Экономическая социализация детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ экономическая социализация детей.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Экономическая социализация детей.

 

Общая характеристика работы

Актуальность  проблемы и темы исследования. Сохранение экономической независимости России, ее научного потенциала невозможно без массовой, общеобразовательной и экономической подготовки на основе программ, ориентированных на отечественную практику, без воспитания свободной личности, способной самостоятельно, осознанно, ответственно принимать решения как в личной, так и в общественной жизни. Взаимосвязь политики и образования сегодня всем очевидна. От содержания и направленности последнего зависит экономический, интеллектуальный, культурный, духовный, нравственный потенциал любого цивилизованного общества.

На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы определяется социальным заказом общества. В Законе «Об образовании» Российской Федерации и «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей. Поэтому в условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. Современные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, высоконравственных, гуманных людей, что является базой дальнейшей жизнедеятельности личности.

На научно-теоретическом  уровне актуальность исследования обусловлена  тем, что в педагогической науке  обсуждаются различные аспекты  проблемы экономического вое питания: экономическое образование детей дошкольного возраста (A.A. Смоленцева); формирование основ экономической культуры (Е.А. Курак); приобщение детей к экономике, первоначальное экономическое образование как один из факторов экономической социализации, оказывающей огромное влияние на складывающиеся отношения ребенка к материальным и духовным ценностям и в целом на становление личности ребенка (А.Д. Шатова); становление экономической социализации детей (Е.В. Козлова); формирование у детей старшего дошкольного возраста экономических знаний (JI.H. Галкина); осознание детьми экономических понятий (ДА. Голуб). Однако при всем многообразии исследуемых проблем малоизученными остаются педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что наблюдается недостаточная научно-методическая разработанность процесса экономического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, хотя в последние годы интерес к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни стал предметом пристального изучения.

Таким образом, изучение и анализ литературы по проблеме экономического воспитания способствовали выявлению ряда противоречий:

- между потребностью современного общества в экономически грамотном подрастающем поколении и недостаточностью современных исследований, закладывающих теоретические основы экономического воспитания в дошкольном детстве;

- между признанием  экономического воспитания начиная с дошкольного возраста и недостаточной разработанностью теории экономического воспитания, в том числе по выявлению педагогических условий для его осуществления в дошкольном образовательном учреждении;

— между необходимостью практического решения проблемы экономического воспитания дошкольников и недостаточным научно-методическим'обеспечением данного процесса.

Указанные противоречия обозначили проблему исследования, которая  заключается в определении педагогических условий, способствующих успешному осуществлению экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

На основании  обозначенных противоречий и проблемы была сформулирована тема диссертационного исследования: «Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Цель  исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Объект  исследования: процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

■ В основу исследования положена гипотеза. Процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного  возраста, возможно, будет успешным, если педагогическими условиями выступают:

• наличие в  воспитательно-образовательном процессе целостной модели экономического воспитания детей, включающей в себя системообразующие  звенья: цель, содержание, деятельность, педагогические условия и прогнозируемый результат;

• создание воспитывающей  среды, направленной на формирование таких  нравственно-экономических качеств  личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;

• организация  и насыщение видов детской  деятельности (игровой, трудовой, познавательной) информацией об экономической жизни  семьи, людей, общества и развитие на этой основе познавательного интереса к позитивным нормам и ценностям  социально-экономического общества;

• взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в становлении начал  экономической воспитанности у  детей.

В соответствии с целью, объектом, предметом и  выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы в философской, историко-педагогической, психологической, научно-методической литературе.

2. Спроектировать  и обосновать структурно-содержательную  модель процесса экономического  воспитания детей в дошкольном  образовательном учреждении.

3. Определить  и апробировать педагогические  условия, способствующие успешному  осуществлению экономического воспитания  детей.

4. Выявить критерии  и показатели уровней экономической  воспитанности детей.

5. Разработать  и внедрить в педагогический  процесс авторскую программу «Экономика в детском саду».

Методологическую  основу исследования составляют: на философском уровне -положения о системном подходе к формированию личности (A.A. Бодалев,

Н.И. Лапин, М.И. Мелия, М.В. Розин); положения об экономических закономерностях развития общества (А.Г. Асмолов, A.IO. Архипов, А.И. Китов, Б.Т. Лихачев, Л.А. Любимов, В.Д. Попов, A.B. Мудрик, А.Б. Фенько); на общенаучном уровне -аксиологический подход (В.И. Андреев, В.Я. Головных, М.С. Каган

B.И. Плотников); современные концепции непрерывного экономического образования школьников (И.А. Сасова, В.А. Поляков); на конкретном уровне - деятельност-ный подход (O.A. Абдульханова-Славская, Л.В. Трубайчук, Д.Б. Эльконин); утверждения о том, что вещный материальный мир — источник становления ценностных ориентации, поскольку они способствуют вовлечению детей в общение, практическую деятельность, разного рода отношения (А.Ф. Аменд, Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, С.А. Козлова); концепция взаимодействия ребенка с предметным миром, при которых возникает особая форма самосознания: «Я и мир экономических ценностей» (A.B. Петровский, В.А. Петровский).

Теоретическую основу исследования составляют концептуальные основы экономического воспитания в России, труды зарубежных и отечественных педагогов, посвященные вопросам экономического воспитания (В.Г. Белинский, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, Д. Локк, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский,

C.Т. Шацкий); исследования  по теории и методике экономического  образования и воспитания детей  школьного возраста (Ю.К. Васильев, Б.З. Вульфов, Г.Х. Гебеков, А.П. Казаков, В.Л. Каряев, A.B. Мицкевич, A.C. Прутченков, В.А. Райзберг, Л.Ю. Слепцова); теоретические положения в области трудового, нравственного, национального воспитания дошкольников (М.И. Богомолова, Г.Н. Година, P.C. Жуковская, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева); современные исследования по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста (П.О. Абдулвагабова, Л.Н. Галкина, Л.А. Голуб, A.A. Смоленцева, А.Д. Шатова); исследования профессиональной подготовки специалистов по экономическому воспитанию детей (И.Г. Рябова, Е.А. Сидякина).

Для решения  поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический  анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ программ для дошко- -льных образовательных учреждений, изучение и анализ методических пособий, детской художественной литературы; анализ опыта работы ДОУ (годовых, календарных планов). Из числа эмпирических методов использовались: педагогическое наблюдение; диагностические методы (анкетирование, беседа, изучение продуктов детской деятельности). Ведущим методом нашего исследования был педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Организация и  основные этапы исследования:

Опытно-экспериментальная  работа проводилась в ДОУ №  № 25 и 67 города Набережные Челны Республики Татарстан. Исследованием были охвачены 82 ребенка 6-7 лет, их родители, 90 педагогов ДОУ (1997-2005).

Исследование  проводилось в четыре этапа.

Первый  этап (1997 - 2000 гг.) представлял изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы. Определялись исходные позиции исследования, методологические и теоретические аспекты проблемы, уточнялись предмет, гипотеза, обосновывались основные цели и задачи исследовательской работы.

Второй  этап (2000 - 2003 гг.) был посвящен разработке и проведению диагностики констатирующего этапа эксперимента, плана экспериментальной работы, направленной на выявление значимости педагогических условий экономического воспитания детей.

Третий  этап (2003 - 2005 гг.) стал формирующим в эксперименте, для организации и проведения которого были созданы необходимые педагогические условия экономического воспитания детей, реализовано содержание, формы и методы концептуальной модели экономического воспитания дошкольников.

Четвертый этап (2005-2006 гг.) - контрольный в проводимом эксперименте: осуществлялось осмысление целесообразности педагогических условий, необходимых для экономического воспитания детей; уточнялись отдельные теоретические положения, выводы; оформлялись полученные результаты и материалы диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов достигались методологической обоснованностью и исходными теоретическими положениями; комплексным применением методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных поставленным целям и задачам; всесторонним анализом данных, полученных на различных этапах эксперимента. Достоверность результатов определялась их апробацией и внедрением в практику работы дошкольных учреждений.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- обоснована  возможность экономического воспитания детей 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении с опорой на первоначальные представления об экономических понятиях, явлениях, деятельности и отношениях людей путем постепенного, целенаправленного приобщения детей к нравственным ценностям общества;

- определена  совокупность педагогических условий  экономического воспитания, являющихся  предпосылкой для реализации  процесса экономического воспитания, а именно:

• наличия в  воспитательно-образовательном процессе целостной модели экономического воспитания детей, включающей в себя системообразующие звенья: цель, содержание, деятельность, педагогические условия и прогнозируемый результат;

• создания воспитывающей  среды, направленной на формирование таких  нравственно-экономических качеств  личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;

• организации  и насыщения видов детской  деятельности (игровой, трудовой, познавательной) информацией об экономической жизни  семьи, людей, общества и развитие на этой основе познавательного интереса к позитивным нормам и ценностям социально-экономического общества;

• взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в становлении начал  экономической воспитанности у  детей.

- спроектирована  и апробирована структурно-содержательная модель экономического воспитания детей, результатом которой является становление экономической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования:

- произведен  генезис основополагающих идей теории и практики экономического воспитания детей в зарубежной и отечественной педагогике, на основании которого выявлена необходимая теоретическая база экономического воспитания детей дошкольного возраста;

- конкретизировано  содержание понятия «экономическое воспитание детей дошкольного возраста», которое есть целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности — бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости, а также усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки;

- дана авторская  интерпретация понятия «экономическая  воспитанность», которое мы рассматриваем  как степень сформированности  убеждений и ценностных ориентаций, проявляющихся в социальной активности  и деятельности ребенка дошкольного возраста;

- определены  критерии и показатели уровней  экономической воспитанности детей  как результата целенаправленного  экономического воспитания и  сложного личностного образования  ребенка дошкольного возраста.

Информация о работе Экономическая социализация детей