Методы противостояния нетрадиционным религиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 23:56, доклад

Краткое описание

Современная религиозная ситуация в Казахстане характеризуется ослаблением влияния традиционных религий в обществе вследствие длительного религиозно-духовного вакуума, имевшего место в советский период истории Казахстана.
Возникновение радикальных религиозных сообществ, расширение поля деятельности нетрадиционных религиозных верований, усиление влияния иностранного миссионерского движения и рост социальной базы сектантских организаций, особенно за счет молодежи – все эти изменения следует квалифицировать как наиболее актуальные тенденции в развитии современной религиозной ситуации в Казахстане.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 31.23 Кб (Скачать файл)

В целом, наличие определенного влияния иностранных держав на внутреннюю ситуацию в том или ином государстве – это реалии современной политики, а также один из важных факторов, способствующих постепенному изменению религиозной ситуации в любой стране, вне зависимости от степени религиозности населения. Однако нашем случае речь идет о том, что политическое и экономическое присутствие западных стран в Казахстане в перспективе может привести не просто к изменению религиозной ситуации, а к изменению религиозной идентичности населения Казахстана, как это имело место в странах Юго-Восточной Азии, например, в той же Южной Корее или Японии.

«Из истории известно, что Южная Корея, традиционно являвшаяся буддийско-конфуцианским государством за несколько послевоенных десятилетий превратилась в страну, где 45% населения ныне является представителями различных христианских направлений. В настоящее время только в Сеуле насчитывается более 7 тысяч христианских церквей, десять из которых входят в число 20 самых крупных общин в мире, около 65% военнослужащих армии Республики Корея исповедуют христианство».

Аналогичный сценарий был ранее успешно апробирован в послевоенной Японии, где усилиями разлчного население страны практически наполовину стало христианским. Традиционные синтоистские храмы явились даже своего рода вспомогательным культом для многих японцев, ставших рьяными последователями различных христианских течений.

В целом, современную религиозную ситуацию в нашей республике можно охарактеризовать как потенциально опасную, поскольку в обществе назрели реальные факторы риска, подрывающие основу традиционного баланса религиозных интересов и межконфессионального согласия.

Сегодня в Казахстане стало очевидным наличие благоприятной почвы для усиления религиозного экстремизма. Ситуация такова, что в республику продолжается массовый наплыв иностранного миссионерского движения, идет усиление деятельности нетрадиционных и околорелигиозных структур, организаций, сект и движений.

Эти обстоятельства способны реально нарушить межконфессиональный баланс и равновесие в сфере религиозных предпочтений, осложнить основу культурно-исторической консолидации населения и бросить серьезный вызов принципам толерантности и конфессионального согласия между представителями различных вероисповеданий. Неслучайно власти страны сегодня достаточно серьезно относятся к деятельности многочисленных религиозных общин, как получивших официальную регистрацию, так и действующих подпольно, без прохождения официальной регистрации в соответствующих государственных органах республики.

Необходимо подчеркнуть, что за активной деятельностью зарубежных религиозных организаций, осуществляющих на территории Казахстана широкую проповедническую и миссионерскую деятельность, просматриваются интересы мировых спецслужб и иностранных правительств.

Серия шпионских разоблачений в среде сектантов и представителей нетрадиционных культов, разразившаяся в конце 2007- начале 2008 гг. в Казахстане и странах Центральной Азии, свидельствует о том, что эффективная деятельность зарубежного религиозно-миссионерского движения с самого начала была бы невозможной без согласия и одобрения на то зарубежных спецслужб и правительств.

Известно (информация в СМИ и ТВ), что некоторые миссионерские организации и движения регулярно получают финансовую подпитку, организационный инструктаж и другие средства для пропаганды нетрадиционных для населения той или иной страны вероисповеданий и культов.

Наличие весомых финансовых ресурсов, четкое организационное структурирование, хорошо отлаженная система идеологической и пропагандистской работы с различными слоями казахстанского общества позволили иностранным миссионерам в короткий срок значительно расширить свое присутствие в Казахстане и Центральной Азии в целом.

Следует отметить, что в нашей республике зарубежные миссионеры корректируют свою стратегию, исходя из существующих реалий, и ориентируются на определенные цели. Прежде всего – это прозелитизм в собственном окружении, который главным образом направлен на тех, кто уже был обращен в данную религиозную традицию, но кому, по мнению миссионеров, крайне необходимо дать более глубокое религиозное образование. Вторую важную цель для миссионерской деятельности представляют те, кто считает себя атеистами или заявляет о безразличии в вопросах религии. Третьей и главной целью зарубежного миссионерства является коренное население и в целом мусульмане.

Казахи, уйгуры, узбеки, татары и другие мусульманские этносы в долгосрочной перспективе являются глобальной целью миссионерства в Казахстане. Эта цель, на наш взгляд, представляется достаточно легко достижимой, так как большая часть населения страны, не обладая, к сожалению, глубокими теологическими познаниями, исповедует толерантный традиционный ислам. И по замыслам миссионеров каждая кампания по обращению в веру, вполне закономерно должна привести к росту количества общин, которые будут состоять исключительно из мусульманского населения республики.

Многочисленные факты (информация в СМИ, ТВ) красноречиво свидетельствуют о том, что зарубежные миссионеры уже стали головной болью для местных органов власти, так как во многих сельских регионах страны, где этнически однородное казахское население, компактно проживающее в небольших сельских населенных пунктах, весьма негативно относится к односельчанам, перешедшим в иное вероисповедание. И это нередко чревато конфликтами на религиозной почве.

Считаем важным особо акцентировать внимание на том, что религиозный прозелитизм, как уже говорилось ранее, осуществляется за счет огромных финансовых вливаний из-за рубежа. При этом особую опасность представляет то обстоятельство, что, миссионеры нередко исповедует нетрадиционные антисистемные учения, запрещенные во многих западных странах.

Необходимо отметить базовые ориентиры, соответственно которым действуют миссионеры. Они сводятся к тому, что новые мировоззренческие ценности, прежде всего, внедряются в социальные группы населения, представляющие собой наиболее активную и влиятельную часть социума, т.е. среди граждан, проживающих в крупных городах и занимающихся политикой, бизнесом и наукой.

На начальной стадии своего внедрения в республику зарубежные миссионеры активно использовали национальные и родственные связи. В частности, национальный фактор был решающим при распространении корейских проповедников из США и Южной Кореи, филиалов Новоапостольской церкви, созданных миссионерами из Германии.

Постепенно, но неуклонно расширяя свою деятельность, миссионерское движение набирает обороты, укореняется и нередко переходит к применению неправовых, а в ряде случаев откровенно экстремистских методов, с помощью которых представители новых религиозных общин пытаются добиться реализации целей, намеченных на перспективу.

Часть их работает нелегально, в рамках тайной общины, но многие вполне легально занимаются пропагандой своей веры, способствуя скорейшему обращению населения республики в нетрадиционные для него вероисповедания, далекие и чуждые традиционной культуре, менталитету казахстанцев.

Для достижения своих целей зарубежные миссионеры используют все доступные им средства и возможности. Оказывают материальное поощрение новообращенным, учат их английскому языку, находят им работу, способствуют трудоустройству их родных и близких или знакомых, временно оказавшихся в затруднительном положении, либо устраивают при необходимости в приют для бездомных. Часто миссионеры занимаются благотворительностью, чтобы вовлечь в свои ряды сердобольных стариков и молодежь. Делается это для того, чтобы показать на своем примере добрые намерения организации в отношении местного населения.

Можно привести множество случаев, когда юноши и девушки из сельских районов приезжают в большой город и находят там покровителей, которые дают им практически все самое необходимое – бесплатное жилье, питание, обучение. Такие публичные акции миссионеров не могут не найти положительного отклика среди широких слоев непосвященных людей, особенно у молодежи, а также людей с низким материальным достатком. Нельзя не отметить, что для старшего поколения и молодежи участие в миссионерском движении является также дополнительным заработком и, в определенной степени, процессом самопознания.

Другими словами, иностранные миссионеры достаточно эффективно отладили механизм расширения социальной базы, о чем говорит возросший контингент новообращенных сектантов. При этом основной упор делается на подготовку местных кадров, поскольку прозелитизм среди местного населения – это гарантия наличия самого эффективного и долгосрочного человеческого ресурса и наиболее выгодное вложение инвестиций, имея в виду главные цели, которые преследуют миссионеры.

Наладив дело на местах, зарубежные миссионеры направляют усилия своих адептов в нужное русло и, несколько отстранясь, внедряют коммерческие формы взаиморасчета, сводящиеся к извлечению из местных общин финансовой и иной пользы. Находясь за пределами страны, иностранные пасторы благодаря этому избегают публичности касательно их деятельности, а значит, и ответственности.

Основную работу на местах ведут, как правило, граждане Казахстана – корейцы, казахи или русские. Большинство «пришлых» религиозных общин, таких как, например, «Благодать», «Агапе», «Новая жизнь», «Бахаи», «Свидетели Иеговы», возглавляют именно представители местного населения.

 


Информация о работе Методы противостояния нетрадиционным религиям