Экспериментальные исследования эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:57, реферат

Краткое описание

Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

    неспецифические черты (элементы) физиологических и  психологических реакций организма  при сильных, экстремальных для  него воздействиях, вызывающих интенсивные  проявления адаптационной активности;

    неспецифические черты (элементы) физиологических и  психологических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма.

    Автор наиболее адекватно признает последнюю  из указанных трактовок термина "стресс". Он также признает возможным понимание стресса как неспецифических физиологических и психологических проявлений приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические же проявления адаптивной активности при действии любых значительных для организма факторов обозначают как стресс в широком смысле. Несколько иначе рассматривает стресс А.А. Велфорд (1973), характеризуя его как результат несоответствия возможностей организма и предъявляемых к нему требований. Нечто подобное находим у П. Фресса (1975), характеризующего стресс как все личные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения.

    Таким образом, следуя концепции Г. Селье  и других вышеупомянутых авторов, стрессовым можно считать практически любое состояние человека, на которого воздействуют любые факторы внешней и внутренней сред, вызывающие ответную реакцию организма. Более того, понятие "стресс", по выражению В. Гошека (1983), относится к широким понятиям, имеющим "все включающий и все объясняющий характер", поэтому использовать его необходимо рационально. На наш взгляд, сданной трактовкой понятия "стресс" так же трудно согласиться, как и с такой, которая ограничивает это понятие рамками патологии. Мы в большей степени придерживаемся традиционного понимания стресса как общей защитной реакции на негативные стимулы и воздействия, включая депривацию жизненно важных функций.

    У человека и высокоорганизованных животных состояние стресса равнозначно  состоянию отрицательных эмоций, протекающих на фоне повышенной физиологической активности. Аналогичное понимание стресса наблюдаем у многих авторов, предлагающих свои толкования понятия "стресс". Всех их объединяет наличие в трактовке негативных стимулов в развитии защитных реакций организма. Так, Ю.Г. Чирков (1988) указывает на то, что стресс - это угроза, беда, напасть; Р. Лазарус (1966) расценивает угрозу как предвосхищение человеком будущего столкновения с какой-то опасностью и считает ее ключевым механизмом развития эмоционального стресса; В.В. Суворова (1975) определяет стресс как чрезвычайное состояние, которое необходимо преодолеть, из которого надо выйти; Ю.Б. Абрамов и М.А. Уколова (1973) считают, что стресс - это приспособительная реакция по отношению к сильным угрожающим жизни раздражителям, и возникает он в конфликтных ситуациях, в которых животное и человек не имеют возможности удовлетворять свои потребности; А.В. Вальдман с соавторами (1979) склонны понимать эмоциональный стресс как реакцию организма на угрозу, которая воспринимается дистантно, вызывает соответствующее эмоциональное отношение к данному воздействию, что является запускающим процессом подготовки организма к возможным последствиям, а так же как личную реакцию на аверсивный (негативно оцениваемый) сигнал, имеющий вид целостной, динамично развивающейся функциональной системы. По отношению к человеку специфика стресса состоит в сознательной переработке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности. В этой связи необходимо упомянуть трактовку эмоционального стресса, предложенную в Словаре физиологических терминов (1987). В нем эмоциональным стрессом именуют тревогу, конфликт, эмоциональные расстройства, переживания, угрозу безопасности, неудачи, досаду и др., т. е. такие эмоциональные состояния, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными психологически трудными ситуациями либо считает их психологически трудными или неразрешимыми.

    Оставаясь сторонниками традиционного понимания  стресса, мы ни в коей мере не отрицаем значимости стрессовой активности, обладающей положительными аспектами. Мы полностью разделяем точку зрения Г. Селье, в которой он различает конструктивный и деструктивный стрессы, указывая, что не всякий стресс является вредным. Он считает, что стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой, улучшающей субъективное "качество жизни" - эустресс, и ослабляющей - чрезмерный стресс - дистрессом. Вместе с тем надо учитывать, что положительные или обычные стимулы, ведущие к эустрессу, встречаются гораздо реже отрицательных и практически их значение в плане клинических и тем более патологических состояний сведено почти к минимуму.

В целом, систематизируя различные виды стресса, можно выделить два основных его вида: 
1. физический стресс. 
2. психологический стресс. 
Сталкиваясь со стрессовой ситуацией, наш организм подготавливает нас для двух важных механизмов выживания: борьбы и агрессии. Наше сердце бьется быстрее, кровяное давление повышается, частота и глубина нашего дыхания возрастают. Мы чувствуем себя возбужденными. Мы замечаем, как напрягаются мышцы туловища, как мы плотно стискиваем зубы, как сжимаются пальцы в кулаки, как усиливается чувство внутреннего беспокойства, тревоги. Эти реакции помогают нам распознать и адаптироваться к физическим стрессам. Однако много современных стрессов являются скорее психологическими, чем физическими. Несогласие с коллегой по работе, неудовлетворительное исполнение работы, неприятный разговор с близким человеком вызывают такую же физическую реакцию, какую вызывает конфронтация с врагом или попытка влезть в маршрутное такси в часы пик. Стресс меняет биохимию человека и может нарушить работу всех органов и тканей. Длительное воздействие его может увеличить уровень холестерина в крови, снизить защитную реакцию организма, увеличить риск развития онкологических заболеваний, гипертонической и язвенной болезни, ишемической болезни сердца, а также простудных и вирусных заболеваний, мигрени, болей в пояснице. Первыми и достаточно частыми проявлениями стресса являются раздражительность усталость, утомляемость, общая слабость.

7.Эмоции как свойства личности. Представление об эмпатии.

Индивидуальные  различия между людьми особенно ярко обнаруживаются в эмоциональной  сфере. Основные различия в эмоциональной  сфере личности связаны с различиями в содержании человеческих чувств, в том, на что, на какие объекты они направлены и какое отношение человека они выражают.

По С.Л.Рубинштейну  типичные различия в эмоциональных  особенностях личности проявляются: 1) в сильной или слабой эмоциональной  возбудимости; 2) в большей или меньшей эмоциональной устойчивости. Эти различия характеризуют темперамент человека. Есть люди, которые легко воспламеняются и быстро гаснут («соломенный огонь чувств»), как и люди, у которых чувство возникает не сразу, но, воспламенившись, они не скоро охладеют. Хорошо известны эмоциональные различия людей в восприятии окружающего мира, в его оценке, в отношении к происходящим и ожидаемым событиям и т.д. Еще А.Ф.Лазурский писал, что если хорошее или дурное настроение становится господствующим, постоянным, то возникает тип оптимиста или пессимиста, который на весь мир смотрит сквозь розовые или темные очки. Как психологическая эмоциональная характеристика человека – это его общий тон и настрой на восприятие и оценку действительности. У оптимиста – это светлый, радостный тон восприятия жизни и будущего, у пессимиста – это настроение подавленности и безысходности.

Далее С.Л.Рубинштейн различает: 3) силу или интенсивность  чувства и 4) его глубину. Чувство, сильное в смысле интенсивности или стремительности, с которой оно захватывает человека, может быть неглубоким. Этим увлечение отличается от любви. Любовь отлична от увлечения, в первую очередь, не интенсивностью чувства, а его глубиной, т.е. не тем, как стремительно она прорывается в действие, а тем, как глубоко она проникает в личность. Глубина проникновения чувства определяется тем, насколько существенно для данной личности данное чувство и та сфера, с которой оно связано. При этом существенную роль играет широта распространения чувства. Она определяется тем, как широки и многообразны те сфере личности, с которыми данное чувство сплелось. Именно от этого в значительной мере зависит прочность чувства.

Характерологически  очень существенными и глубокими  являются различия между эмоциональными, сентиментальными и страстными натурами. Эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь им, погружаясь в них. Они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем действенны.

Сентиментальные натуры скорее созерцают свои чувства, «любуясь их переливами». Они созерцательны и чувствительны, но пассивны.

Натуры страстные  живут своим чувством, воплощая его  напряжение в действии. Страстные  действенны. Их не удовлетворяет ни непосредственное переживание своего чувства, ни его созерцание. Для них чувство – это страстное стремление.

Е.П.Ильин, описывая эмоциональные типы личности, наряду с оптимистами-пессимистами и сентиментальными, выделяет и рассматривает застенчивых, обидчивых и мстительных, эмпатийных, тревожных, совестливых и любознательных.

Эмпатия (от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир  другого) — (1) когнитивная осведомленность  и понимание эмоций и чувств другого  человека; (2) викарная (замещающая) эмоциональная реакция на эмоциональные переживания другого человека, которая отражает эти эмоции и подражает им (разделение эмоций с другим человеком); (3) принятие в собственном сознании роли другого человека; (4) в теории личности Г. Салливана — невербализируемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичного их проговаривания; (5) способность индивида чувствовать эмоциональное состояние другого человека.

Впервые термин Э. появился в английском словаре (1912) и был близок понятию "симпатия"; смысловое значение термина возникло на основе немецкого слова einfuhling (проникновение), примененного Липпсом в контексте психологической теории воздействия искусством. Одно из первых определений Э. можно найти в работе Фрейда "Остроумие и его отношение к бессознательному" (1905).

Поскольку Э. включает чувства и мысли, то в зависимости  от меры присутствия в ней чувств и мыслей ее подразделяют, соответственно, на аффективную (эмоциональную) и когнитивную. Способность предсказывать эмоциональные реакции пациента иногда относят к предикативной Э.

В гуманистической  психологии Э. отличают от эмоциональной  идентификации (уподобления, идентификации  себя с другим, с его эмоциональным  состоянием) и от сочувствия (переживания по поводу чувств другого). Э. может быть сознательной и предсознательной, возникать в ответ на непосредственную интеракцию. Некоторые авторы утверждают, что эмпатические чувства к другим являются предпосылкой для развития моральных норм (теория эмпатического альтруизма объясняет человеческий альтруизм в терминах разделенного страдания).

Клиент-центрированная психотерапия рассматривает "точную Э." как способность понять актуальные чувства и вербальное умение передать это понимание ясным для клиента языком. Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий, зависит от богатства собственного опыта психотерапевта, точности восприятия, его умения настроиться на одну "эмоциональную волну" с клиентом, по мнению некоторых авторов — от генетической предрасположенности.

В психотерапии широко используется техника эмпатического  слушания. Э. не предполагает обязательного  активного вмешательства с целью  оказания действенной помощи другому, не предполагает и оценочного реагирования. Благодаря Э. общение людей доводится до уровня доверительного, интимного.

Возможны отрицательные  эффекты, сопровождающие Э.: (а) эмпатическая слепота (неосознаваемое неприятие  тех чувств собеседника, которых  избегаешь в самом себе); (б) неконтролируемое использование Э. (которую от тебя собеседник не всегда ожидает и которая может мешать тебе в достижении собственных целей); (в) манипулятивное применение Э.

Информация о работе Экспериментальные исследования эмоций