Экономическая социализация детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 13:40, реферат

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить оптимальные педагогические условия экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс экономического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: педагогические условия экономического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ экономическая социализация детей.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Для организации  воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении нами были созданы необходимые педагогические условия. Обогащению впечатлений способствовала созданная воспитателями игровая  экономическая зона: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, модель «Семейный бюджет», «Экономическое древо», постоянно обновляющиеся иллюстрации, варианты вывесок, карта города с местонахождением заводов, стенд «Экономическая азбука», «Что.раньше служило деньгами», иллюстрированные альбомы о нумизматике, а также мини-«мастерская добрых дел». Организация игровой экономической зоны предоставила детям возможность действовать самостоятельно, способствовала формированию их познавательной и практической активности, создавала возможности для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в многообразном мире экономики. Этому способствовала и компетентность педагогов, знакомых с сущностью экономических явлений, с миром экономических взаимоотношений в обществе.

Проведенные с  детьми экскурсии (на хлебокомбинат, микрорынок, в ателье, супермаркет, сберегательный банк, рекламное агентство) раскрывали общественную значимость этих учреждений в условиях города, знакомили с  трудовой деятельностью людей, результаты которой нужны другим людям, обществу (обеспечение хлебобулочной продукцией; доставка письменной корреспонденции, посылок, бандеролей; выплата пенсий; предоставление денег в кредит). Проведенные экскурсии дали возможность закрепить представления детей об истории города, его достопримечательностях, о хозяйственно-экономической жизни родного края.

Поскольку труд считается ведущей категорией экономической  науки, формирование деловых качеств  личности невозможно без решения  задач трудового воспитания детей. Поэтому мы широко использовали хозяйственно-бытовой труд («Готовимся к празднику», «Стирка кукольного белья», «Без воды нет чистоты»); труд в природе («Убираем урожай», «Готовим сад к зиме», «Наш уголок природы»); уход за животными, птицами, растениями; ручной труд. Все формы труда способствовали развитию таких качеств личности, которые характеризуют рачительного хозяина: старательность, аккуратность, бережное отношение к своим вещам и общественной собственности, эмоционально-ценностное отношение к труду.

Свои потребности  в творческой деятельности под руководством педагога дети реализовывали в мастерских группы «Делаем сами своими руками», в них особое значение придавалось  практической деятельности самих детей: организация ремонта игрушек, подклейка книг, подготовка подарков к празднику, изготовление детских поделок, поздравительных открыток. Это способствовало формированию трудолюбия, находчивости, деловитости, бережливости, организованности детей. Детские работы, выполненные на занятиях кружков «Умелые хозяева», «Вторая жизнь наших вещей», «Сказки из мусора», использовались в постановках кукольного театра, сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, на различных мероприятиях, организованных в группе и музыкальном зале, развивали активность и творчество детей.

Для активизации  познавательного интереса к экономике  особое внимание уделялось детским  вопросам. Чаще познавательный интерес  проявлялся к хозяйству семьи, продукции  различных предприятий, техническим  новинкам в сфере обслуживания (банкоматы, новые терминалы). Ни один из вопросов не оставался без ответа, обращалось внимание на происходящие изменения в жизни детского сада, события в экономической жизни города (появление новых автобусов, трамваев, благоустройство улиц). Благодаря творческим заданиям (нарисовать газету, придумать рекламный проспект, составить экономический кроссворд) и творческим играм («Презентация», «Репортер», «Ярмарка» и др.), сформировавшиеся у детей представления об экономике приобретали связь с жизнью.

Организация детских  турниров («Путешествие в мир сказок с экономическим содержанием»), тематических вечеров («Экономический досуг»), викторин («В гостях у Царицы Экономики»); общение детей со взрослыми и сверстниками во время встреч с людьми разных профессий; совместное участие детей и родителей в конкурсах, развлечениях, экскурсиях способствовали не только систематизации представлений детей о многообразии мира экономики, но и содействовали воспитанию деловитости, ответственности, заинтересованности в общем деле, согласованности в работе.

В зависимости  от сложности и новизны познавательного  материала в работе с детьми использовались различные методы воспитания: приучение, упражнения, поручения, создание воспитывающих  ситуаций, беседа, рассказ, использование  примера, обращение к личному опыту, одобрение, похвала. Метод убеждения выступал в виде суждений педагога (например: «Одним путешественникам был интересен мир, другие способствовали развитию торговли»; «Составляющими семейного бюджета являются доходы и расходы»; «Каждое предприятие выпускает свою продукцию»); высказывания аргументов (например: «Деньги необходимы для жизни людей», «Каждый человек должен соблюдать законы экономики», «Для успешного будущего необходимости получить хорошее образование); мнения о личном отношении педагога (например: к

матери как  самой трудолюбивой, внимательной, которая заботится о чистоте, уюте в доме; о запасах на зиму в семьях; о предпринимателях как  людях творческих); объяснение смысла экономических понятий (товар, цена, банк, собственность, страхование, сервис и др.); сорбщения о практическом значении экономических явлений (например: «Удобнее совершать покупки при помощи денег», «Следует знать товары, выпускаемые на предприятиях нашего города», «В супермаркете находится много товаров для того, чтобы покупатель мог приобрести все в одном месте», «Банк принимает деньги на хранение, предоставляет кредит, выдает по вкладам»); организация диалога педагога с детьми (например: «Какие культурные учреждения вы знаете в нашем городе? А в каких культурных учреждениях вы бывали сами?», «Как вы думаете, для чего нужны вывески, рекламные щиты?»; «Какие животные делают запасы на зиму? А какие запасы на зиму делают в ваших семьях?»). Метод упражнения содействовал оснащению ребенка поведенческими умениями (например: как следует вести себя в музеях, на выставках; как выбирать товар в супермаркете, выполнять операции в банках, к кому и как правильно обращаться за помощью в этих учреждениях). Широкое применение было дано и нетрадиционным методам: использование модели «Семейный бюджет», «Экономическое древо», работа с картой «Предприятия нашего города», «Природные богатства Республики Татарстан»; составление кроссворда, рекламных проспектов «Моя любимая игрушка», изготовление сувениров, подарков, поделок. Использование вышеперечисленных методов способствовало экономическому воспитанию, развитию любознательности, познавательного интереса к экономике.

Повышению экономической  компетентности родителей в первую очередь способствовали консультации («Экономическое воспитание дошкольников», «Воспитание ответственности»), беседы («Воспитание бережливости», «Дети и бизнес»), родительские собрания («Роль семьи в экономическом воспитании детей»); круглые столы («Как воспитать помощника», «Участие в жизни детского сада»), дискуссии («Профессиональное будущее наших детей», «Реклама и антиреклама детских игрушек»). Для распространения лучшего опыта семейного воспитания в группе была заведена книга для родителей «Экономическое воспитание нашего детства»; организован клуб увлечений родителей «Домашняя мастерская».

Родители были партнерами детей во время совместных мероприятий, принимали участие  в сюжетно-ролевых («Супермаркет»), дидактических играх («Экономическое лото», «Счастливый случай»), исполняли  ведущие роли, помогали детям довести  игру до завершения, учили тактично общаться с партнерами; участвовали в составлении экономических кроссвордов, таблицы «Семейный бюджет»; конкурсе стенгазет («Какой бы ты хотел видеть свою группу?», «Наш город»); в изготовлении альбомов по профессиям; оформлении рекламных проспектов; в экскурсиях, в организации встреч с творческими людьми.

Таким образом, вовлечение семьи в воспитательно-образовательный  процесс дошкольного учреждения позволило обеспечить единство воспитательных воздействий, добиться взаимопонимания и взаимодействия, а также повысить эффективность проведенной работы в экспериментальной группе.

Для оценки результативности опытно-экспериментальной работы по экономическому воспитанию детей 6-7 лет  был проведен контрольный этап эксперимента по методике констатирующего.

Рис.2. Уровни сформированное™  экономической воспитанности детей 6-7 лет (начальный и итоговый срезы).

Положительная динамика сформированности экономической  воспитанности у детей старшего дошкольного возраста прослеживается в обеих группах, но в экспериментальной группе этот рост значителен. Анализ полученных данных показывает, что после целенаправленной работы по экономическому воспитанию возросло количество детей, отнесенных к высокому и среднему уровню экономической воспитанности. Важно отметить на контрольном этапе эксперимента умение детей применять полученные знания об экономической жизни в беседах с родителями, в играх, в творческой деятельности. При исполнении ролей дети все чаще стали характеризовать отношение человека к человеку, к вещам. В трудовой деятельности повысилась активность в выполнении трудовых поручений, отмечалась слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность. В речи детей экспериментальной группы вес чаше стали звучать экономические термины, ребенок устанавливал простейшие экономические связи (в частности в играх).

Объективность и достоверность полученных результатов  была доказана с помощью методов  математической статистики. Анализ количественных и качественных данных эксперимента подтверждает гипотезу о том, что результаты достигнуты за счет того, что созданные педагогические условия и разработанная нами модель выявили возможности экономического воспитания детей 6-7 лет и оказали позитивное влияние на уровень экономической воспитанности ребенка.

Как показало проведенное  исследование, первоначальные экономические  знания ребенок получает в семье, дальнейшее их расширение происходит в условиях дошкольного учреждения, С поступлением в школу возникает  потребность в проявлении новых  качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим. Поэтому воспитание бережливости, ответственности, деловитости, заложенные в детском саду, является необходимым условием успешной учебной деятельности и активной школьной жизни.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и  позволили в заключении работы сделать следующие выводы:

1. Теоретический  анализ философской, историко-педагогической, психологической, научно-методической литературы, изучение опыта работы и ¡проведение оггыт-но-экспериментального исследования показали, что экономическая воспитанность является сложным личностным образованием, позволяющим адаптироваться к многообразному миру экономики, окружающей социальной среде, которая влияет на взаимоотношения между людьми.

2. На основе  системного, аксиологического, деятельностного  подходов разработана модель  экономического воспитания детей;  отражающая содержание процесса  экономического воспитания в  дошкольном образовательном учреждении. Эффективность реализации модели экономического воспитания связана: с отбором содержания информации об экономике, с применением соответствующего комплекса средств, методов воспитания, форм организации деятельности, позволяющих осуществлять активную включенность детей в познавательную, игровую, трудовую деятельность по творческому познанию экономики с учетом научно обоснованных принципов и созданных необходимых педагогических условий. Использование разработанной модели в рамках формирующего этапа эксперимента способствовало: формированию нравственно-ценностных ориентации: уважительного отношения к законам экономики, воспитанию бережливости, деловитости, ответственности, предприимчивости; обогащению знаний детей экономической информацией, расширению познаний в области экономики.

3. Созданные  необходимые педагогические условия  (воспитывающая среда; организация  и насыщение видов детской  деятельности информацией об  экономической жизни семьи, людей,  общества и развитие на этой  основе познавательного интереса к позитивным нормам и ценностям социально-экономического общества; взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в становлении начал экономической воспитанности у детей) обеспечили успешность экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработанные  показатели экономической воспитанности  (наличие знаний о потребностях  семьи, представлений о труде  родителей; проявление познавательного  интереса к экономике и окружающим  явлениям современного социума; умение реали-зовывать имеющиеся экономические знания в разных видах деятельности, общаться со взрослыми и сверстниками; нравственно-экономические качества личности - бережливость, деловитость, ответственность, предприимчивость) и соответствующие им критерии позволили определить уровни экономической воспитанности детей.

5. Экспериментальная  работа показала возможность  экономического воспитания детей  путем создания необходимых педагогических  условий и с помощью разработанной  программы «Экономика в детском саду».

Данное исследование не может являться исчерпывающим  решением обозначенной проблемы и требует  дальнейшей работы в следующих направлениях: рассмотрение преемственных связей дошкольного учреждения с начальной  школой в формировании экономической  воспитанности на основе ценностно-смысловых установок.

Основные  положения диссертации и результаты проведения исследования отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в рецензируемых  научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

1. Беляева, Н.Л.  Теоретические подходы к экономическому воспитанию в отечественной педагогике /Н.Л.Беляева // Специальный выпуск Известия СамНЦ РАН "Актуальные проблемы гуманитарных наук" 2006,- №4. - С.155-160. (0,5 п.л.)

2. Беляева, Н.Л.  Отражение экономических представлений  в играх детей дошкольного возраста /Н.Л.Беляева // Вестник Костромского Государственного Университе-

та им. Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика, психология, социальная работа, ювеноло-гия, социокинетика, 2008. 2.-С.124-128. (0,4 п.л.) '

Статьи в сборниках  научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях:

3. Беляева, Н.Л.  К изучению проблемы экономического  воспитания и образования дошкольников  студентами заочного отделения  /НЛ.Беляева //Высшее педагогическое  образование без отрыва от  производства в новых социально-экономических условиях: тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. - Набережные Челны, 1998. - С. 24 - 25.(0,08 п.л.)

4. Беляева, Н.Л.  Роль художественной литературы  в экономическом воспитании детей  старшего дошкольного возраста /НЛ.Беляева // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического института. Набережные Челны: Издательство «КаМАЗ», 2000. - С. 46 - 47. (0,08 п.л.)

5. Беляева, Н.Л.  Пути формирования экономических  представлений у детей старшего  дошкольного возраста о современных профессиях взрослых /Н.Л.Беляева // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического института. - Набережные Челны, 2001. (0,08 п. л.)

Информация о работе Экономическая социализация детей