Эмоции и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в последующих главах, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.
Способности -- это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент -- это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация -- это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки -- это убеждения людей.

Содержание

Введение
1. Физиологические основы и психологические теории эмоций
1.1 Интеллектуалистическая теория
1.2 Теория Джемса--Ланге
1.3 Теория Кеннона - Барда
1.4 Психоорганическая теория
1.5 Теория Хебба
1.6 Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
1.7 Когнитивно-физиологическая теория Шехтера
1.8 Информационная концепция эмоций П.В. Симонова
2. Развитие эмоций и их значение в жизни человека
3. Мотивы, эмоции и личность
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

отправить.docx

— 16.91 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Физиологические  основы и психологические теории  эмоций

1.1 Интеллектуалистическая  теория

1.2 Теория Джемса--Ланге

1.3 Теория Кеннона  - Барда

1.4 Психоорганическая  теория

1.5 Теория Хебба

1.6 Теория когнитивного  диссонанса Л. Фестингера

1.7 Когнитивно-физиологическая  теория Шехтера

1.8 Информационная  концепция эмоций П.В. Симонова

2. Развитие эмоций  и их значение в жизни человека

3. Мотивы, эмоции  и личность

Заключение

Список использованной литературы

Введение

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно будут  рассматриваться в последующих  главах, пока же мы ограничимся лишь их общими определениями.

Способности -- это  индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент -- это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация -- это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки -- это убеждения людей.

Кроме этого, некоторые  авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Мы эти понятия рассматривали  в разделе «Психические процессы». Дело в том, что в структуре  психических явлений принято  выделять психические процессы, психические  состояния и психические свойства. В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные, волевые  и эмоциональные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания  для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов  как самостоятельные явления.

Однако у авторов, рассматривающих данные явления  в рамках структуры личности, также  есть для этого основания. Например, чувства -- один из видов эмоций, -- чаще всего имеют социальную направленность, а волевые качества присутствуют в регуляции поведения человека как члена общества. Все это, с одной стороны, еще раз говорит о сложности рассматриваемой нами проблемы, а с другой -- об определенных разногласиях в отношении некоторых аспектов проблемы лич¬ности. Причем наибольшие разногласия вызывают проблемы иерархии структу¬ры человеческой организации, а также соотношение биологического и социального в личности. С последней проблемой мы познакомимся более подробно.

1. Физиологические  основы и психологические  теории эмоций

1.1 Интеллектуалистическая  теория

Данный пункт  главы не случайно объединяет в своем  названии два аспекта: физиологические  основы и психологические теории эмоций. Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало  появление различных точек зрения, которые находили отражение в  соответствующих теориях. В течение  длительного времени психологи  пытались решить вопрос о природе  эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой  распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении  о том, что органические проявления эмоций -- это следствие психических  явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И. Ф. Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим  фактом является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между  различными представлениями, и могут  рассматриваться как реакция  на конфликт между представлениями. Так, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого  как еще живого, порождает печаль. В свою очередь, это аффективное  состояние непроизвольно, почти  рефлекторно вызывает слезы и  органические изменения, характеризующие  скорбь.

Этой же позиции  придерживался и В. Вундт. По его  мнению, эмоции -- это прежде всего  изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений  и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Таким образом, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Согласно этой точке зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения. Однако в 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал  книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась  поворотным пунктом в понимании  связи биологических и психологических  явлений, в том числе и в  отношении эмоций.

В этой работе Дарвин доказывал, что эволюционный принцип  применим не только к биологическому, но также к психическому и поведенческому развитию животных. Так, по его мнению, между поведением животного и  человека много общего. Свою позицию  он обосновывал исходя из наблюдений за внешним выражением разных эмоциональных  состояний у животных и людей. Например, он обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях  у антропоидов и слепорожденных детей. Данные наблюдения легли в  основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма  к условиям и ситуациям его  существования. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния (например, движения), по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Забегая несколько вперед, необходимо сказать, что позднее к этой теории вернулся Э. Клапаред, который писал:

«Эмоции возникают  лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха». Однако воспроизведенная Э. Клапаредом точка зрения уже не соответствовала накопленному к  тому времени экспериментальному и  теоретическому материалу.

1.2 Теория Джемса--Ланге

Современная история  эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У. Джемса «Что такое эмоция?». Джеме и независимо от него Г. Ланге  сформулировали теорию, согласно которой  возникновение эмоций обусловлено  вызываемыми внешними воздействиями  изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере  непроизвольных актов, например деятельности сердечнососудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу, «мы печальны потому, что  плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся».

Именно органические изменения по теории Джемса--Ланге  являются первопричинами эмоций. Отражаясь  в психике человека через систему  обратных связей, они порождают эмоциональное  переживание соответствующей модальности  Согласно этой точке зрения, сначала  под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает  сама эмоция. Таким образом, периферические органические изменения, которые до появление теории Джемса--Ланге рассматривались  как следствия эмоций, стали их первопричиной. Следует отметить, что  появление данной теории привело  к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие  как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции.

1.3 Теория Кеннона  - Барда

Однако концепция  Джемса--Ланге вызвала ряд возражений. Альтернативную точку зрения на соотношение  органических и эмоциональных процессов  высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что  телесные изменения, наблюдаемые при  возникновении разных эмоциональных  состояний, очень похожи друг на друга  и не настолько разнообразны, чтобы  вполне удовлетворительно объяснить  качественные различия в высших эмоциональных  переживаниях человека. В то же время  внутренние органы, с изменениями  состояний которых Джеме и  Ланге связывали возникновение  эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются  довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения  далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона против теории Джемса--Ланге  оказался проведенный им эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение  поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает  возникновение эмоций. Основные положения  обсуждаемых теорий представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основные положения в теориях Джемса--Ланге  и Кэннона--Барда

Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях  биологически целесообразны, поскольку  служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда  от него потребуется повышенная трата  энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и  соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном  и том же мозговом центре -- таламусе.

Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные  с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга  собственно с эмоциями более всего  функционально связан даже не сам  таламус, а гипоталамус и центральные  части лимбической системы.

Позднее в экспериментах, проведенных на животных, X. Дельгадо установил, что с помощью электрических  воздействий на эти структуры  можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.


Информация о работе Эмоции и личность