Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 00:48, реферат

Краткое описание

Цель работы - изучение особенностей ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы.
2. Подобрать методики для исследования ценностных ориентаций у студентов.
3. Провести сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов 1 и 5 курсов и сформулировать выводы.

Содержание

|ВВЕДЕНИЕ | |
|Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте | |
|1.1. Определения понятия ценностных ориентаций | |
|. Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии | |
|1.3. Социально-психологические особенности студенческого возраста | |
|Выводы | |
|Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов | |
|2.1. Организация и методы исследования. | |
|2.2. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 курса | |
|2.3. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 5 курса | |
|2.4. Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 и 5 курсов | |
|Выводы | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Ценностные ориентации студентов.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

В соответствии с теорией  деятельности А.Н. Леонтьева, смысложизненные  ориентации (как цели) формируются  на базе высших мотивов и, в свою очередь, порождают определенный способ действий и операций, направленных на достижение целей [21].

Основываясь на концепции  А.Н. Леонтьева, В.Ф. Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется  двумя свойствами - значением и  личностным смыслом. Значение ценности представляет собой совокупность общественно  значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл  ценностей определяется самим человеком [31].

В своей работе мы будем  придерживаться определения, данного  С.Л. Рубинштейном, что ценность - значимость для человека чего-то в мире, и  только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в  общественно значимых делах и  поступках [30].

Таким образом, становление  ценностных ориентаций тесно связано  с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает  общественная шкала ценностей. В  удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно  полезной деятельности реализуется  отношение индивида к обществу и  соответственно соотношение личностного  и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение  не безразличия человека по отношению  к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для  человека, для его жизни» [30].

Теоретические концепции  второй половины XX века и, прежде всего, отечественная традиция раскрывают психологическую природу ценностей  через введение практически тождественных  понятий «ценностные ориентации личности» и «личностные ценности», которые различаются, по существу, лишь отнесением ценностей скорее к мотивационной  либо смысловой сферам. Ценностные ориентации, рассматриваемые как  важнейший функциональный компонент  структуры личности, становятся, тем  самым, предметом рассмотрения в  следующем параграфе.

 

1.2.     Место и  роль системы ценностных ориентаций  в структуре личности и её  развитии

Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях  различных авторов. В ряде исследований понятие "ценностные ориентации личности" по существу совпадает с терминами, характеризующими мотивационно - потребностную  либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия  «ценности», «потребности» и «мотивы», В. Франкл – «ценности» и «личностные  смыслы». Во многих отечественных работах  ценностные ориентации как бы поглощаются  другими, более устоявшимися психологическими понятиями, которые являются основным объектом исследования того или иного  автора. В этой связи, для определения  места ценностных ориентации в общей  системе личностных составляющих необходимо разграничить ценностные ориентации со смежными понятиями, прежде всего с  такими, как «потребность», «мотив», «установка», «аттитюд», «диспозиция», «личностный смысл», «убеждение».

По словам Е.И. Головахи, «предметы  потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями» [13]. Однако, по нашему мнению, совершенно очевидно, что если бы так происходило  на самом деле, не могло бы существовать таких состояний, как внутриличностный конфликт, эгодистония и т. п., определяемых с использованием метафоры «запретный плод», когда «хочется, а нельзя». В этой связи мы согласны с Ф.Е. Василюком, который считает, что  ценность не является ни предметом  потребности, ни мотивом, поскольку  последние всегда «корыстны» и борются  только за «свой» интерес, в отличие  от ценности, которая может быть «нашей» и даже в интрапсихическом пространстве выполняет интегрирующие, объединяющие функции. Д.А. Леонтьев также  указывает на то, что ценности «не  эгоистичны». Он справедливо отмечает при этом, что, в отличие от потребностей, ценности не ограничены данным моментом и не влекут к чему-либо изнутри, а «притягивают извне» [22].

При наличии ситуации, в  которой возможно удовлетворение определенной потребности, включается особое регулятивное образование, которое Д.Н. Узнадзе  называет установкой. Функция установки  состоит в том, что она «указывает»  потребности предмет, способный  удовлетворить ее в данной ситуации [35]. Установки с ценностными ориентациями личности объединяет общее для них  состояние готовности. Как пишет  О.М. Краснорядцева, «готовность поступить  тем или иным образом уже содержит в себе оценку, а оценивание предполагает установку как готовность определенным образом реализовать ценности» [19]. В то же время число ценностей, которыми может располагать индивид, значительно меньше, чем число  установок, связанных с конкретными  ситуациями. Большинство отечественных  авторов придерживаются точки зрения, что именно ценности определяют основные качественные характеристики установки, имея большую субъективную значимость, а не наоборот [5]. Ценностные ориентации как регулятивный механизм охватывают более широкий круг проявлений активности человека, чем установки, которые  в грузинской психологической школе  связываются в основном с биологическими потребностями.

Для характеристики социальной регуляции поведения человека часто  используется понятие «социальная  установка», или «аттитюд», который  У. Томас и Ф. Знанецкий определяли как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта». В отличие от установки, имеющей  скорее неосознанный характер, аттитюд  понимается как осознанное явление, которое человек может выразить в языке. Аттитюды, помогая человеку осмыслить явления социальной действительности, выполняют функцию выражения  того, что для него является важным, значимым, ценным. Таким образом, аттитюды представляют собой средство вербализованного выражения ценностей как более  общих, абстрактных принципов применительно  к конкретному объекту.

Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных  социальных ситуациях. В.Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, т. е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности» [39] В.А. Ядов аргументирует иерархическую организацию системы диспозиционных образований. В разработанной им схеме на низшем уровне системы диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие неосознаваемый характер и связанные с удовлетворением витальных потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций - базовые социальные установки - отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека. Высший уровень диспозиций личности представляет собой систему ее ценностных ориентации, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Каждый уровень диспозиционной системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациях общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определенном типе общества в целом. Отдельные уровни диспозиционной системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека. Таким образом, можно сделать вывод, что уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В.А. Ядова различаются долей биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В.А. Ядову, тем самым полностью зависят от ценностей социальной общности, с которой себя идентифицирует личность.

Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также  степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают соответственно то, что является для  него наиболее важным и обладает для  него личностным смыслом.

К.А. Абульханова - Славская и  А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации  системы ценностных ориентации, которая  проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей; усилении (или  снижении) их значимости; удержании (или  потере) этих ценностей во времени [1].

Б.С. Братусь определяет личностные ценности как "осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни". Он проводит разделение личных ценностей  как осознанных смыслов жизни  и декларируемых, "назывных", внешних  по отношению к человеку ценностей, "не обеспеченных "золотым запасом" соответствующего смыслового, эмоционально-переживаемого, задевающего личность отношения  к жизни, поскольку такого рода ценности не имеют по сути дела прямого касательства к смысловой сфере" [6].

Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова  также подчеркивают, что "личностными  ценностями становятся те смыслы, по отношению  к которым субъект определился", акцентируя внимание на необходимости  не только осознания смыслов, но и  решения об их принятии или непринятии. Внутреннее принятие осознанных личностью  смыслов выступает, таким образом, необходимым условием образования  личностных ценностей [8].

В то же время ряд авторов  полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В. Франклу, человек обретает смысл  жизни, переживая определенные ценности [36]. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл  является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное  и реальное, жизненные ценности и  возможности их реализации. Смысл, как  целостная совокупность жизненных  отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности [9]. Аналогичную точку зрения в своем исследовании отстаивает и А.В. Серый [32]. Мы полагаем, что развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентации носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [20].

Г.Е. Залесский связывает  личностные ценности и смыслы через  понятие «убеждение». Убеждение, являясь  интегрирующим элементом механизма  регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные ценности, субъективно готовые к реализации путем их использования в социально-ориентировочной  деятельности» [15]. По словам Г.Е. Залесского, убеждению присущи одновременно и побуждающая, и когнитивная  функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие  мотивы с точки зрения их соответствия содержанию той ценности, которую  оно призвано реализовать, и выбирает соответствующий способ ее практической реализации. Как пишет Г.Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной  характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение  вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка» [15]. При этом, чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее  той или иной ценности, тем более  глубокий смысл придается его  реализации, а, следовательно, и выделенному  с его участием мотиву.

Представление о системе  ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение  также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение  в том, что определенный способ поведения  или конечная цель существования  предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный  или обратный способ поведения, либо конечная цель существования».

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические  образования, всегда составляющие иерархическую  систему и существующие в структуре  личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как  некое изолированное образование, не учитывающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в  систему.

Систему ценностных ориентации личности, таким образом, можно рассматривать  как подсистему более широкой  системы, описываемой различными авторами как "жизненный мир человека", "образ мира" и т. п., имеющую, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер.

Я. Гудечек полагает, что  система ценностей имеет "горизонтально-вертикальную" структуру. Под горизонтальной структурой им подразумевается упорядоченность  ценностей "в параллельной последовательности", т. е. иерархия предпочитаемых и отвергаемых  ценностей. Вертикальная структура  понимается в данном случае как включение  индивидуальных систем ценностей в  систему ценностей общества в  целом [14].

Принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей  характеристикой системы ценностных ориентации личности. По словам В. Франкла, субъективное «переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой» [36]. Принятие личностью ценностей, таким  образом, автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии.

В работах современных  отечественных авторов, в частности  Е.Б. Фанталовой, С.Р. Пантилеева, Д.А. Леонтьева, также указывается на неоднозначность  критериев индивидуального ранжирования ценностей: их предпочтение может быть обусловлено представлениями об их абсолютной значимости для общества и человечества в целом или же их субъективной актуальной важностью, насущностью [21]. В этой связи представляет интерес концепция С.С. Бубновой, которая наряду с принципом иерархичности выделяет принцип нелинейности системы ценностных ориентации. По ее словам, «чрезвычайно важным свойством системы личностных ценностей является ее многомерность, заключающаяся в том, что критерий их иерархии - личностная значимость - включает в себя различные содержательные аспекты, обусловленные влиянием разных типов и форм социальных отношений».

Информация о работе Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов