Характеристика нетрадиционных методов обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 10:59, реферат

Краткое описание

В педагогической литературе существуют различные классификации методов обучения. Но мы остановимся на группах методов с точки зрения обеспечение продуктивного образования, то есть методы обучения, которые мы сегодня будем называть нетрадиционные. Обучение, основанное на продуктивной ориентации образования, опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют учащимся:

Вложенные файлы: 1 файл

В педагогической литературе существуют различные классификации методов обучения.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

§2. Характеристика нетрадиционных методов обучения

 

В педагогической литературе существуют различные классификации методов обучения. Но мы остановимся на группах методов с точки зрения обеспечение продуктивного образования, то есть методы обучения, которые мы сегодня будем называть нетрадиционные. Обучение, основанное на продуктивной ориентации образования, опирается на такие виды образовательной деятельности, которые позволяют учащимся:

1) Познавать  окружающий мир;

2) Создавать  при этом образовательную продукцию;

3) Организовывать  образовательный процесс.

Эти виды деятельности называются соответственно когнитивными, креативными и оргдеятельностными. Охарактеризуем каждую из полученных групп, а затем приведем описание отдельных нетрадиционных методов.

Методы продуктивного обучения



когнитивные

методы наук

методы учебных предметов

метапредметные методы

креативные

интуитивные методы

алгоритмические методы

эвристические методы

оргдеятельностные

методы учеников

методы учителя

административные методы


 

Когнитивные методы обучения, или методы учебного познания, делятся на методы науки, методы учебных предметов и метапредметные. Научные методы - это методы исследований в физике, математике, географии и других науках. К ним относятся методы сравнения, аналогии, синтеза, классификации и другие.

Методы учебных предметов, с одной стороны, взяты из наук, с другой -относятся к непосредственному освоению конкретных образовательных областей и предметов. Это методы исследования фундаментальных образовательных объектов, методы сравнения образовательных продуктов учеников с культурно-историческими аналогами, традиционные методы исследования основных вопросов и тем учебных курсов.

Особый вид когнитивных методов обучения - метапредметные, которые; представляют собой метаспособы, соответствующие метасодержанию образования.

Креативные методы обучения обеспечивают ученикам возможность создания собственных образовательных продуктов. Традиционно понимаемые методы интуитивного типа относятся к креативным методам: "мозговой штурм", метод эмпатии, педагогические методы ученика, находящегося в роли учителя и другие. Такие методы опираются на нелогические действия учащихся, имеющие интуитивный характер.

Другой вид креативных методов обучения базируется на выполнений алгоритмических предписаний и инструкций: методы синектики, морфоло-гического ящика. Их цель - создать логическую опору для создания учениками образовательной продукции.

Следующий вид креативных методов - эвристики, то есть приемы, позволяющие ученикам решать задачи "наведением" на возможные их решения и путем сокращения вариантов перебора таких решений.

Оргдеятельностные методы обучения делятся на методы учеников, учителей и управленцев образования — основных субъектов образования. Методы учеников - это методы учебного целеполагания, планирования, контроля, рефлексии и других. Данная группа методов нетрадиционна для школ, ученики обычно почти не участвуют в конструировании своего образования. Однако научить детей методам организации и построения собственной траектории образования не менее важно, чем методам изучаемых ими наук.

Методы управления образованием - это педагогические и административные методы организации образовательных процессов на соответствующем уровне. Они во многом тождественны оргдеятельностным методам учеников, поскольку в отношении учителя, отдельной школы или всей системы образования применяются те же принципы, что и для обучения отдельных учеников. Данная группа методов используется при создании и развитии образовательных процессов в масштабе преподавания отдельного учебное курса, группы курсов или всей школы.

Когнитивные методы обучения (методы учебного познания). Особенностью познавательных методов является то, что их применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть к креативному результату Однако первичной целью использования данных методов является познание объекта, поэтому их основная специфика связана с когнитивными, a не с креативными процессами.

Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта. Метод эмпатии вполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать его изнутри.

Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников; создаваемый учителем настрой. Сначала это может быть игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики перестанут относиться к данному методу несерьезно и примут его в разряд действительно учебных методов.

В моменты наилучшего "вживания" ученик задает вопросы объекту себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который затем может быть выражен им в устной, письменной и другой форме. Данный метод оказывается необычайно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей.

Метод смыслового видения. Это продолжение и углубление предыдущего метода. Одновременная концентрация учеников на образовательном объекте своего зрения и «пытливо настроенного» разума позволяет им понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, то есть внутреннюю сущность объекта также как и в методе эмпатии, здесь требуется у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Упражнение по целенаправленному применению данного метода приводит к развитию учащихся таких познавательных качеств, как интуиция, озарение, инсайт.

Метод символического видения. Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать по средствам наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в отыскании или построении учеником связи между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Важное место занимает объяснение и толкование детьми созданных "символов".

Метод сравнения применяется для сравнения версий разных учеников, их версий с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы, богословы, при сравнении различных аналогов между собой. Для обучения данному методу ученикам предлагаются вопросы: что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит сравнению, и попытайтесь все же сравнить несравнимое.

Метод эвристического наблюдения. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие учеником различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний ученика, способ их добывания из реальности бытия, то есть его можно отнести к эвристическим методам обучения.

Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: а) информационный результат наблюдения; б) примененный способ наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавший наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него. Одновременно с получением заданной учителем информации многие ученики во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют новые знания. Этот процесс носит либо спонтанный характер, если учитель не организует его, либо целенаправленный - в случае применения педагоге" специальной методики обучения наблюдению. Цель данного метода - научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.

Метод фактов. Осознанное владение учащимися физическими органами чувств - требует последовательного развития в дальнейшей, познавательной деятельности. Прежде всего, это относится к такому этапу познания, как поиск фактов, отличие их от не фактов. Опыт показывает, что ученикам непросто отличить то, что они видят, слышат, чувствуют, от того, что они думают, необходимость естественного восприятия образовательных объектов с помощью физических органов чувств - требует применения данного метода обучения, пересмотра и изменения привычного содержания образования.

Метод исследования. Выбирается объект исследования природный, культурный, словесный или иной: стихотворение, цифра, уравнение, геометрическая фигура, обряд. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования — план работы — факты об объекте - опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы. Подобная алгоритмизация деятельности учащихся нисколько не умаляет их творчества. Напротив, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат. Учитель помогает детям увеличивать объем и качество такого результата. Достигается это путем систематического повторения алгоритмических этапов исследования.

Метод конструирования понятий. Формирование  учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить их до некоторых культурных форм, результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт - совместно сформулированное определение понятия, которое записывается на доске. Одновременно учитель предлагает детям познакомиться с другими формулировками понятия, которые приведены авторами разных учебников или других книг. Различные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

Метод гипотез. Учащимся предлагается задание - сконструировать версии ответов на поставленный вопрос или проблему. Первоначальной задачей является выбор оснований для конструирования версий. Ученики предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный. разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наиболее полно и четко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию. Метод гипотез развивается при решении прогностических задач типа "что будет, если...". Метод путешествия в будущее эффективен в любой образовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования, гипотетичности.

Метод прогнозирования отличается от метода гипотез тем, что применяется к реальному или планируемому процессу. Например, ученикам предлагается исследовать динамику изменений помещенного во влажную среду семени гороха. Дети делают наблюдения, выполняют зарисовки. Учитель предлагает ученикам задание: нарисовать росток таким, каким тот станет через 3 дня, через неделю. Ученики, опираясь на прежние наблюдения, обнаруженные закономерности и на собственные прогностические способности, выполняют рисунок. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы.

Метод ошибок. Данный метод предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть актуализировано не только с целью ее исправления, но и для выяснения ее причин, способов ее получения. Отыскание взаимосвязей ошибки с "правильностью" стимулирует эвристическую деятельность учеников, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний.

Метод конструирования теорий. Ученикам предлагается выполнить теоретическое обобщение проделанной ими работы следующими способами:

    1. обнаруженные учениками факты классифицируются по заданным учителем основаниям;
    2. выясняются типы позиций наблюдателей, например, хронологическая позиция, математическая, образная;
    3. формулируются вопросы и проблемы, относящиеся к наиболее примечательным фактам.

Дальнейшие занятия обеспечивают развитие образовательного процесса в следующей последовательности теоретических обобщений: факты - вопросы о них - гипотезы ответов - построение теоретической модели - следствия модели - доказательства модели (гипотезы) - применение модели - сопоставление модели с культурными аналогами. Способы конструирования учениками теоретической модели устанавливаются педагогом в зависимости от изучаемой образовательной области или темы.

Креативные методы обучения ориентированы на создание учениками личного образовательного продукта. Познание при этом возможно, но оно происходит "по ходу" собственно творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта.

Метод придумывания - это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Информация о работе Характеристика нетрадиционных методов обучения