Экспериментальные исследования эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:57, реферат

Краткое описание

Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться. То есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги.

Проблема тревожности  стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни.

В теории Хорни  главные источники тревоги и  беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

В книге "Невротическая  личность нашего времени" Хорни насчитывает 11 невротических потребностей

В большой степени  К. Хорни близок С. Салливен. Он известен как создатель "межличностной  теории". Личность не может быть изолирована  от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений.

Салливен так  же, как и Хорни, рассматривает  тревожность не только как одно из основных свойств личности, но и  как фактор, определяющий ее развитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревога постоянно и неизменно присутствует на протяжении всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства для индивида становится "центральной потребностью" и определяющей силой его поведения. Человек вырабатывает различные "динамизмы", которые являются способом избавления от страха и тревоги.

Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм. В отличие от Хорни и Салливена  Фромм подходит к проблеме психического дискомфорта с позиции исторического развития общества.

Э. Фромм считает, что в эпоху средневекового общества с его способом производства и  классовой структурой, человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой  опасности и не испытывал таких тревог, как при капитализме, потому что он не был "отчужден" от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами, которые Фромм называет "естественными социальными связями", существующими в первобытном обществе. Чтобы избавиться от тревоги, порожденной "негативной свободой", человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожность основана на реакции  страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные  с сохранением целостности организма.

Анализируя и  систематизируя рассмотренные теории можно выделить несколько источников тревоги, которые в своих работах выделяют авторы: Тревога из-за потенциального физического вреда. Этот вид беспокойства возникает в результате ассоциирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.

Тревога из-за потери любви (любви матери, расположения сверстников). Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется  не ранее 4-х лет. У старших детей  чувство вины характеризуется чувствами  самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного.

Тревога из-за неспособности  овладеть средой. Она происходит, если человек чувствует, что не может  справиться с проблемами, которые  выдвигает среда.

Тревога может  возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности. Нет полной независимости между ситуациями, которые вызывают фрустрации и теми, которые приводят в состояние тревоги (потеря любви родителей и т.д.)

Тревога свойственна каждому человеку в той или иной степени. Незначительная тревога действует мобилизующе к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть "эмоционально калечащим" и привести к отчаянию. Тревога для человека представляет проблемы, с которыми необходимо справиться. С этой целью используются различные защитные механизмы (способы).

В возникновении  тревоги большое значение придается  семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношениям ребенка с матерью. Период детства является предопределяющим последующее развитие личности.

Иначе рассматривает  эмоциональное самочувствие Роджерс (Роджерс К., 1980). Он определяет личность как продукт развития человеческого  опыта или как результат усвоения общественных форм сознания и поведения.

Основной конфликт личности и основную тревогу Роджерс выводит из соотношения двух систем личности — сознательной и бессознательной. Если между этими системами имеется полное согласие, то у человека хорошее настроение, он удовлетворен собой, спокоен. И, наоборот, при нарушении согласованности между двумя системами возникают различного рода переживания, беспокойства и тревога. Главным условием, предупреждающим эти эмоциональные состояния, является умение человека быстро пересматривать свою самооценку, изменять ее, если этого требуют новые условия жизни. Таким образом, драма конфликта в теории Роджерса переносится от плоскости "биосоцио" в плоскость, возникающую в процессе жизни индивида между его представлениями о себе, сложившегося в результате прошлого опыта и данного опыта, который он продолжает получать. Это противоречие — основной источник тревожности.

Анализ основных работ показывает, что в понимании  природы тревожности у зарубежных авторов можно проследить два  подхода – понимание тревожности как изначально присуще человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.

Рассмотрим проблему тревожности в отечественной  психологии. В психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Различают тревожность  как эмоциональное состояние  и как устойчивое свойство черту  личности или темперамента. По определению  Р.С. Немова «Тревожность - постоянно  или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии  беспокойства испытывать страх и тревогу в специфически социальных ситуациях ». (Немов Р.С, 1996).

По определению  А.В. Петровского: "Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом  возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности". (Петровский А.В., 1982).

Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной  с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а  также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения.

Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко, Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность - это многозначный психологический термин, который  описывают как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека.

5.Фрустрация: характеристика состояния.

Понятие «фрустрация» (от лат. frustratio – расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)) используется в двух значениях: 1) акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели, т.е. фрустрационная ситуация; 2) эмоциональное состояние, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо потребности, упреков извне. Данное состояние сопровождается сильными эмоциями: враждебности, гнева, вины, тревоги и пр.

Фрустратором  выступает непреодолимое для  человека препятствие, блокирующее  достижение поставленной им цели.

С точки зрения С.Розенцвейга, всякая реакция на фрустратор направлена на поддержание равновесия внутри организма. Отечественные психологи склонны считать, что состояние фрустрации – это реакция личности.

Фрустрация может  оказать различное влияние на деятельность человека. В некоторых  случаях она мобилизует его для  достижения отдаленной по времени цели, повышает силу мотива. Однако поведение при этом может носить импульсивный и иррациональный характер. В других случаях фрустрация демобилизует человека, и тогда он, либо путем замещающих действий, пытается уйти от конфликтной ситуации, либо вообще отказывается от действия.

По С.Розенцвейгу, состояние фрустрации может проявиться в трех формах поведения (реакций): экстрапунитивной, интрапунитивной и импунитивной, которые свидетельствуют о направленности реакций.

Экстрапунитивная форма реагирования характеризуется направленностью реакции вовне. Человек склонен обвинять в случившемся обстоятельства, других людей. Он обнаруживает повышенную раздражительность, досаду, озлобленность, упрямство, а также стремление добиться поставленной цели, во что бы то ни стало. Поведение вследствие этого становится малопластичным, примитивным, стереотипным, даже если ранее усвоенные способы поведения не приводят к желаемому результату.

Интрапунитивная форма фрустрации характеризуется  аутоагрессией: самообвинением, появлением чувства вины. У человека возникает подавленное настроение, повышается тревожность, он становится замкнутым, молчаливым. При решении задачи человек возвращается к более примитивным формам поведения, ограничивает виды деятельности и удовлетворение своих интересов.

Импунитивная  форма реагирования связана с  отношением к неудаче либо как  к неизбежному, фатальному, либо как  к малозначимому событию, которое  со временем «разрегулируется» само по себе. Таким образом, человек не обвиняет ни себя, ни других.

Кроме того, выделяют определенные виды фрустрационного  реагирования:

· Двигательное возбуждение – бесцельные и неупорядоченные  реакции;

· Апатия (например, ребенок в ситуации фрустрации лег  на пол и смотрел в потолок);

· Агрессия и  деструкция;

· Стереотипия  – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

· Регрессия, проявляющаяся  в примитивизации поведения, в обращении  к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни  или в снижении качества исполнения.

Появление состояния фрустрации, в той или иной форме реагирования, зависит от личностных особенностей, в связи с чем, введено понятие фрустрационной толерантности, т.е. устойчивости к фрустраторам.

6.Некоторые аспекты учения о стрессе.

Впервые стресс описан в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье как общий адаптационный синдром (ОАС). Термин “стресс” был предложен им позднее. Это состояние характеризуется ослаблением, нарушением функций. По Селье “Стресс есть органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами.”

Еще в 1920-е годы, во время обучения в Парижском  университете, Селье обратил пристальное  внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (повышенная температура, слабость, потеря аппетита). В этом общем-то известном факте он разглядел особое свойство-универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию, как на отравление, так и на жару и на холод. Другими исследованиями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным  раздражителями, имеются элементы напряжения и повреждения. Именно универсальность  сопровождающей стресс “триады изменений”, уменьшение тимуса, увеличение надпочечника и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта - позволило Г. Селье высказать гипотезу об ОАС, получившим в последствии название “стресс”. Работа была опубликована в 1936 году в журнале “Nature”. Многолетние исследования Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний:

    Термин "стресс" встречается в современной  литературе как обозначающий следующие понятия (Китаев-Смык Л.А., 1983):

    сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

    сильная неблагоприятная для организма  физиологическая или психологическая  реакция на действие агрессора;

    сильные, как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода;

Информация о работе Экспериментальные исследования эмоций