Эмпирическое изучение эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что, несмотря на то, что преодоление синдрома эмоционального выгорания является важнейшим условием качественной работы педагога, до сих пор отсутствует серьезная научная база, обеспечивающая построение конструктивных стратегий преодоления педагогом негативных состояний.
Объект исследования - синдром эмоционального выгорания педагога общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования – взаимосвязь эмоционального выгорания педагога с его личностными характеристиками и стажем работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений 5
1.1. Проблема эмоционального выгорания в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Сущностная характеристика феномена эмоционального выгорания 11
1.3. Специфика профессиональной деятельности педагога общеобразовательных учреждений 18
Глава 2. Эмпирическое изучение эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений 23
2.1. Организация и методики исследования 23
2.2. Результаты эмпирического исследования 27
2.2.1. Результаты сравнительного анализа 27
2.2.2. Результаты корреляционного анализа 36
Заключение 41
Список использованной литературы 42

Вложенные файлы: 1 файл

синдром эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательного учреждения.doc

— 991.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

Психологическое здоровье педагога - одно из важнейших условий, обеспечивающих достижение цели образования. Педагогическая деятельность всегда сопровождается эмоциональным напряжением, следствием которого могут стать ослабление устойчивости психических функций, частичная потеря работоспособности и даже соматические и нервно-психические болезни, что приводит к снижению психологической адаптивности, нарушению целостности личности педагога, препятствует осуществлению им своих профессиональных обязанностей.

Проблема эмоционального выгорания получило развитие в зарубежной психологии в конце прошлого века. Она получила свое развитие в трудах таких отечественных психологов как В.В. Бойко, Т.В. Форманюк, Т.И. Ронгинская, Н.В. Гришина, Л.М. Митина, В.Е. Орел. Проблема эмоционального выгорания в процессе осуществления педагогической деятельности исследовалась О.А. Конопкиной, Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, М.В. Борисовой и другими авторами.

Тема настоящей работы «Синдром эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений».

Актуальность исследования обусловлена тем обстоятельством, что, несмотря на то, что преодоление синдрома эмоционального выгорания является важнейшим условием качественной работы педагога, до сих пор отсутствует серьезная научная база, обеспечивающая построение конструктивных стратегий преодоления педагогом негативных состояний.

Объект исследования - синдром эмоционального выгорания педагога общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования – взаимосвязь эмоционального выгорания педагога с его личностными характеристиками и стажем работы.

 

Цель исследования – Выявление личностных факторов осуществления педагогом своей профессиональной деятельности определяющих склонность к возникновению синдрома эмоционального выгорания.

 

Задачи:

- изучить теоретические аспекты проблемы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога;

- провести эмпирическое исследование синдрома «эмоциональное выгорание» в профессиональной деятельности педагога общеобразовательных учреждений;

- сделать выводы по результатам эмпирического исследования относительно особенностей эмоционального выгорания, свойственных педагогам общеобразовательных учреждений.

Гипотеза исследования: характер и степень выраженности эмоционального выгорания педагогов взаимосвязана с их стажем, а также с профессиональной мотивацией и особенностями субъективного контроля.

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты проблемы эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений

1.1. Проблема эмоционального выгорания в психолого-педагогической литературе

Профессия педагога требует большой эмоциональной отдачи. Чтобы заинтересовать учеников, увлечь их, объяснить материал доходчиво, педагогу нередко приходится быть еще и артистом. Учительство как профессиональная группа отличается низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых педагогов частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы).

В последние годы интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми – врачей, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т.д. Выяснилось, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому «эмоционального выгорания»1.

Проблема психологического благополучия педагога является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии в силу высокой социальной значимости и широкой распространенности данной профессии..

В зарубежных исследованиях изучению феномена эмоционального выгорания уделяется так же большое внимание. Центральное место в развитии научной концепции выгорания заняли работы C. Maslach и ее коллег (C. Maslach, S. Jackson 1982, 1984, 1986; C. Maslach, A. Pines 1977, 1978, 1980). Разработанные этими авторами модели эмоционального выгорания послужили основой для проведения дальнейших исследований. C. Maslach определяет выгорание как реакцию на связанный с работой стресс, приводящий к эмоциональному отдалению от ученика, негуманному отношению к нему, снижению эффективности в педагогической деятельности.

В отечественной психологии данный феномен как самостоятельная концепция изучался в недостаточной степени. Наибольший интерес представляет процессуальная модель В.В. Бойко (1996), который рассматривает эмоциональное выгорание с позиций протекания основных фаз стресса с указанием симптоматики, характерной для каждой фазы2.

Тем не менее, на сегодняшний день отсутствует единое определение эмоционального выгорания, нет ясного представления о закономерностях возникновения и развития данного явления. Существующие подходы к изучению эмоционального выгорания не дают единой системы психологических детерминант этого феномена. Так, интерперсональный подход рассматривает межличностные взаимоотношения профессионала с субъектами деятельности как основную причину выгорания (B. Buunk, W. Schaufeli, 1992; C. Maslach, 1976, 1978, 1982, 1993). Представители организационного подхода в качестве детерминант эмоционального выгорания выделяют факторы рабочей среды - особенности организационной структуры, режим деятельности, характер руководства и т.д. (R. Burke, 1989; J. Winnubst, 1993). Для индивидуального подхода характерно рассматривать особенности мотивационной и эмоциональной сфер личности в качестве причин эмоционального выгорания (L. Hallsten, 1993; S. Hobfoll, J. Freedy, 1988, 1989; A. Pines, 1981, 1988, 1993). В этой связи актуальным представляется рассмотрение эмоционального выгорания как некой динамичной многокомпонентной системы, опосредованной профессиональной деятельностью педагогов и в ней же проявляющейся.

Термин "эмоциональное выгорание" введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Подверженными "эмоциональному выгоранию" признавались сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р.Шваб в 1982 г. расширяет группу профессионального риска. Теперь, это, прежде всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней. Как пишет одна из ведущих специалистов по исследованию "эмоционального выгорания" К. Маслач, "деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто трудно поддерживать продолжительное время".

Согласно  современным данным, под "эмоциональным  выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений3.

В настоящее время наиболее точно раскрывающим сущность и содержание является определение эмоционального выгорания, предложенное А.А. Рукавишниковым (2001), как «устойчивого, прогрессирующего, негативно окрашенного психологического явления, которое характеризуется эмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, потерей профессиональной мотивации, проявляющегося в профессиональной деятельности у лиц, не страдающих психопатологией»4.

Обобщая вышесказанное, можно считать, что эмоциональное выгорание это приобретенные особенности профессиональное поведения, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы.

Исследователями выделяется три структурных компонента эмоционального выгорания (рисунок 1):

1) эмоциональное истощение, проявляющееся в чувстве эмоционального опустошения и усталости, которое происходит вследствие избыточного потока рабочей нагрузки, когда эмоциональные ресурсы человека оказываются исчерпанными, и он чувствует себя неспособным дать адекватную эмоциональную реакцию на психологическом уровне;

2) деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к воспитанникам или ученикам). Это отрицательное, циничное либо безразличное восприятие своих воспитанников и учеников, защита от подавляющих эмоциональных состояний путем обращения с ребенком как с объектом;

 3) редукция профессиональных достижений, она относится к тенденции негативного самовосприятия в профессиональном плане и проявляется в чувстве некомпетентности и неуспешности своей педагогической деятельности.

 

 

Рисунок 1. Структурные компоненты эмоционального выгорания

Существующие подходы к исследованию эмоционального выгорания позволяют выделить внешние, объективные детерминанты, связанные с деятельностью, и внутренние, субъективные – те индивидуальные особенности личности профессионала, которые влияют на процесс возникновения и развития выгорания. В качестве субъективных факторов исследователями выделяются особенности и эмоциональной  сфер личности. К числу объективных факторов относят организационные и коммуникационные особенности профессиональной деятельности.

Важным фактором возникновения эмоционального выгорания, непосредственно связанным с эмоциональной сферой, являются особенности мотивационной сферы профессионала. Центральным понятием здесь выступают ценностные ориентации личности. Рассогласование между высокой положительной значимостью той или иной ценности и невозможностью ее реализации, обусловливая возникновение отрицательных психологических состояний, может являться причиной возникновения эмоционального выгорания.

Теоретические и эмпирические данные свидетельствуют, что внешнее воздействие имеет важное значение для возникновения и развития эмоционального выгорания. Психические состояния возникают в процессе взаимодействия личности с окружающей средой и служат надежной и информативной характеристикой уровня стрессорности ее влияния. Выделяются неблагоприятные факторы, связанные с организацией деятельности и характером межличностных взаимоотношений.

К организационным факторам можно отнести следующие: отсутствие четкой регламентации деятельности (дефицит информации, ролевая неопределенность, конфликтные требования и т.д.); низкая степень автономности в деятельности (сверхконтроль, бюрократический и административный прессинг); специфика режима трудовой деятельности (перегрузки, дефицит времени); отсутствие или недостаточность стимулирования, поощрения труда; отсутствие перспектив профессионального роста; невозможность участвовать в управлении (влиять на принятие административных решений, высказывать свое мнение и т.д.).

Коммуникативный фактор включает в себя особенности социально-психологического климата как специфического психологического явления, которое складывается в коллективе под влиянием той сложной системы взаимоотношений, в которой находятся члены коллектива в процессе труда и общения, выражающегося в определенном эмоциональном состоянии (эмоциональном настрое) коллектива.

Неблагоприятный социально-психологический климат (частые конфликты, повышенная напряженность в отношениях с коллегами и руководством, отсутствие поддержки и сплоченности в коллективе) негативно сказывается на индивидуальных психических состояниях его членов, создает тягостные эмоциональные переживания, которые, закрепляясь, могут привести к эмоциональному выгоранию5.

Таким образом, несмотря на то, что эмоциональное выгорание оказывает значительное негативное воздействие на психосоматическое здоровье и эффективность педагогической деятельности, не существует единого определения эмоционального выгорания, нет ясного представления о закономерностях возникновения и развития данного явления, четкого представления о роли тех или иных психологических детерминант в формировании данного феномена.

1.2. Сущностная характеристика феномена эмоционального выгорания

В.В. Бойко выделяет ряд внешних  и внутренних факторов, которые провоцируют эмоциональное выгорание.

К внешним факторам относят уровни материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия педагогической деятельности. Многие психологи отмечают доминирующую роль этих факторов в возникновении эмоционального выгорания. Рассмотрим их.

Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением, точнее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходиться постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения6.

Дестабилизирующая организация педагогической деятельности. Основные ее признаки общеизвестны - нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» - мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, детей в группе.

Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Представители массовых профессий обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего, это касается медиков, педагогов, воспитателей и т.д. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров - пациентов, учащихся, детей и т.д. Плата высока - это нервное перенапряжение. Например, у педагога за день проведения занятий самоотдача и самоконтроль столь значительны, что к следующему рабочему дню психические ресурсы практически не восстанавливаются.

Информация о работе Эмпирическое изучение эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений