Экономическая социализация детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ экономическая социализация детей.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Практическая  значимость исследования состоит в том, что:

- внедрена авторская  программа «Экономика в детском  саду», предполагающая научно  обоснованный подход к отбору  материала об истории экономики,  современных профессиях взрослых, образцах поведения, ценностных  ориентациях, которыми руководствуется человек в условиях современного социума;

- разработан  спецкурс «Экономическое воспитание  дошкольников» для студентов  педагогического вуза;

- составлено  учебно-методическое пособие «Организация  методической работы по экономическому  воспитанию детей дошкольного возраста» для проведения воспитательно-образовательной работы по экономическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Теоретические положения и выводы, научно-методический материал, предложенные рекомендации способствуют обогащению лекционных, семинарских, практических занятий по дошкольной педагогике, а также спецкурсов, освещающих вопросы экономического воспитания дошкольников в педагогических вузах, колледжах и на курсах повышения квалификации.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в ДОУ № 25 «Сказка» г. Набережные Челны Республики Татарстан; в научном руководстве работой студентов в процессе написания курсовых, дипломных работ по экономическому воспитанию детей; в проведении специальных курсов по экономическому воспитанию в процессе профессиональной подготовки студентов факультета дошкольного воспитания.

Внедрение результатов  исследования: нашло отражение в  материалах межвузовской научно-практической конференции «Высшее педагогическое образование без отрыва от производства в новых социально-экономических условиях» (Набережные Челны, 1998); «Вестнике Набережночелнинского государственного педагогического института» (Набережные Челны, 2000, 2001); в публикациях Первой Международной научно-практической конференции «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности» (Набережные Челны, 2003); Второй Междуна-

родной научно-практической конференции «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 27 февраля 2004); региональной научно-практической конференции «Психолого-педагогические аспекты национального и межнационального воспитания детей дошкольного возраста» (Набережные Челны, 14 мая 2004); Второй Всероссийской научно-практической конференции «Стимулирование мотивации творческого саморазвития личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 16 апреля 2004); в межвузовском сборнике научных трудов «Перспективы и реалии дошкольного образования» (Тольятти, 2006); заочной Всероссийской научно-практической конференции «История и перспективы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста» (Набережные Челны, 2007); Четвертой Международной научно-практической конференции «Самосовершенствование, самореализация личности: психолого-педагогические аспекты» (Набережные Челны, 24 мая 2007); Международной научно-практической конференции «Диалог культур в современном образовательном пространстве» (Ульяновск, 2007).

Результаты  исследования неоднократно обсуждались на заседании кафедры дошкольной и социальной педагогики Набережночелнинского государственного педагогического института, кафедры педагогики Елабужского государственного педагогического университета, на педагогических советах в ДОУ № 25 «Сказка», ДОУ № 67 «Кузнечик» г. Набережные Челны. Результаты и итоги исследования отражены в семнадцати публикациях общим объемом 8,24 печатного листа.

Личное участие  соискателя в исследовании и получении  научных результатов выражается в изучении теоретического и практического состояния проблемы экономического воспитания; выделении основных параметров (показателей, критериев, уровней) экономической воспитанности детей 6-7 лет; организации опытно-экспериментальной работы по реализации модели экономического воспитания детей и проверке педагогических условий, способствующих успешному осуществлению экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении; внедрении результатов исследования в педагогическую практику; анализе результатов и обсуждении перспектив исследования.

На  защиту выносятся следующие положения:

1. В современных  условиях экономическое воспитание  является важным фактором экономического  образования человека. Под экономическим  воспитанием детей дошкольного  возраста понимается педагогический процесс, направленный на формирование нравственно-экономических качеств личности - бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости, а также усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки.

2. Процесс экономического воспитания детей (6-7 лет) происходит в рамках разработанной модели на основе системного, аксиологического, деятельностного подходов, включающей в себя: целевой блок (формирование начал экономической воспитанности); организационно-педагогический блок (создание педагогических условий, разработка воспитательно-образовательной программы «Экономика в детском саду»); про-цессуально-деятельностный блок (комплексное использование средств, форм, методов воспитания в процессе игровой, трудовой, познавательной деятельности детей) и прогнозируемый результат (становление начал экономической воспитанности).

3. Успешность  и эффективность экономического  воспитания старших дошкольников  обеспечиваются совокупностью педагогических  условий экономического воспитания детей:

• наличием в  воспитательно-образовательном процессе целостной модели экономического воспитания детей, включающей в себя системообразующие  звенья: цель, содержание, деятельность, педагогические условия и прогнозируемый результат;

• созданием  воспитывающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе;

• организацией и насыщением видов детской деятельности (игровой, трудовой, познавательной) информацией об экономической жизни семьи, людей, общества и развитием на этой основе познавательного интереса к позитивным нормам и ценностям социально-экономического общества;

• взаимодействием  дошкольного образовательного учреждения и семьи по становлению начал экономической воспитанности у детей.

4. Показатели  экономической воспитанности (представления  о труде родителей, об экономических  понятиях; знание ребенком потребностей  семьи; проявление познавательного интереса к окружающим явлениям современного социума; умение отражать имеющиеся знания об экономической жизни людей в разных видах деятельности; проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости и оценка проявления этих качеств у сверстников) и соответствующие им критерии, позволяют определить уровни экономической воспитанности у детей 6- 7 лет.

Структура и  объем исследовательской работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 221 наименование, и приложений. Текст иллюстрируют 13 таблиц, 3 рисунка.

Основное содержание исследования

Во  введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи; раскрываются этапы и методы исследования; характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста» раскрываются научные подходы и степень освещения экономического воспитания в философской, историко-педагогической, психологической, научно-методической литературе, в истории отечественной и зарубежной педагогики, рассматриваются различные подходы к определению основных понятий.

Проблема экономического воспитания в истории педагогической мысли всегда была актуальной. Так, в своей книге «Материнская школа» Я.А.Коменский ставил цель широкого ознакомления детей с богатством окружающего вещного мира на уровне чувственного и действенного его познания. В перечислении гуманитарных знаний, необходимых для детей дошкольного возраста, наряду с другими науками А.Я. Коменский называл экономику.

В XVII веке английский философ, педагог и психолог Дж. Локк цель воспитания видел в том, чтобы  сформировать «джентльмена», умеющего «вести свои дела тол-

ково и предусмотрительно». Прогрессивным явлением в свое время  было выделение Дж. Локком важности изучения среди других наук бухгалтерии/знание которой должно пригодиться деловому человеку. В данном случае направленность экономического воспитания очевидна, хотя термин «экономика» еще не употребляется.

Проведенный нами анализ зарубежной педагогики XVIII, XIX веков  показал, что видные педагоги (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо) не исключали значимости экономического воспитания, но в большинстве случаев рассматривали его в тесной взаимосвязи с трудовым воспитанием или даже в самой системе трудового воспитания.

По данным зарубежных исследований XX века, формирование первых экономических представлений у ребенка явилось следствием не только простого биологического взросления, но зависело от опыта обращения с деньгами (Дж. Брунер, К. Гудман, К. Данзигер). Большинством авторов подчеркивалось, что понимание детьми экономических понятий и законов дает более реалистическую информацию о процессах их мышления (М. Сигал, А. Фенэм, Д. Фридман).

В советский  период A.C. Макаренко раскрыл основные направления семейного воспитания, в том числе экономического. Он утверждал, что с ранних лет в  семейных условиях ребенок приучается к будущей хозяйственной деятельности и в нем воспитывается коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность.

В 70-е годы XX века учеными JI.H. Пономаревым и JI.E. Эпштейном  экономическое воспитание рассматривалось как существенный фактор развития народного хозяйства, как необходимое условие научной организации производства, как важное средство формирования правильного отношения к труду и собственности у подрастающего поколения.

М.И. Богомолова в 80-90г.г. XX века исследовала генезис экономического воспитания детей в зарубежной и отечественной педагогике. Принцип историзма положен ею в основу отбора содержания, средств и методов экономического воспитания детей дошкольного возраста.

В диссертационной  работе анализируются разные точки зрения на процесс экономического воспитания. Значительный вклад в трактовку таких понятий, как «экономическое воспитание», «экономическое образование», «экономическая подготовка» внесли отечественные исследователи А.Ф. Аменд, Л.П. Кураков, Б.Т. Лихачев, В.А. Повстик, В.Д. Попов, A.C. Прутченков. Принимая во внимание все точки зрения, мы придерживаемся мнения, что экономическое воспитание есть целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности - бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости, а также усвоения знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам классифицировать современные исследования по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста по следующим направлениям:

- взаимосвязь  экономического воспитания с  трудовым и нравственным воспитанием  (А.Д. Шатова и др.);

- взаимосвязь  экономического воспитания с  математической, художественно-творческой  деятельностью дошкольников, формирующей реальное экономическое мышление (A.A. Смоленцева);

- педагогическая  технология экономического образования  детей дошкольного возраста, способствующая  формированию экономических представлений,  развитию воображения, умению  применять полученные элементарные экономические знания в новой ситуации (Л.Н. Галкина);

- организация  учебных ситуаций, формирующих у  ребенка экономические представления  о современной жизни (Е.А. Курак).

В работах перечисленных  авторов вопросы создания и использования соответствующих педагогических условий выступают не в качестве основного предмета исследования, а как частная задача, подчиненная решению других проблем (трудовому, нравственному воспитанию, ознакомлению с трудом взрослых). Анализ состояния теории и практики воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что процесс экономического воспитания происходит стихийно, фрагментарно, недостаточно разработана целостная теория экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Изложенные в первой главе теоретические аспекты изучаемой проблемы позволили нам разработать структурно-содержательную модель экономического воспитания детей 6-7 лет (рис. 1). В основу модели экономического воспитания положены системный, аксиологический и деятельностный подходы. Именно сочетание названных подходов способствует повышению творческой активности детей, развивает воображение, создает условия для мобилизации чувства коллективизма, бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости у детей.

Модель состоит  из целевого, организационно-педагогического, содержательно-деятельностного блоков. Целевой блок направлен на формирование начал экономической воспитанности. В организационно-педагогическом блоке  разрабатываются педагогические условия, воспитательно-образовательная программа «Экономика в детском саду»; принципы, на которых базируется процесс экономического воспитания (гармоничного восприятия экономической культуры, экономической направленности в воспитании, целенаправленной ориентированности на ценностные отношения, субъектности, целостности). Процессуально-деятельностный блок представлен комплексом средств (устное народное творчество, этические беседы, сю-жетно-ролевые игры, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, детская художественная литература, природа), форм (занятия, экскурсии, конкурсы, викторины, выставки, литературный досуг, тематические вечера, экономический кружок, встречи с интересными людьми), методов воспитания (диалог, воспитывающие ситуации, обращение к личному опыту, убеждение, пример, упражнения), способствующих достижению цели и результата.

Информация о работе Экономическая социализация детей