Экономический рост

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 13:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей курсовой работы является: проследить закономерности эволюции теорий экономического роста от их зарождения до современного этапа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать зарождение теоретических взглядов на проблемы экономического роста и их развитие в рамках классической школы
Проанализировать развитие теоретических взглядов на закономерности экономического роста в рамках кейнсианского течения и возникших на ее основе более поздних теорий
Проанализировать неоклассическую теорию экономического роста
Проанализировать эндогенные теории экономического роста и модели новой волны, которые сосредоточились на происхождении технического прогресса и детальной разработке структуры возникновения и реализации инноваций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МЕРКАТИЛИСТОВ И КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ 5
2.КЕЙНСИАНСКАЯ И НЕОКЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 12
3.НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РОСТА 25
4.НОВЫЕ ТЕОРИИ РОСТА 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 371.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

                  Стр.

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

    Экономическая теория в последние полтора десятилетия  в значительной  степени прошла под знаком экономического роста, вызвала к жизни огромное количество исследований, как теоретических, так и эмпирических, одновременно происходили существенные изменения и в характере экономического роста, появлялись новые явления и процессы.

    Экономический рост является одним из центральных  объектов исследования современной макроэкономики. Он служит основой решения большинства социально-экономических проблем, является главным фактором цивилизационного прогресса, результатом развития науки, техники, институционального развития. Для Беларуси проблема повышения темпов экономического роста также актуальна. Вместе с тем экономический рост представляет собой уникальное сложное, многогранное явление, которое изучалось экономистами-теоретиками всех поколений. В последнее время теория экономического роста стала отдельным, сравнительно обособленным разделом экономической теории. Несмотря на это, окончательная интерпретация и формализация этого явления еще не завершена.

    Для более глубокого понимания положения  современной теории роста, ее основных постулатов и перспектив развития представляется необходимым проанализировать развитие теорий  экономического роста. Новые теории появились не на пустом месте, они возникли во многом на основе и развитии детально разработанной так называемой неоклассической теории экономического роста. Поэтому в нашей курсовой работе мы постараемся проследить последовательность развития теорий и взглядов в историческом разрезе, выделить теории предшественников, послуживших основанием для появления новых концепций. Как показывает анализ происхождения экономических теорий, многие новые концепции основаны на ранее высказывающихся гипотезах, предположениях, мыслях, не получивших в свое время, по тем или иным причинам, развития.

    Таким образом, можно выделить, как минимум  две причины, по которым исследование развития теории роста является актуальным. Первая заключается в необходимости создания комплексного представления о процессе экономического роста, его источниках и основных факторах, а это возможно лишь с помощью сопоставления различных подходов к анализу этого явления. Такое представление может быть получено только путем анализа и осмысления взглядов представителей различных школ и направлений экономической науки. Вторая состоит в значимости результатов теории экономического роста для рекомендаций в области экономической политики.

    Целью нашей курсовой работы является: проследить закономерности эволюции теорий экономического роста от их зарождения до современного этапа.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Проанализировать  зарождение теоретических взглядов на проблемы экономического роста и  их развитие  в рамках классической школы

    Проанализировать  развитие теоретических взглядов на закономерности экономического роста в рамках кейнсианского течения  и возникших на ее основе более поздних теорий

    Проанализировать  неоклассическую теорию экономического роста

    Проанализировать  эндогенные теории экономического роста и модели новой волны, которые сосредоточились на происхождении технического прогресса и детальной разработке  структуры возникновения и реализации инноваций.

    Решению этих задач и подчинена структура  нашей курсовой  работы.

    В данной работе мы старались дать систематизированное  изложение наиболее важных и значимых направлений и теорий в исследованиях  экономического роста на настоящий момент, но предварительно необходимо хотя бы приблизительно классифицировать эти теории и гипотезы, показать их место в общей картине теоретических и эмпирических исследований экономического роста, соотнести их с процессами, происходящими в самом экономическом росте.

    При написании курсовой работы использовались первоисточники (работы А.Смита, Д.Рикардо, Й.Шумпетера, К.Маркса, Р.Харрода), а также критическая литература отечественных (А.В.Воронцовский, А.А.Дагаев, А.Г. Худокормова, В. Автономова, Е.И.Лаврова, Е.А.Капогузова, Н.В.Потехиной и др.) и зарубежных (Д.Хэмберг, М.Блауг) авторов.

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МЕРКАТИЛИСТОВ И КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

    Проблемы экономического роста находились в центре внимания экономистов с давних пор. Среди них можно выделить следующие пять основных групп, значение которых менялось с течением времени: I) факторы экономического роста; 2) соотношение настоящих и будущих потребностей и их влияние на темпы роста; 3) взаимовлияние экономического роста и распределения дохода; 4) историческая тенденция экономического роста и 5) условия равновесного (устойчивого, сбалансированного) роста.

    Проблема обеспечения долговременного экономического роста, который играет ключевую роль в процветании или упадке соответствующей державы, занимала центральное место уже в теориях меркантилистов. [4, с 537]

    На начальном этапе развития экономической мысли экономический рост связывали с богатством. При этом важным было не только само определение богатства, но и поиск его источника. Так, в эпоху меркантилистских воззрений богатство ассоциировалось с деньгами, а источник богатства находился в сфере внешней торговли. Под богатством понималось количество драгоценного металла в стране (на стадии раннего меркантилизма), и достижением этой цели служила система «полицейских» мер, направленных на приток в страну полновесной иностранной монеты и недопущение вывоза ее из страны. На этапе позднего меркантилизма приоритеты меняются, главным становится обеспечение положительного торгового баланса, чему должны способствовать протекционистская политика государства, поддержка экспортно-ориентированных отраслей, законодательные меры в области ограничения заработной платы, что должно было обеспечить преимущества в ценовой конкуренции на мировых рынках. Следует заметить что до работы Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) не было стройных теорий, подчеркивающих, за счет чего возможно достигнуть конкурентного преимущества той или иной стране с точки зрения создания условий экономического роста. Наиболее близко к этому подошли физиократы, с одной стороны, рассматривающие источник богатства в сфере производства, а не в сфере обращения, хотя они и настаивали на том, что «чистый продукт» создается лишь в сфере сельского хозяйства. Вместе с тем у одного из наиболее видных представителей физиократов Ж. Тюрго уже присутствует концепция источников накопления, получившая развитие у А.Смита, связывающая накопление капитала с бережливостью и трудолюбием предпринимателя. Во многом близка к смитианскому подходу позиция другого француза, П. Буагильбера, рассматривающего богатство «в массе полезных благ».

    Английская  классическая школа не имела отдельной  специализированной теории экономического роста. Однако она занималась факторами роста национального богатства и его соотношением с распределением дохода. Вопрос о том, чем определяется прирост национального богатства, фактически подразумевается в самом заглавии экономического труда Смита: «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит связывал рост богатства того или иного народа с улучшением отдачи от факторов производства (земли, труда и капитала), что выражается в росте производительности труда и увеличении размеров функционирующего капитала. Большое значение также придается росту населения, увеличению доли работников в сфере материального производства, инвестициям и географическим открытиям, способствующим экстенсивному росту.

    Смит полагал, что рост населения эндогенен и зависит от имеющихся средств к существованию. Инвестиции также признавались эндогенными и зависели от трудолюбия и сбережений капиталистов, причем под сбережениями понимались суммы запасов, используемых не для личного потребления, а на производственные цели. Рост отдачи от земли связывался в большей мере с географическими открытиями и технологическими улучшениями плодородия существующих земель.

    В качестве основных движущих сил увеличения производительности труда по Смиту были разделение труда и усовершенствование техники. Разделение труда Смит связывал с естественной склонностью людей к обмену, а следствием разделения труда является увеличение производительности за счет трех факторов:

    - увеличение ловкости, мастерства работника;

  • сокращение времени перехода от одного производственного процесса к другому;
  • возможность применения машин, поскольку узкая специализация заставляет работать эффект масштаба.

    Главный вывод классиков сводился к тому, что прирост богатства определяется величиной факторов производства и их производительностью. Поскольку предполагалось, что величина естественных факторов производства: труда и земли — в значительной степени не зависит от человеческих усилий, то в качестве основы экономического роста рассматривалось накопление — инвестирование части общественного продукта, которое приводит к возрастанию капитала. Отсюда большое значение, придаваемое «бережливости» английскими классиками, начиная со Смита. [5]

    Поскольку основные накопления в то время производились  из прибыли капиталистов (наемные  рабочие в силу недостаточных  доходов, а земельные собственники в силу «потребительской» мотивации  сберегали и инвестировали значительно меньше), то особое значение для экономического роста приобретала норма прибыли, а также распределение дохода, благоприятствующее капиталистам.

    Что же касается самой нормы прибыли, то классики считали неизбежным ее падение в долгосрочном аспекте. Причиной такого неблагоприятного прогноза был так называемый «закон убывающего плодородия почвы». По мере роста населения и необходимого расширения пахотных площадей убывающее плодородие должно было привести к относительному увеличению ренты и сокращению прибыли, что должно было в итоге привести к падению накопления и прекращению экономического роста.  Крайне пессимистичными оказались взгляды на экономический рост Томаса Мальтуса, описывающего рост населения и рост производства. С точки зрения Мальтуса, в случае сохранения прежних пропорций между темпами роста населения и средств существования, когда население растет в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической, земле грозит скорое истощение и, следовательно, ожесточение борьбы за ограниченные ресурсы, рост войн, эпидемий, голод, массовые болезни и т. д. В качестве выхода из этой проблемы Мальтус предлагал сдерживать рост населения путем «призыва к благоразумию» прежде всего наиболее бедных слоев населения и рождения детей лишь при условии обеспечения их средствами существования для достойной жизни. Несмотря на то, что расчеты Мальтуса были не совсем корректны (он распространял данные о росте населения в США на общемировую тенденцию, не учитывая очевидный факт значительной миграции туда населения из Европы, также не смог предугадать степень развития НТП в сфере сельского хозяйства), вместе с тем его идею об убывающей отдаче факторов производства активно использовали в ХХ веке в рамках теории эндогенизации роста населения.

    Давид Рикардо, другой яркий представитель классической школы, развил идею Мальтуса об убывающем плодородии почвы, введя ограничение экономического роста, с одной стороны, за счет снижения прибыли капиталистов из-за удорожания земли, а с другой - за счет роста цен на сельскохозяйственную продукцию, а соответственно, необходимой более высокой номинальной заработной платы для рабочих. Но при этом Рикардо утверждал, что даже в этом случае рост можно контролировать за счет технологических усовершенствований оборудования и специализации торговли, однако он тоже подразумевал исключительно стабильное состояние.

    Представители английской классической школы, очевидно, недооценивали потенциал технического прогресса, который уже во времена Рикардо мог компенсировать убывание естественного плодородия почвы. [4, с. 537-538]

    Наиболее радикально пересмотрел классическую теорию роста Карл Маркс. Он ввел несколько ограничений. Во-первых, по его мнению, заработная плата определялась сделкой между капиталистами и рабочими - процессом, который был не в пользу последних прежде всего за счет существования «резервной армии труда». Во-вторых, Маркс рассматривал прибыль и «сырьевой инстинкт» как определяющие факторы сбережений и накопления капитала, но при этом, в отличие от Смита, Маркс говорил, что уменьшение коэффициента прибыли не приводит к стабильному состоянию, а является стимулом для капиталистов еще больше сокращать заработную плату рабочим и увеличивать безработицу. Интересны были и идеи Маркса, содержащиеся в черновом варианте рукописи «Капитала». Он обратил внимание, что вследствие роста капиталовооруженности труда (органического строения капитала по Марксу) возникает тенденция к вытеснению непосредственного человеческого труда из производства. Вместо физического труда все большее значение отводится труду научному, рост производства связывается с совершенствованием технологии. Кроме того, поскольку издержки имитации технологии и распространения знаний ниже, чем издержки на их создание, то очевидно, что данные составляющие прогресса, способствуя росту производства, отнюдь не ведут к укреплению частной собственности, поскольку знания становятся общественным благом. Это обстоятельство, а также то, что в связи с сокращением участия непосредственного труда в процессе производства снижается возможность его эксплуатации, с точки зрения Маркса, разрушают основы капитализма.

    Заслуга Джона Стюарта Милля заключается в систематизации классической школы, он во многом подвел черту под предыдущими исследованиями в рамках «классики». В частности, он завершил классическую теорию экономической динамики, рассматривающей долговременную тенденцию развития экономики. В основе этой концепции лежит идея о непрерывном накоплении капитала. К чему же в конце концов, по мнению классиков, должен привести продолжающийся рост капитала в сочетании с возрастанием численности населения?

Информация о работе Экономический рост