь — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно.

Процессы порождения устной речи включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.

Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания). Важнейшей отличительной чертой устной речи является её неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин "звучащая речь". Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд её специфических особенностей: обилие незаконченных синтаксических построений (напр.: Ну вообще…созерцание… я могу и для друзей рисовать); самоперебивы (В России ещё много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере); повторы (Я бы… я бы… хотел сказать больше); конструкции с именительным темы (Этот мальчишка / он меня каждое утро будит); подхваты (А - Мы тебя приглашаем… Б - завтра в театр). Специфические особенности, вызванные неподготовленностью устной речи, указанные выше не являются речевыми ошибками, т.к. не мешают пониманию содержания речи, а некоторых случаях служат важным выразительным средством. Более того, речь, рассчитанная на непосредственное восприятие, какой является устная речь, проигрывает, если она слишком детализирована, состоит исключительно из развёрнутых предложений, если в ней преобладает прямой порядок слов. В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации). Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается её прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов. Причины этому бывают разные: незнание того, что надо говорить, неумение оформить последующую мысль, стремление исправить сказанное. Вторым из наиболее распространённых недостатков устной речи является её нерасчленённость (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без чёткого грамматического оформления предложений. Грамматико-интонационная нерасчленённость, естественно, сказывается и на логике речи: мысли сливаются, порядок их следования становится нечётким, содержание текста делается расплывчатым, неопределённым. Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора.

Устная речь обычно рассматривается как более древняя, по сравнению с письменной. Письмо рассматривается как добавочный, вторичный способ общения. Отсчет времени возникновения письменной речи обычно связывают с находками древних текстов на камне, глиняных табличках, на папирусах.

В обыденной жизни преобладает устная речь, поэтому ее и считают ведущей. Но постепенно все большее влияние на устную речь начинает оказывать письменная. Письменная речь – речь подготовленная. Ее можно проверять, исправлять, отредактировать, показать специалистам и неоднократно усовершенствовать, добиваясь улучшения содержания и формы изложения. Все это невозможно сделать, если держать речь только в уме. Кроме того, написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает речь более уверенной. Нормы, литературные нормы письменной речи более строгие, курсы грамматики строились обычно на структурах письменной речи.

Устная речь имеет некоторые преимущества: в ней больше непосредственности, живого чувства. При этом она требует большой тренировки: почти автоматизма в выборе слов. В устной речи проще синтаксис, не столь строги литературные нормы; в ней используются многочисленные средства звуковой выразительности: интонации, различные паузы; она сопровождается жестами, мимикой. Именно устная речь обеспечивает больший контакт при общении.

  1. Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

 

 

    1. Внутренняя форма речи

 

Это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативная, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Информация о работе Виды речевой деятельности