Нетрадиционные религии на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 15:55, доклад

Краткое описание

Одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям, является то, что они формируются как разновидность харизматических культов, т.е. во главе находится лидер, который наделен харизмом (от греч. charisma – дар). Это особенное свойство личности, выделяющее его из среды остальных. Оно является не столько благоприобретенным в процессе жизнедеятельности, воспитания и образования, сколько милостиво дарованным ему свыше. Содержание этого дара заключается в уникальном умении влиять на настроение и поведение других людей и от имени Всевышнего учить их праведной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Нетрадиционные религии на территории России.docx

— 19.23 Кб (Скачать файл)

Нетрадиционные религии на территории России

Общая характеристика и классификация нетрадиционных религий

Одной из характерных черт, присущих почти всем нетрадиционным религиям, является то, что они формируются как разновидность харизматических культов, т.е. во главе находится лидер, который наделен харизмом (от греч. charisma – дар). Это особенное свойство личности, выделяющее его из среды остальных. Оно является не столько благоприобретенным в процессе жизнедеятельности, воспитания и образования, сколько милостиво дарованным ему свыше. Содержание этого дара заключается в уникальном умении влиять на настроение и поведение других людей и от имени Всевышнего учить их праведной жизни.

Характерно, что лидер создает особую «семью», или «юммуну», в которой его называют «отцом». Здесь устанавливаются обязательные для всех абсолютные правила поведения и образа жизни, но не обязательные для самого лидера, ведь он – особый, святой. Рядовые члены групп зачастую отказываются от своего имущества, а вознаграждения за труд передают в кассу юммуны. Многие представители «новых религий» живут в общежитиях, вне семьи, порвав всякие отношения с родными и близкими. Иначе говоря, круг их общения крайне узок, допускаются контакты преимущественно с членами своей группы, т.е. неукоснительно поддерживается обстановка полной изоляции от внешнего мира.

Существенной особенностью вероучения «новых религий» является пропаганда катастрофически-апокалиптического взгляда на мир, предопределенности человеческой жизни, покорности судьбе. Особое внимание уделяется идеологической обработке новообращенных, их адаптированию к условиям жизни в группе и усвоению основных положений вероучения.

В научной, учебно-популярной литературе выделяют пять разновидностей нетрадиционных религий:

1. Неохристианские объединения. К ним можно отнести распространенные в СНГ следующие религиозные секты: «Международная церковь унификации», «Дети Бога», «Церковь тела Христа», «Богородничное братство», «Белое братство» и др. Для них характерно стремление объединить христианские вероучения с элементами восточных религий.

2. Сайентологическое направление. Название произошло от английского слова sience – наука. Направление объединяет различные «космические религии» (типичный представитель – «Церковь сайентологии» Рона Хаббарда), которые наукообразно и мистически трактуют различные неисследованные явления психики человека и окружающей природы, например связь Земли и высших космических сил, контакты с неопознанными летающими объектами.

3. Неоориенталистские культы. К ним относятся «Общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Махарай Джи», и др. Это вероучения восточного происхождения, представляющие собой западное воплощение индуистских и буддийских культур. Характерной их особенностью является антирационалистическая направленность, а также способы психофизического воздействия на человека.

4. Сатанинские группы. Среди них можно назвать «Церковь Сатаны», культы дьявола и другие разновидности зловещих объединений. Они возвеличивают значение зла и насилия, проповедуют общение с мистическими источниками зла – демонами, Сатаной. Деятельность их отличается особой жестокостью и таинственностью ритуалов посвящения и отправления культов.

5. Религиозно-мистические  культы. Речь идет о распространении оккультных учений, новой магии, спиритизма, астрологии, колдовства, целительства и других явлений. Как отмечают ученые-социологи, за последние годы в России подобные организации уверенно лидируют и получают довольно широкую популярность среди населения.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ, «новые религиозные движения», «новые культы», «альтернативные религии», «вне вероисповедные религии», — религии, которые начали свое оформление сравнительно недавно, преимущественно во второй половине XIX-XX вв. В настоящее время Россия и другие страны начали также знакомиться с религиозными движениями «Нью эйдж» (New Age — новый век), которые появились в 80-х годах XX в. В основе этих движений лежит идея «нового века» — качественно иного периода в развитии человечества, в отличие от предыдущего, — неудачного, «пропащего».

Появление религиозных новаций обусловлено многими факторами, среди которых особо следует выделить следующие: 
• социально-экономическая и политическая нестабильность общества; 
• изменения в мировоззренческих парадигмах, вызванные трансформацией общества; 
• девальвация системы ценностей тоталитарного режима и идеологический вакуум, который возник вследствие этого; 
• кризис традиционных церквей, вызванный атеизацией общества и развитием науки; 
• кризис традиционных религий, которые оказались не в состоянии удовлетворить определенные духовные потребности современного человека; 
• взаимовлияние разных культурных миров, связанное с процессами глобализации, миграционными процессами в обществе и другими факторами; 
• религиозная инициатива отдельных лиц, которые создают новые вероучения, культы, организации; активное и заинтересованное миссионерство зарубежных неорелигиозных центров; 
• распространение эсхатологических настроений, вызванных переходом к новому веку и тысячелетию; 
• индивидуальные поиски каждым человеком своих собственных духовно-ценностных ориентиров.

Новейшие религиозные направления могут иметь некоторые расхождения даже в собственных воззрениях. В целом же от модернистских религиозных течений можно ожидать активного поиска новых форм взаимодействий с государством, обществом, традиционными церквами, что может способствовать увеличению приверженцев неорелигий. Чаше всего интерес к НЕТРАДИЦИОННЫМ РЕЛИГИЯМ проявляет молодежь, что связывается с духовными исканиями, протестными настроениями и иными сугубо молодежными проблемами. Нередко к  НЕТРАДИЦИОННЫМ РЕЛИГИЯМ  тянутся и люди, попавшие в состояние духовного или душевного конфликта. Приобщение к вере происходит сравнительно быстро и сопровождается резкими изменениями в мировоззрении, образе жизни, отношении к обществу, к семье. Новообращенных отличают состояние эмоционального подъема, ощущение принадлежности к необычному, «единственно истинному» учению. Отсюда проистекает и активная миссионерская деятельность, использование ими средств массовой информации. Деятельность НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ породила достаточно широкое «антикультистское движение». Его сторонники обвиняют НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ в разрушении семей, ограничении или лишении свободы мысли, в нравственном развращении молодежи и т.д.

 

 

 

 


Информация о работе Нетрадиционные религии на территории России