Виды речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 11:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - раскрыть понятие «речевая деятельность», рассмотреть основные формы и виды этого процесса.
Задачи:
- приобретение знаний по видам речевой деятельности;
- формирование знаний о сущности речевой деятельности;
- освоение основных форм и видов речевой деятельности;
- развитие и совершенствование способностей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………… 5
1.1 Основные этапы речевой коммуникация…………………………… 5
1.2 Компоненты и ступени речевого акта………………………………. 7
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………….. 11
2.1 Внешняя речь…………………………………………………………. 11
2.2 Внутренняя речь………………………………………………………. 14
2.3 Восприятие чужой речи ……………………………………………... 27
2.4 Создание собственного высказывания ……………………………... 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………... 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Барушева.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

Выделяют три основных типа внутренней речи:

  • внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения 
    звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;
  • собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;
  • внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.). В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. [3]

Речь тактильная — речь, воспроизводящая слова при помощи тактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Тактильная речь используется как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.

Речь жестовая - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения). В сфере официального общения (собрания, перевод лекций и т. д.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи применяются элементы речи тактильной для обозначения окончаний, суффиксов и т. д. Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с основным — словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха.

Понятие видов речевой деятельности пришло в методику преподавания родного языка из методики преподавания иностранного языка. Оно принадлежит известному лингвисту и педагогу академику Льву Владимировичу Щербе.

В сущности, это - понятие как методическое, так и психологическое. Ведь обучение чтению, письму и письменной речи, устной речи - это, по сути, формирование специфических речевых навыков и основанных на них речевых или коммуникативно-речевых умений (имеется в виду применение навыков для решения различных конкретных, прежде всего коммуникативных, задач).

Виды речевой деятельности - это и есть различные виды речевых навыков и речевых умений, применяемых при восприятии чужой речи и при создании собственного высказывания.

В повседневной жизни каждый человек, сам о том не догадываясь, использует все 4 вида речевой деятельности. Не может быть? Еще как может – давайте рассмотрим на конкретном примере. Во втором классе детки пишут диктант. Преподаватель с учебником ходит между парт и диктует материал. Классическая ситуация, однако, где же виды речевой деятельности? Преподаватель читает и произносит вслух для детей предложения – это уже два вида (чтение и говорение), малыши слушают и пишут – замыкающие два вида речевой деятельности (слушание и письмо). Сама по себе речевая деятельность изначально делится на внешнюю и внутреннюю, а именно, на изложение своих мыслей и восприятия чужой. Рассказывая что-то собеседнику, вы передаете ему информацию, используете говорение как вид речевой деятельности. А вот слушая вас, ваш партнер в свою очередь пользуется другим видом речевой деятельности – слушанием.

Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.

На практике необходимость обеспечивать формирование отдельных психологических операций и их комплексов не может не считаться с фактом взаимодействия разных видов речевой деятельности, их взаимной переплетенности, особенно при решении сложных коммуникативных задач. Так, недооценка работы по формированию фонематического слуха порождает множество ошибок в письме.

"Мыслит не мышление, мыслит  человек", - писал в одной из  своих работ великий психолог  Л.С. Выготский.[4] Так же точно пишет не рука, говорит не язык, слушает не ухо. Человек как целостный субъект психической деятельности, как личность использует свои речевые (в широком смысле) навыки и умения в жизни для решения встающих перед ним проблем. И быть, скажем, грамотным нужно не столько для того, чтобы получить аттестат зрелости, сколько для того, чтобы стать полноценным человеком среди других людей, реализоваться полностью.

Речевая деятельность имеет два противоположных направления: 

  • восприятие чужой речи;
  • создание собственного высказывания.

Для успешного понимания чужих и создания собственных высказываний необходимо овладеть такими основными видами речевой деятельности,как  
                    - говорение (устное выражение мысли),

- слушание (восприятие речи на  слух и ее понимание),

         - письмо (графическое, письменное выражение мысли) и 

         - чтение (т.е. восприятие и понимание чужой  записанной речи); различают чтение  вслух и тихое чтение – чтение  про себя.

Каждый из них имеет свои особенности:  два из них производят текст - говорение, письмо, а другие - слушание (аудирование) и чтение - осуществляют восприятие.  У каждого есть свои критерии качества. Для каждого разработаны методики формирования и развития.  
 Таковы составляющие системы нашего «языкового существования», при этом их распределение в потоке жизни неравномерно: меньше всего мы пишем (если это не связано с профессиональной деятельностью), больше всего слушаем или говорим (это может зависеть от личных свойств человека).

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, в основе ее лежит единая модель речевой коммуникации. Элементами этой модели являются:

  1. Отправитель информации или адресант – говорящий или пишущий человек.
  2. Получатель информации или адресат – читающий или слушающий человек.
  3. Сообщение – текст в устной или письменной форме. Без текста, без информации невозможна речевая коммуникация, сам процесс общения.

Поскольку речь существует в письменной и устной форме, для ее восприятия мы используем слуховой или зрительный канал восприятия, то есть чужую речь мы либо слушаем, либо читаем, а для создания собственного высказывания мы применяем письмо и говорение. 
Процессы говорения и слушания, письма и чтения чрезвычайно сложны. Рассмотрим их подробнее. 

 

    1. Восприятие чужой речи

 

Для успешного понимания чужих  высказываний необходимо овладеть такими основными видами речевой деятельности, как 

 - слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),

- чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи), различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.

Раз уж затронули умение слушать, то тогда самое время разобраться со слушанием, как отдельным видом речевой деятельности. Будучи родителями, многие замечали, что их дети часто слушают, но не слышат. То есть, они не воспринимают ту информацию, которую вы хотите донести. Ребенок чаще занят тем, что волнует его, а не тем, о чем говорите вы. В определенный возрастной период каждому родителю приходится прибегать к разным ухищрениям, будь то наказание, либо поощрение, чтобы ребенок, наконец, услышал то, что ему говорят. Однако и во «взрослой» жизни часто оказывается так, что, преследуя свои цели, человек не слышит других. Это неправильно - не слыша своего собеседника, достойных доводов не найдешь.

Слушание и говорение появились гораздо раньше, чем такие виды речевой деятельности, как чтение и письмо. Однако по важности, эти два последних основных вида речевой деятельности в наше время уравнялись с двумя первыми.

 Слушание - это восприятие звуковых сигналов и их понимание; слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки; этап смысловой интерпретации.

 Слушание представляет собой процесс понимания, осмысления речи. Это коммуникативное умение не менее важно, чем говорение; является условием эффективности делового общения. 
Еще философ Зенон утверждал: «Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить». А историк Плутарх советовал: «Научись слушать, и ты можешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо». Хорошее слушание облегчает усвоение информации, способствует установлению контактов между людьми. В умении слушать проявляется воспитанность, уважение к другому человеку, т. е. культура. 
Результаты обследования множества людей указывают, что достаточными навыками аудирования обладают лишь 10% из них. Прослушав десятиминутное сообщение, «средний» слушатель понимает и запоминает только половину из сказанного. 
 Стиль слушания зависит от характера, интересов личности, пола, возраста, физиологического состояния, служебного положения. Подчиненные более внимательны и сосредоточенны в разговоре с «начальством», не всегда решаются прервать оппонента. Мужчины, в отличие от женщин, склонны слушать самих себя, быстро давать готовые ответы, перебивать, сосредоточиваться на содержании беседы. Женщине больше интересен сам процесс общения, они прерывают партнера в 2 раза реже. На эффективность слуховой перцепции влияет усталость, ухудшающая концентрацию внимания. Полноценное аудирование может занимать 20 минут при контактной и 5 - 7 минут при диктатной коммуникации. 
 Исследователь М. Беркли - Ален выявила «роли» слушателей:

1) «симулянт» - делающий вид, что слушает; 2) «зависимый слушатель» - легко попадающий под влияние  мнений и желаний других; 3) «перебивала» - тот, кто неоправданно вмешивается  в речь собеседника; 4) «погруженный  в себя»; 5) «интеллектуал» - воспринимающий информацию больше разумом, пренебрегающей эмоциональным и невербальным аспектами поведения говорящего. 
           В зависимости от особенностей восприятия текста выделяют 3 вида аудирования: 
1.Глобальное, при котором достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль. 
2.Детальное предполагает осознание главных смысловых блоков текста в зависимости от установки, которую ставит перед собой слушающий. 
3.Критическое требует критического осмысления воспринятого на слух. 
 Различают также 2 способа слушания: 
1.Нерефлексивное (пассивное) состоит в умении не вмешиваться в речь говорящего своими замечаниями, в способности внимательно молчать. Этот способ требует значительного физического и психологического напряжения, определенной дисциплины. Нерефлексивное слушание обычно используется в таких ситуациях, когда один из собеседников глубоко взволнован, желает высказать свое отношение к тому или иному событию.  
2.Рефлексивное (активное) заключается в активной обратной связи, оказании помощи в выражении мыслей. Этот способ особенно уместен, если партнер по общению ждет поддержки, одобрения, если необходимо глубоко и точно уяснить информацию. 
            Основными приемами рефлексивного слушания являются: 
1)Выяснение, т. е. обращение к собеседнику за уточнениями, чтобы получить дополнительные факты, суждения. (Например, «Я Вас не понял.Не повторите ли еще раз?», «Что Вы имеете в виду?»). 
2)Перефразирование - «передача» чужого, только что произнесенного высказывания в другой форме («Как я Вас понял...», «По Вашему мнению...», «Другими словами Вы считаете...»). 
3)Резюмирование- подведение итогов услышанного («Если обобщить сказанное Вами, то ...», «Вашими основными идеями, как я понял, являются...». 
4)Подтверждение контакта - приглашение высказываться свободно и непринужденно. При этом речь сопровождается репликами типа «Это интересно», «Да», «Понимаю Вас», «Приятно это слышать».

Ученые обнаружили существенный разрыв между количеством информации, высказанной диктором, оратором, участником обычного разговора и количеством информации, воспринятой слушателями. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник.

Причиной такого разрыва является ряд типичных недостатков слушания:

  • бездумное восприятие, когда звучащая речь является лишь фоном для какой-либо деятельности;
  • обрывочное восприятие, когда интерпретируются лишь отдельные части звучащей речи;
  • узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, необходимо уметь ответить для себя на следующие вопросы:

Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать?

1. Для чего необходимо слушать? Этот вопрос помогает оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании лекции, устного выступления, телепередачи, речи собеседника. Полезным может оказаться:

-  получение информации. Это главная цель слушания в профессиональной деятельности, однако полезную для себя информацию можно почерпнуть не только из лекций и речей на производственных совещаниях, но и бытовых разговоров.

-  развлечение. Это одна из важных потребностей человека. Цель развлечения присутствует в обычных разговорах и в слушании некоторых телепередач.

  • воодушевление. Часто человек слушает не для того, чтобы узнать факты, а для воодушевления. Это также одна из потребностей человека.
  • анализ фактов и идей. Необходим для более полного восприятия речи и включения полученной информации в структуру имеющегося опыта и знаний.
  • улучшение собственной речи. Наблюдение за речью других учит человека более внимательно относиться к собственной речи.

2. Факторами эффективного слушания являются:

  • отношение слушателей. Для успеха общения необходимо объективное, непредубеждённое, кооперативное отношение слушателей. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями. Образованный человек обычно более внимателен, чем необразованный. Малообразованные люди становятся пассивными слушателями, т.к. у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора.
  • интерес слушателей. Замечено, что люди проявляют больший интерес к знакомым вещам, чем к незнакомым, а также интересуются практически полезными и новыми идеями. Поэтому выступающий в своей речи должен проявлять энтузиазм, говорить о волнующих и конкретных вещах, использовать язык действия.
  • мотивация слушателей. Внимание слушателей усиливается, если речь затрагивает вопросы, связанные с основными жизненными потребностями и чувствами человека. Такими мотивами являются самосохранение, интерес к собственности, желание расширить влияние, забота о репутации, привязанности, сентиментальность, вкус.

Информация о работе Виды речевой деятельности