Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 00:48, реферат

Краткое описание

Цель работы - изучение особенностей ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы.
2. Подобрать методики для исследования ценностных ориентаций у студентов.
3. Провести сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций студентов 1 и 5 курсов и сформулировать выводы.

Содержание

|ВВЕДЕНИЕ | |
|Глава 1. Теоретические аспекты изучения мотивации в студенческом возрасте | |
|1.1. Определения понятия ценностных ориентаций | |
|. Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развитии | |
|1.3. Социально-психологические особенности студенческого возраста | |
|Выводы | |
|Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов | |
|2.1. Организация и методы исследования. | |
|2.2. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 курса | |
|2.3. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 5 курса | |
|2.4. Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов 1 и 5 курсов | |
|Выводы | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Ценностные ориентации студентов.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

Структурный характер системы  ценностных ориентации личности, ее многоуровневость и многомерность определяют возможность  реализации ею целого ряда разноплановых  функций. Система ценностных ориентации личности, занимая промежуточное  положение между внутренними  установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной  сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов  более общей системы «человек». По мнению Ю.А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных  одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение. Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые  помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают  в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в  мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся  с ценностями, вошедшими в его  личностную структуру [38].

Как уже отмечалось, система  ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку  она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными  и принятыми личностью ценностями и нормами социума.

Регулятивная функция  ценностных ориентации личности охватывает все уровни системы побудителей  активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентации состоит  в том, что они функционируют  не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обозначаются обычно как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания, интеллекта».

По нашему мнению, система  ценностных ориентаций личности, выполняющая  одновременно функции регуляции  поведения и определения его  цели, связывающая в единое целое  личность и социальную среду, является именно таким психологическим органом.

В следующем параграфе  мы намерены рассмотреть психологическую  характеристику студенчества.

1.3.  Социально-психологические  особенности студенческого возраста

 

         Студенческий  возраст представляет собой особый  период жизни человека. Заслуга  самой постановки проблемы студенчества  как особой социально-психологической  и возрастной категории принадлежит  психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой,  М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в  работах Ю.Н. Кулюткина, 1985, В.А.  Якунина, 1994 и др. накоплен большой  эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов  и теоретические обобщения по  этой проблеме.

       Студенческий  возраст, по утверждению Б.Г.  Ананьева, является сензитивным  периодом для развития основных  социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает  огромное влияние на психику  человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при  наличии благоприятных условий  у студентов происходит развитие  всех уровней психики. Они определяют  направленность ума человека, т.е.  формируют склад мышления, который  характеризует профессиональную  направленность личности. Для успешного  обучения в вузе необходим  довольно высокий уровень общего  интеллектуального развития, в частности  восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным  кругом логических операций.

    С точки зрения  возрастной психологии, в студенческом  возрасте изменяются черты внутреннего  мира и самосознания, эволюционизируют  и перестраиваются психические  процессы и свойства личности, меняется эмоционально-волевой строй  жизни.

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах  и среднего учебного заведения. В  Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых  процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин «студент»  стал употребляться для обозначения  обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только учащихся [34].

Студенчество как особая группа возникла в Европе в XII веке одновременно с первыми университетами. Средневековое  студенчество было крайне неоднородно  как в социальном, так и в  возрастном отношениях. С развитием  капитализма и повышением социальной значимости высшего образования  роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных  кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего  образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве  случаев только для состоятельных  слоев общества, и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в 19 - нач. 20 вв. студенчество отличилось высокой политической активностью  и играло заметную роль в общественной жизни.

Анализ социальной структуры  студентов педагогического института  важен в аспекте социальной справедливости, т. к. показывает доступность высшего  образования для различных слоев  общества, т. е. с точки зрения «выравнивания  шансов для всех». Немаловажной является возможность прохождения обучения на бюджетной основе для слабо  защищённых слоёв населения, таких  как сироты, студенты из малообеспеченных семей.

Но есть еще и социокультурный  аспект этой проблемы, в какой социальной среде имеются оптимальный, материальные и культурные условия для формирования комплекса личностных качеств, требуемых  для получения высшего образования? Ведь для успешного прохождения  конкурса, формирования академической  дисциплины студентов, стремления хорошо усваивать изучаемый предмет, развивать  кругозор и т. д. Поэтому представители  одних социальных слоев оказываются  более конкурентоспособными для  системы высшего образования (легче  поступают в престижный вуз, на престижный факультет), другие - менее конкурентоспособными.

Какие же изменения происходят в социальной структуре студенчества в настоящее время? В чем выражается наиболее существенные особенности  его социальной культуры, как осуществляется его воспроизводство?

Во-первых, среди родителей  студентов сравнительно немного  незанятых (безработных, неработающих пенсионеров, инвалидов и т. д.). Т. е. социальная структура студенчества, по сравнению с социальной структурой общества выглядит как более благополучная, является структурой «улучшенного»  типа. Во-вторых, социальный состав студенчества является достаточно пестрым: в нем широко представлены и традиционные, и новые страты: часть из студентов имеют детей, свои семьи, работу, занимаются бизнесом, частным предпринимательством и проходят обучение на заочном отделении. В-третьих, доминирующей группой являются студенты - выходцы из семей специалистов с высшим образованием. В-четвертых, студенчество быстро пополняется представителями нового для нас слоя - молодыми людьми из семей, где один из родителей, а то и оба родителя - владельцы частных фирм в различных слоях бизнеса.

К числу специфических  особенностей студенчества следует  отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего, такую, как престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает  его в число передовых групп  молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в ВУЗе и таким образом реализовать  свою мечту о получении высшего  образования, большинство студентов  осознают, что ВУЗ является одним  из средств социального продвижения  молодежи, а это служит объективной  предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Общность целей в получении  высшего образования, единый характер ценностей труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах ВУЗа способствует выработке  у студенчества сплоченности. Это  проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями  общества, а также специфика обучения в ВУЗе приводят студенчество к большой  возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это специфическая черта студенчества.

Значимой чертой студенчества является также напряженный поиск  смысла жизни, стремление к новым  идеям и прогрессивным преобразованиям  в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в  силу недостаточности жизненного опыта, поверхности в оценке ряда явлений  жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

Профессиональные планы  у молодежи возникают под влиянием различных средств воздействия - мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т. д.

Сейчас ВУЗ для большинства  школьников представляется очень высокой  ценностью. Стремление молодежи в ВУЗы, сопровождается столь высоким конкурсом, что он немедленно выявляет все огрехи в преподавании, особенно в сельской школе.

Несомненно, что успех  работы ВУЗа по подготовке высококвалифицированных  специалистов во многом зависит от качественного набора пополнения студентов. Однако следует учитывать, что у  принятого в ВУЗ молодого человека многие разочарования возникают  в результате его недостаточной  осведомленности о будущей специальности, характере деятельности, необходимых  способностях и умениях, социальных и психологических требованиях, предъявляемых специалисту.

Для студентов годы обучения - один из важнейших периодов их жизни. Это время получения образования, приобретения профессиональной квалификации, этап согласования своих желаний, возможностей, ориентаций с условиями и требованиями со стороны общества. Они, в частности, выражаются в наборе профессий, специальностей и должностей, которые не всегда достаточно хорошо известны выпускнику школы, абитуриенту, студенту.

Выбор будущей профессии  всегда индивидуален, поскольку он представляет собой часть личностного  самоопределения, нахождения будущим  специалистом своего призвания. Критерием  его эффективности оказывается  удовлетворенность своим делом  и положением в обществе, а также  местом, занимаемом в профессиональном мире.

Определенная доля незрелости в профессиональном поведении молодежи, особенно до перехода от обучения к  профессиональной деятельности, вполне естественна и обусловлена психологически, однако в годы стагнации и кризиса  возникают условия, порождающие  широкое распространение среди  молодежи социального и профессионального  инфантилизма.

 

Выводы по главе 1

Подводя итоги, можно сказать  следующее: во-первых, изменения в  портрете студенчества по социальному  происхождению и по уровню жизни (а они довольно тесно связаны) указывают на нарастание дифференциации, неоднородности, различий в студенческой массе. Постепенно приоритет в формировании студенчества переходит к слоям, более адаптированным к экономическим  реалиям нашего общества. Если этот процесс будет развиваться и  дальше, то доступ беднейших слоев  к высшему образованию, окажется сильно затруднен. Во-вторых, стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему  образованию сохранился, что также  нашло отражение в "подъеме" его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако противоречия, возникающие между институтом высшего  образования, и различными другими  сегментами общества приводят к нарастанию дисфункциональных последствий. Они  многообразны по своим проявлениям  и просматриваются, в частности, в неудовлетворенности студентов  качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. И самое главное - происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы - образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.

Профессиональное самоопределение  основывается на системе жизненных  смыслов, которые определяет для  себя человек и которые влияют на его деятельность и жизненную  ситуацию [12].

Очевидно, что в молодости  человек строит жизненные планы  на получение образования и развитие, на создание своей семьи и на собственную  карьеру, в среднем возрасте он осуществляет реализацию этих планов, позднее он оценивает себя и окружающее, исходя из ранее им пережитого и достигнутого. В целом это может определять различный "временной локус" системы  ценностей в молодом, среднем  и пожилом возрасте, в качестве источников и направленности, которой  выступает будущее, настоящее или  прошлое [42].

Таким образом, становление  ценностных ориентаций тесно связано  с развитием направленности личности.

В удовлетворении личных и  индивидуальных потребностей через  посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение  личностного и общественно значимого. В этой связи, ценности приобретают  качества реально действующих мотивов  и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию  личности в процессе собственного последовательного  развития.

Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим  органом, механизмом личностного роста  и саморазвития, сами носят развивающийся  характер и представляют собой динамическую систему ценностей, которые мы рассмотрим в эмпирической части нашей работы.

Информация о работе Эмпирическое исследование ценностных ориентаций у студентов