Эмпирическое изучение эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что, несмотря на то, что преодоление синдрома эмоционального выгорания является важнейшим условием качественной работы педагога, до сих пор отсутствует серьезная научная база, обеспечивающая построение конструктивных стратегий преодоления педагогом негативных состояний.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания педагога общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования – взаимосвязь эмоционального выгорания педагога с его личностными характеристиками и стажем работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений 5
1.1. Проблема эмоционального выгорания в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Сущностная характеристика феномена эмоционального выгорания 11
1.3. Специфика профессиональной деятельности педагога общеобразовательных учреждений 18
Глава 2. Эмпирическое изучение эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Результаты эмпирического исследования 27
2.2.1. Результаты сравнительного анализа 27
2.2.2. Результаты корреляционного анализа 36
Заключение 41
Список использованной литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

синдром эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательного учреждения.doc

— 991.50 Кб (Скачать файл)

С целью проведения исследования и проверки гипотезы было сформировано 2 примерно равные группы учителей с условно небольшим стажем работы (менее 7 лет, 12 человек) и с большим стажем (более 7 лет, 13 человек).

Исследование проводилось с апреля по май 2011 года. В исследовании приняли участие 25 педагогов среднего общеобразовательного учреждения среднего и старшего звена со стажем работы от 2 до 15 лет.

Место проведения исследования: средние образовательное учреждения г. Лангепас, Тюменской области.

 

Всего в исследовании было использовано 3 методики.

 

Методика диагностики  уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания»: 3 основных, каждый из которых подразделяется на 4 составляющих.

«НАПРЯЖЕНИЕ»

  • Переживание психотравмирующих обстоятельств.
  • Неудовлетворенность собой.
  • «Загнанность в клетку».
  • Тревога и депрессия.

«РЕЗИСТЕНЦИЯ»

  • Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование.
  • Эмоционально-нравственная дезориентация.
  • Расширение сферы экономии эмоций.
  • Редукция профессиональных обязанностей.

«ИСТОЩЕНИЕ»

  • Эмоциональный дефицит.
  • Эмоциональная отстраненность.
  • Личностная отстраненность (деперсонализация).
  • Психосоматические и психовегетативные нарушения.

 

Под эмоциональным выгоранием подразумевается  стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

В тесте содержится 84 утверждения к каждому из которых испытуемый высказывает свое согласие либо несогласие.

Методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

  • 9 и менее баллов – не сложившийся симптом;
  • 10-15 баллов – складывающийся симптом;
  • 16 и более баллов – сложившийся симптом.

Симптомы с показателями 20 и  более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального  выгорания».

Дальнейший шаг в интерпретации  результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. По количественным показателям правомерно судить о том, на сколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

  • 36 и менее баллов – фаза не сформировалась,
  • 37-60 баллов – фаза в стадии формирования,
  • 61 и более баллов – сформировавшаяся стадия.

Оперируя смысловым содержанием  и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз  развития синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:

  • какие симптомы доминируют,
  • какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»,
  • объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами,
  • какой симптом (какие симптомы) более всего отягощает эмоциональное состояние личности,
  • в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение,
  • какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы «эмоциональное выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

 

Мотивация профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А. Реана

Для исследования мотивации профессиональной деятельности применялась методика К.Замфир в модификации А.Реана.

В основе данной методики лежит  концепция о внутренней и внешней мотивации. Внутренняя мотивация характеризуется значительностью самой по себе деятельностью для педагога. Если же в основе мотивации лежит стремление к удовлетворению потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности, то говорят о внешней мотивации. В методике внешние мотивы дифференцированы на внешние положительные и внешние отрицательные. Результатом методики является определения мотивационного комплекса личности, который может быть в разной степени оптимальным.

Испытуемому предлагается прочитать список мотивов профессиональной деятельности и дать оценку их значимости по пятибалльной шкале.

 

«Уровень субъективного  контроля» Дж.Роттера

Данная методика предназначена  для диагностики расположения так  называемого локус контроля.

Методика состоит из 29 пар высказываний, одно из которых соответствует экстернальности, а другое - интернальности.

Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.

Экстернал убежден, что его неудачи  являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей.

Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.

 

2.2. Результаты эмпирического исследования

2.2.1. Результаты сравнительного  анализа

 

Рассмотрим результаты сравнительного анализа по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

 

Параметры

Хср1

Хср2

T

p

s1

s2

Выгорание

140,2

157,4

-1,4

0,165

29,5

30,6

Переживание психотравмирующих  обстоятельств

15,3

18,1

-0,8

0,423

7,7

9,3

Неудовлетворенность собой

10,3

8,0

0,9

0,361

7,2

4,8

Загнанность в  клетку

8,2

4,4

1,9

0,065

5,8

3,4

Тревога и депрессия

11,1

13,5

-0,8

0,455

7,7

8,3

Напряжение

44,8

44,0

0,1

0,895

13,5

18,0

Неадекватное  избирательное эмоциональное реагирование

20,0

14,7

2,0

0,059

4,5

8,5

Эмоционально-нравственная дезориентация

11,0

12,3

-0,4

0,674

7,0

7,6

Расширение  сферы экономии эмоции

12,6

14,5

-0,8

0,457

6,0

6,5

Редукция профессиональных обязанностей

15,0

16,3

-0,4

0,672

8,4

7,0

Резистенция

58,6

58,3

0,1

0,958

16,2

18,1

Эмоциональный дефицит

12,8

16,3

-1,1

0,299

8,2

7,8

Эмоциональная отстраненность

7,3

9,9

-1,2

0,246

5,4

5,5

Личностная  отстраненность (деперсонализация)

8,8

13,3

-2,0

0,058

5,1

6,3

Психосоматические и психовегетативные нарушения

7,8

14,8

-2,2

0,040

9,4

6,4

Истощение

36,7

55,2

-2,9

0,007

16,0

15,3


 

Хср1 — среднегрупповое значение показателей в группе учителей со стажем работы менее 7 лет, Хср2 — среднегрупповое значение показателей в группе учителей со стажем работы более 7 лет; T – значение T-критерия Стьюдента; s1 – величина стандартного отклонения показателей в первой группе; s2 – величина стандартного отклонения показателей во второй группе, p – статистическая достоверность различий.

 

 

По данной методике было выявлено два значимых различия (p<0,05) и три различия на уровне тенденции (p<0,1)

 

Несмотря на то, что среднегрупповое  значение общего уровня выгорания значительно  выше в группе учителей со стажем более 7 лет, значимым это различие признано не было.

Рассматривая основные составляющие выгорания, а именно: напряжение, резистенция, истощение, можно увидеть, что сильное  различие между двумя группами проявилось лишь по параметру «истощение». Данное различие является значимым.

В обеих группах учителей три  фазы стресса находятся в стадии формирования. Наиболее проявлена в  обеих группах фаза «резистенция», которая находится на пороге окончательного закрепления. Рассматривая составляющие фазы, можно отметить, что обоим группам учителей свойственно неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, а так же редукция профессиональных обязанностей .

 

 

 

На уровне тенденции проявилось различие по показателю загнанности в клетку. Учителям со стажем работы менее 7 лет в большей степени свойственен этот симптом по сравнению со своими более опытными коллегами. Для подавляющего большинства учителей со стажем работы более 7 лет, данный симптом не находится даже на стадии формирования. В то же время следует отметить, что ни у одного учителя с небольшим стажем работы данный симптом не сформирован окончательно. Все это свидетельствует о том, что «загнанность в клетку» временный симптом свойственный учителям с небольшим опытом работы. Приобретая опыт, учителя теряют ощущение загнанности.

 

Показатель неадекватного избирательного эмоционального реагирования выше у  учителей с небольшим опытом работы. Следует отметить, что в группе учителей со стажем менее 7 лет, для многих учителей это уже сложившийся симптом. Более опытные учителя справляются со своими эмоциями и умеют более профессионально реагировать на ситуации, возникающие в процессе учебной деятельности. Впрочем, избирательное эмоциональное реагирование свойственно и некоторым учителям со стажем работы более 7 лет.

 

На уровне тенденции проявилось различие и в показателе личностной отстраненности. Некоторые учителя с большим стажем работы теряют интерес к своей профессии, выполняют свою работу не испытывая положительных эмоций, без вовлеченности, чего нельзя сказать ни об одном учителе исследованной выборки с небольшим стажем работы.

У учителей с небольшим стажем работы значимо ниже показатель психовегетативных нарушений, которые свидетельствуют о снизившейся за годы работы стрессоустойчивости, что приводит к различным расстройствам.

При этом следует отметить, что  максимальные показатели по шкале психосоматических  расстройств были зафиксированы в единичных случаях все же в группе учителей со стажем работы менее 7 лет. Несколько учителей еще плохо адаптировались к своей профессиональной деятельности, что вызывает у них сильные психовегетативные расстройства.

В группе учителей со стажем более 7 лет  среднегрупповое значение полученное по шкале «истощение» значимо  выше, чем в группе учителей с  меньшим стажем. Профессиональная деяетельность учителя и связанное с ней постоянное напряжение приводит к постепенному истощению.

 

Для тестов «мотивация профессиональной деятельности» и «уровень субъективного контроля» значимых различий между группами обнаружено не было.

 

Параметры

Хср1

Хср2

T

p

s1

s2

ВМ

3,9

4,0

-0,2

0,846

0,4

0,5

ВПМ

3,6

3,6

0,3

0,765

0,5

0,5

ВОМ

2,6

3,0

-1,3

0,191

0,7

0,5


 

У обоих групп учителей проявлен лучший мотивационный комплекс, в  котором внутренеяя мотивация превалирует  над внешней положительной мотивацией, а та в свою очередь превалирует  над внешней отрицательной мотивацией.

 

 

Следует отметить, что несмотря на отсутствие значимых различий, внешняя  отрицательная мотивация в большей  степени проявлена у учителей со стажем работы более 7 лет.

 

 

Параметры

Хср1

Хср2

T

p

s1

s2

Интернальность

12,38

10,61

-0,03

0,979

3,3

2,6

экстернальность

12,42

10,58

0,03

0,979

3,3

2,6

Информация о работе Эмпирическое изучение эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений