Методы противостояния нетрадиционным религиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 23:56, доклад

Краткое описание

Современная религиозная ситуация в Казахстане характеризуется ослаблением влияния традиционных религий в обществе вследствие длительного религиозно-духовного вакуума, имевшего место в советский период истории Казахстана.
Возникновение радикальных религиозных сообществ, расширение поля деятельности нетрадиционных религиозных верований, усиление влияния иностранного миссионерского движения и рост социальной базы сектантских организаций, особенно за счет молодежи – все эти изменения следует квалифицировать как наиболее актуальные тенденции в развитии современной религиозной ситуации в Казахстане.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 31.23 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

           Кафедра Истории Казахстана и общественных дисциплин

 

 

 

  Доклад

На тему: Методы противостояния нетрадиционным религиям.

 

 

 

 

 

 

                                                                            

                                                                             Выполнила: Турсынали С

                                                                             Группа:105 «Б» ОЗР

                                                                             Приняла: Оразымбетова З.Ш.

 

 

Шымкент 2014г.

Современная религиозная ситуация в Казахстане характеризуется ослаблением влияния традиционных религий в обществе вследствие длительного религиозно-духовного вакуума, имевшего место в советский период истории Казахстана.

Возникновение радикальных религиозных сообществ, расширение поля деятельности нетрадиционных религиозных верований, усиление влияния иностранного миссионерского движения и рост социальной базы сектантских организаций, особенно за счет молодежи – все эти изменения следует квалифицировать как наиболее актуальные тенденции в развитии современной религиозной ситуации в Казахстане.

Наибольшую озабоченность экспертов и теологов вызывает в связи с этим процесс усиления деструктивных религиозно-мистических течений и оккультно-мистических сект и культов нового поколения. Рост религиозного познания и национального самосознания населения после крушения идеологической блокады советского периода только усиливает кардинальную смену религиозно-духовных ориентиров общества.

Наглядным примером вышеозначенной тенденции являются случаи массового обращения коренного населения республики к нетрадиционным для них в прошлом религиозным и религиозно-мистическим верованиям, усиление в их рядах адептов деструктивных сект и культ.

Особенно показательным является процесс усиления влияния среди казахстанской молодежи различных деструктивных около- и псевдорелигиозных организаций – сект и культов. Опасность этого процесса состоит прежде всего в том, что для молодежи духовная сфера жизни все больше становится ценностной ориентацией, регулирующей социальное поведение, психологию общения, философию отношения к жизни.

Неслучайно за короткий срок в Казахстане появились нетрадиционные для нашего народа многочисленные протестантские церкви новой волны. Их в республике насчитывается более 500. Наиболее крупные церкви, на которые приходится более 70% верующих, расположены в крупных городах страны, таких как Алматы, Караганда, Шымкент. Там же сосредоточены их главные республиканские и региональные управления, координационные центры, межконфессиональные миссии. Так, например, евангельские христиане-баптисты на сегодняшний день, по данным их центра, объединены в 269 общины и 124 группы. По некоторым сведениям, сегодня в каждом городе республики есть как минимум одна баптистская и адвентистская церковь, широко представлены общины пятидесятников и общины евангельских христиан «духа апостолов».

Расширяет свою деятельность в республике и лютеранская организация «Синод Миссури». Эта организация оказывает большую духовную и материальную помощь лютеранским общинам республики, активно распространяет церковную литературу на немецком, английском и русском языках. Новоапостольская церковь действует в республике с 1991 г. благодаря активной миссионерской деятельности немецких проповедников. В настоящее время функционирует около 40 ее общин с примерной численностью 2500 человек.

Активную деятельность в Казахстане развернули общины методистов, представленные, главным образом, проповедниками из Южной Кореи. Численность последователей этого направления достигает несколько тысяч человек различных национальностей.

Значительно усилились и активно действуют в Казахстане иудейские общины. Они представлены во всех областных центрах, в то время как до 1998 г. было лишь четыре общины, две в г. Алматы и по одной в Шымкенте и Кызылорде. В настоящее время их количество достигло двадцати четырех. Всего по республике функционируют десять синагог. В настоящее время планируется строительство новых синагог в ряде крупных городов Казахстана – в Астане, Павлодаре, Актобе, Костанае, Петропавловске, Усть-Каменогорске.

Особенно широкое распространение на территории страны получили современные оккультно-мистические секты харизматического направления, например, такие как «Грейс», «Живая лоза», «Агапе», «Новое небо», «Благая весть», «Новая жизнь» и др.

Среди них наиболее значительной по числу верующих и организационной структуре является многонациональная по составу секта «Новая жизнь». Головной офис секты проводит эффективную информационно-пропагандистскую работу; организована широкая сеть филиалов. Секту основал одноименный Библейский колледж. В настоящее время в республике функционируют около 40 ячеек «Новой жизни», охватывающих примерно 5000 верующих.

Активно действует в Казахстане и секта «Благодать». Так, только при Карагандинской церкви «Благодать» сегодня развернули свою деятельность более 50 филиалов секты, в том числе в Астане, Петропавловске, Абае, Сарани и других городах Центрального и Северного Казахстана. В целом по республике число сектантов приближается к 7 тысячам.

Самые крупные общины расположены в Алматы и Караганде. В целях лучшего управления сектой и оказания на нее большего влияния Карагандинская церковь Благодать разделена на «ячейки», каждая из которых включает 6-10 семей верующих. Во главе «ячейки» стоит лидер. Члены «ячейки» регулярно собираются на квартирах верующих, где проводятся богослужения, разбор библейских текстов, неформальные беседы на различные темы.

Широкое распространение среди этнических корейцев республики имеет секта «Сун Бок Им», а также направление, получившее название «Христиане евангельской веры», создавшее общины почти во всех областях и районных центрах республики. Активную деятельность в Костанайской, Карагандинской и Кокшетауской областях развернула «Церковь Бога».

Пресвитерианские церкви включают более двадцати организаций. Наиболее известными среди них являются «Аксай», «Центр», «Алматинская региональная пресвитерианская церковь», «Гольбори», «Онсезан», «Коре», «Мир», «Надежда», «Сион», «Первая пресвитерианская церковь» и «Ассамблея пресвитерианских церквей». Движение особенно распространено среди корейского меньшинства, которое зачастую составляет 80-90% пресвитерианской паствы.

Активную образовательно-теологическую деятельность ведут несколько пресвитерианских семинарий – Духовная пресвитерианская академия, Казахстанская евангельская христианская семинария.

В целом, харизматические протестантские движения ведут свою деятельность в Казахстане под различными названиями: «Агапе», «Новая жизнь», «Новое небо», «Илия», «Благая весть», «Харизматическая церковь Иисуса Христа». Самое мощное движение – церковь «Новая жизнь». Она демонстрирует реальный миссионерский динамизм, сформировав общины, которые состоят исключительно из казахов и уйгур, и даже имеет общество, занимающееся евангелизацией евреев. В Казахстане в настоящее время существует более сорока протестантских сект, в которых состоят около пяти тысяч человек. Также имеются немногочисленные общины мормонов, обосновавшиеся в столице Казахстана Астане.

Среди деструктивных сект и культов, добившихся наибольшего роста и распространения в Казахстане, следует отдельно отметить такие как «Семья» и «Свидетели Иеговы». Секта «Семья» глубоко конспирируется на арендуемых квартирах, на контакт без рекомендаций не идут. Замечены активные контакты с иностранными гражданами, которые руководят сектой.

В крупных городах республики открыто распространяются яркие листовки с текстами религиозного характера и изображением Христа, обнимающего веселящихся и возносящихся к небу детей.

Свою работу секта, как правило, начинает с проведения благотворительных акций в виде концертов, пожертвований в разные организации, в результате чего формируется пакет документов, содержащих положительные отзывы о якобы просветительском и благотворительном характере деятельности этой организации. Таким образом, секта обзаводится необходимыми ей рекомендациями для регистрации местных ячеек.

У секты «Свидетелей Иеговы» зарегистрировано более сотни общин и почти в каждом городе Казахстана имеются прихожане. Особенно сильны позиции секты «Свидетели Иеговы» на юге Казахстана. Так, например, ее приходы активно действуют в Шымкенте, Туркестане, Кентау, Ленгере, Сары-Агаше, Жетысае и других крупных населенных пунктах, где проживают преимущественно этнические казахи и узбеки. Судя по многочисленным интернет-информациям и газетным публикациям из Южного Казахстана, проблемы, связанные с деятельностью членов данной секты, уже давно приобрели широкую публичную огласку, во многом негативную, особенно после того, как из-за тоталитарности учения секты здесь неоднократно имела место гибель юных адептов секты.

В целом густонаселенный регион Южного Казахстана, похоже, становится также центром столь нетрадиционных сект как: Богороднический центр, Белое братство, Саи Баба, Ивановство, тантрические культы, Церковь Всеобщая и торжествующая, Христадельфиане, Церковь мормонов, Церковь последнего Завета, Шри Чинмоя и другие

Есть в Казахстане и секта «Церковь сайентологии». Сайентологи более десяти лет активно действуют в Алматы и Павлодаре. В целом на территории Казахстана «Церковь сайентологии» имеет несколько структурных филиалов в виде различных общественных объединений, таких как «Дианетика», «Нарконон», «Криминон», а также с десяток ассоциативных организаций, связанных с учением Рона Хаббарда.

В Астане деятельность секты осуществляется под прикрытием различных центров дианетики, где принимают посетителей, проводятся различные тесты, семинары, презентации, а также платные психологические сеансы. Отмечены факты появления сектантов в Карагандинской, Костанайской, Семипалатинской областях.

Таким образом, в последние годы в Казахстане наблюдается заметный рост численности нетрадиционных религиозно-мистических течений, сект и культов. Если к началу 90-х годов в республике насчитывалось около 700 общин, принадлежащих к 7-8 направлениям, то к настоящему времени их количество увеличилось до 3000. Фактически в нашей стране проживают приверженцы практически всех известных традиционных и нетрадиционных религиозных, околорелигиозных, псевдорелигиозных и религиозно-мистических течений, включая тоталитарные и деструктивные секты и культы.

Основными причинами усиления их влияния в Казахстане, в том числе в течение долгих лет являлся либеральный характер национального законодательства республики в данной сфере, а также в целом слабое регулирование религиозной жизни общества на государственном уровне. Свою лепту вносит и активное внешнее вмешательство в религиозную сферу страны зарубежных религиозно-благотворительных организаций.

Духовное управление мусульман Республики Казахстан и Русская православная церковь неоднократно выражали в этой связи свою обеспокоенность. Имамы и священники часто отмечали, что назрела настоятельная необходимость совершенствования Закона РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» и Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам свободы вероисповедания» в сторону ограничения деятельности нетрадиционных для казахстанцев религиозных, околорелигиозных и псевдорелигиозных организаций на территории страны.

«Во Франции, Германии и странах Северной Европы действуют четкие и жесткие законодательные нормы в отношении тоталитарных сект. Поэтому необходимо принять в Казахстане мощное антисектантское законодательство», – отмечал в свое время пресс-секретарь Астанайской и Алматинской епархий, протоиерей Александр Иевлев. Многие рядовые верующие также считают, что в религиозном законодательстве Казахстана необходимо закрепить за Исламом и Православием привилегированный статус.

Неясность концепции государственной политики, как в отношении места религии в жизни общества и государства, так и в вопросе регулирования деятельности зарубежных миссионерских религиозно-благотворительных организаций в стране закономерным образом потребовала от властей Казахстана принятия нового пакета законов в сфере регулирования религиозной деятельности.

Такие попытки, надо признать, неоднократно предпринимались на самых разных уровнях. Однако каждый раз само обсуждение такого рода тем приводило к появлению в обществе острых дискуссий, поскольку сложность разработки и принятия соответствующей концепции была очевидна многим.

Показательно, к примеру, намерение властей (2002 г.) законодательно ограничить деятельность нетрадиционных конфессий путем принятия поправок к прежнему Закону РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Тогда эта попытка получила широкое освещение в СМИ, вызвав массу нареканий со стороны правозащитных неправительственных организаций, части либеральной общественности и особенно – представителей нетрадиционных религиозных объединений. В итоге большинство поправок было признано Конституционным Советом РК неконституционными, и они были отклонены.

Но время шло и диктовало свои условия. Новый законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», разработанный Агентством РК по делам религий, был принят в работу Мажилисом РК 7 сентября 2011 г. и был утвержден в достаточно сжатые сроки, в начале следующего месяца.

Данный закон определил такие основные понятия, как «религиозное объединение», «религиозная деятельность», «миссионерская деятельность», «культовое здание» и другие. Закон содержит нормы, позволяющие контролировать деятельность миссионеров на территории Казахстана, а также в достаточной мере (на сегодняшний день) регулирует вопросы создания, регистрации и финансирования религиозных объединений.

Вместе с тем в принятом законе не удалось избежать и крайностей. Так, статья 7 нового закона во многом осложняет жизнь законопослушных граждан страны, считающих себя правоверными мусульманами. Хочется надеяться, что в ближайшее время данная правовая оплошность будет искоренена, что позволит избежать радикализации в среде верующего населения страны.

Одной из важнейших причин усиления влияния нетрадиционных для населения Казахстана религиозных и религиозно-мистических воззрений, сект и культов является расширяющееся экономическое и политическое присутствие ряда зарубежных стран. Весьма показательным в этой связи является опыт южнокорейских проповедников, прочно занявших определенную нишу в духовной жизни казахстанцев, особенно среди этнических корейцев.

Информация о работе Методы противостояния нетрадиционным религиям