Эмоциональное выгорание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:35, реферат

Краткое описание

Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты - все хуже и хуже, взгляд - безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат.

Вложенные файлы: 1 файл

эмоциональное выгорание.docx

— 23.51 Кб (Скачать файл)

 
Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его  пыл исчезает, результаты - все хуже и хуже, взгляд - безразличнее, а сам  он вдруг делается какой-то вялый  и неживой. Или руководитель принимает  на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший  результат, работа у него «горит», а  затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения  с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный  результат... Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой  серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у  нас «опускаются руки», цель перестает  быть интересной, и мы чувствуем  себя опустошенными... 
В таких случаях обычно говорят, что человек «сгорел». В медицине такое состояние человека называют «синдромом эмоционального выгорания». Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать с теми, у кого обнаружены симптомы выгорания? На эти вопросы попробуем ответить в ходе нашей лекции. 
^Определение и история вопроса

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере. Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и пр. 
^Факторы, определяющие развитие синдрома выгорания

«Синдром  эмоционального выгорания» характерен только для представителей коммуникативных  профессий, или, как еще принято  их называть, профессий типа «человек – человек». По данным отечественных  и зарубежных исследователей, данный синдром встречается в 30 – 90% случаев  всех категорий руководителей, судей, учителей, продавцов, медицинских работников и т.д. в зависимости от конкретной профессиональной деятельности, типа личности, объективных возможностей психологической адаптации к  реальным ситуациям. 
Наиболее ярко выгорание проявляется в случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью, как правило, на почве стресса. 
Причины СЭВ могут быть классифицированы на две группы: 
1) субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания»), системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, участниками судебного процесса, членами своей семьи. Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.п. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники - те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу. 
2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д.  
^Стадии синдрома выгорания

Продолжительная и чрезмерная функциональная нагрузка при наличии напряженных межличностных  отношений, имеющих яркую эмоциональную  окраску, является основной предпосылкой формирования синдрома выгорания. Это  происходит постепенно, в три стадии. 
1. Эмоциональное истощение – первая стадия профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат - в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы. 
2. Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. В кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением или цинизмом рассказывает о некоторых своих клиентах или подчиненных. Это характерно для второй стадия выгорания – деперсонализации. Она проявляется в деформации (обезличивании) межличностных отношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные установки и чувства в повседневных контактах как с коллегами, так и с клиентами. В других случаях, наоборот, повышается зависимость от других. Причем «выгорающий» сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе. 
3. На третьей стадии – редукции личностных достижений – отмечается резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, к редуцированию собственного достоинства, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности, ограничении своих возможностей и обязанностей в отношении других. Человек по привычке может сохранять респектабельность, однако всё и все окружающие становятся ему безразличными. Общение с людьми вызывает дискомфорт. На последней стадии возможны психосоматические реакции и злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками). 
Так как «выгорание» нарастает постепенно, судьи часто продолжает работать в том же режиме с тяжелыми психологическими перегрузками до тех пор, пока не наступят критические его проявления: физические, психологические и поведенческие. 
К физическим проявлениям относятся:  
- снижение аппетита;  
- обострение хронических заболеваний;  
- сильная усталость, утомление после активной профессиональной деятельности, при этом обычный для человека отдых не приводит его в норму; 
- частые головные боли, постоянные колебания давления;  
- нарушения сна или полная бессонница и др. 
Психологические симптомы проявляются в:  
- повышенной раздражительности, чувстве усталости и депрессии; 
- разочаровании в работе и личной жизни;  
- потере самоуважения и уверенности в себе;  
- снижении интереса к работе; 
- чувстве неадекватности, безнадежности, бессмысленности происходящего и необъяснимой вины;  
- частой смене настроения;  
- немотивированном беспокойстве о будущем; 
- личной отстраненности, то есть значимые события, происходящие вокруг человека, вызывают у него слабый эмоциональный отклик либо просто его не волнуют;  
- чувстве несостоятельности, безысходности, потере веры в завтрашний день и др. 
Поведенческие проблемы могут быть следующие:  
- эмоциональные «взрывы», немотивированная смена настроения;  
- пренебрежение профессиональными и семейными обязанностями;  
- снижение самокритичности;  
- отрицательный настрой по отношению к выполняемой работе, отсутствие инициативы, мотивации; 
- падение продуктивности труда; 
- ограничение общения с коллегами, друзьями и знакомыми;  
- трудности при общении с окружающими, появление негативного отношения к клиентам; 
- утрата чувства юмора, негативное отношение к себе; 
- злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином и др. 
Наличие у человека одного или нескольких таких признаков указывает на начавшийся процесс «выгорания». 
Такая участь может постигнуть не только одного человека, но и целый коллектив. Выгорающий коллектив можно опознать по следующим симптомам: 
- высокая текучесть кадров (частая смена персонала); 
- низкая вовлеченность сотрудников в работу; 
- поиск сотрудниками «виновного во всех грехах»; 
- появление группировок среди сотрудников (часто это парные группировки); 
- режим зависимости, который проявляется в виде гнева на руководство или своей беспомощности и безнадежности в различных ситуациях; 
- недостаток сотрудничества, взаимопомощи среди коллег; 
- прогрессирующее падение инициативы и трудовой дисциплины; 
- рост чувства неудовлетворенности от работы; 
- проявления негативизма относительно роли или функции отдела или организации в целом. 
Чем больше признаков и чем ярче они выражены, тем серьезнее ситуация. 
Таким образом, синдром выгорания не только негативно сказывается на профессиональной деятельности, но и в целом снижает качество жизни человека. 
^Профилактика синдрома выгорания

Профилактика СЭВ должна быть комплексной  и вестись в разных направлениях. 
Руководитель может помочь своему подчиненному в этом нелегком деле - борьбе с эмоциональным выгоранием. Например:  
1. Предельно четко разъяснить каждому сотруднику его место в структуре, функции, права и должностные обязанности.  
2. Отслеживать особенности отношений между сотрудниками и создавать благоприятный психологический климат в коллективе. Доброжелательные деловые отношения между коллегами предпочтительнее перед строгим соблюдением субординации. 
3. Обговаривать с сотрудниками перспективы их профессионального роста с четким обозначением критериев продвижения. Таким образом, предотвращается одно из главных проявлений СЭВ - ощущение бессмысленности работы. 
4. Выработать традиции во всем: деловой стиль одежды, еженедельные совещания с коллегами, совместный коллективный отдых и пр. 
5. Структурировать работу и организовать рабочие места так, чтобы дело стало значимым для исполнителя. 
6. Обсудить с сотрудником возможность перехода в смежную профессиональную область, чтобы его прежние знания, умения и навыки нашли новое применение. 
7. Создать в организации перспективы горизонтальной карьеры (к примеру, поменять секретарей судебных заседаний у судей с учетом особенностей психологической совместимости). 
8. Сделать акцент не на том, что сотрудник уже знает, умеет, освоил, а на том, что является для него направлением роста, чтобы профессия стала восприниматься как инструмент развития. 
9. Оказывать помощь вновь назначенным судьям и молодым специалистам в адаптации к своей деятельности. 
10. Оптимизировать профессиональную нагрузку, изменить (при необходимости) график дежурств, ввести дополнительные формы морального и материального поощрения сотрудников и др. 
11. Особое значение имеют предоставление сотрудникам возможности вносить свои предложения в рабочий процесс и создание условий для их внедрения. 
12. При этом для руководителя не менее важно заниматься самообразованием и самовоспитанием, профилактикой развития СЭВ у себя самого, выражающегося, например, в нетерпимости к мнению, которое отличается от собственного, грубости в общении с работниками, стремлении превышать свои полномочия и др. Стиль руководства коллективом должен быть гибким и адекватным. 
Как и во многих других случаях, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Для борьбы с эмоциональным выгоранием нужно, чтобы сам человек изменил позицию «жертвы обстоятельств» на позицию «хозяина своей жизни», который сам несет ответственность за все, что с ним происходит, а значит, сам довел (или позволил довести) себя до такого состояния. А помочь при этом могут следующие способы: 
1. Постановка реальных целей, достижение определенных результатов, что повышает долгосрочную мотивацию. Нельзя «объять необъятное». Правильно расставленные приоритеты и реальные цели дают возможность человеку чувствовать свою успешность, что, в свою очередь, повышает его самооценку. 
2. Наличие достаточных перерывов во время работы на отдых и еду. Сверхурочная работа, а также работа дома после окончания рабочего дня, во время выходных и отпусков - это повышение степени риска развития СЭВ. 
3. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Доступные способы - это прогулки, тренажерный зал, общение с природой, искусством, которые позволяют расслабиться и отвлечься. 
4. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с коллегами или представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого с успехом используются различные курсы повышения квалификации, конференции и др. 
5. Исключение ненужной конкуренции. Слишком настойчивое стремление к выигрыванию, лидерству обусловливает развитие тревоги, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, проявлению СЭВ. 
6. Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, если есть поддержка близких людей, «чувство локтя» в коллективе вероятность «выгорания» значительно снижается. Рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами, искали у них профессиональную поддержку. При этом, во-первых, снижается психоэмоциональное напряжение, а во-вторых, общими усилиями они могут найти разумное решение возникшей проблемы или трудной ситуации.  
7. Поддержание хорошей физической формы. Доказана тесная связь между состоянием тела и разумом. Хронический стресс воздействует на человека. Очень важно поддерживать хорошую физическую форму с помощью физических упражнений, сбалансированного регулярного питания и полноценного сна не менее 7-9 ч в сутки.  
Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам: 
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; 
- научиться переключаться с одного вида деятельности на другой; 
- проще относиться к конфликтам на работе; 
- не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д. 
Итак, «синдром профессионального выгорания» - процесс, при котором ежедневное воздействие факторов стресса, связанных с оказанием помощи другому человеку, постепенно приводит к проблемам с собственным здоровьем психологического и физического характера. Он может затронуть не только отдельного сотрудника, но и организацию в целом. Профилактика СЭВ, основанная на рассмотренных принципах, должна способствовать улучшению социально-психологического климата и эмоционального состояния в трудовых коллективах, повышению удовлетворенности трудом у работников судебной системы. 
Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз (хотя есть и противоположная точка зрения), а тем более не приговор. Так что чем раньше начать с ним борьбу, тем она будет эффективнее и перспективнее. А еще лучше эмоциональное выгорание предупредить. Украшают и обогащают жизнь интересное общение, искусство, музыка, литература, природа, юмор. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья участь - гореть и плакать.


Информация о работе Эмоциональное выгорание