Шпаргалки по "Психологии эмоций"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:43, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1 Многоаспектность определения эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Роль положительных и отрицательных эмоций.
Под эмоциями подразумевают субъективные реакции животных и человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и так далее.Термин «эмоция» употребляется в разных смыслах, например: 1)для обозначения субъективных ощущений, которые можно изучать только путём непосредственного самонаблюдения (интроспекции);2)для обозначения экспрессивных проявлений при наблюдении за другими особями;3)для описания сложного поведения типа драки, побега и так далее.

Вложенные файлы: 1 файл

по психологии эмоций к зачету.docx

— 120.58 Кб (Скачать файл)

 

25. Эмоциональные процессы  в структуре мыслительной деятельности. Психологические характеристики мыслительного процесса, мышления как деятельности, ориентировки в задаче будут существенно неполными без рассмотрения роли эмоциональных процессов в реальном поиске решения, в формировании психического отражения на уровне мышления. В исследованиях эмоциональной регуляции поиска и конкретизируется тезис о субъектности мышления. Важно учитывать мотивационную обусловленность мышления, но этого недостаточно, необходимо также дать характеристику эмоциям, которые "отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.

Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой подчеркивается лишь негативное влияние эмоций на познание, абсолютизировались факты  искажения отражения реальности под влиянием эмоций: представление  о логике чувств у Рибо, об аутистическом мышлении у Блейлера. В истории психологии существовала попытка ввести специальное понятие "эмоциональное мышление", она осуществлена в работе Г. Майера.

"Эмоциональное мышление" классифицируется  далее Майером на "аффективное"  и "волевое". К первому автор  относит эстетическое и религиозное  мышление. аффективное мышление, хотя и выделяется в качестве самостоятельного, получает лишь общую характеристику, трактуется как вид умозаключения. В отечественной психологии, в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и А.Н.Леонтьева были заложены методологические основы для преодоления традиционного разрыва между познавательными и эмоциональными процессами и, в частности, отрыва мышления от эмоциональной (и мотивационной) сферы. В этом контексте важны положение Л. С. Выготского о единстве интеллекта и аффекта и положение С. Л. Рубинштейна о том, что мышление как реальный психический процесс само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоция - единством эмоционального и интеллектуального. Значимым является также положение А.Н.Леонтьева о том, что мышление как деятельность имеет аффективную регуляцию, непосредственно выражающую ее пристрастность. Важными также являются и положения об общих функциях эмоций. Экспериментально-психологические исследования эмоциональной регуляции мыслительной деятельности начались сравнительно недавно, но без них уже нельзя представлять себе современную психологию мышления,ведь "Внутренние условия" мышления - это и возникновение, и сложная динамика эмоциональных оценок.

 

28. Аналитический обзор 2-3 журнальных  статей по проблеме «Психология эмоций». Управление эмоциями.  Е.В. Сидоренко «Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии», Управление эмоциями  Журнал Психологос, Управление эмоциями.. Автор: Лявенко Татьяна Александровна, Управление эмоциями. Автор: Александр Климов.

Мы умеем  подбирать слова, продумываем фразы. Нас с детства учат говорить правильно  – в соответствии с ситуацией. Но ведь и состояния, например эмоции, можно подбирать как слова – в соответствии с ситуацией, идеей и задачей. Так как эмоции "приобретение" крайне древнее, изначально более подходящее для жизни в дикой природе, довольно часто они возникают (или не возникают) не там, не тогда когда нужно или не с нужной интенсивностью.

 В  "западной" культуре считается,  что управление эмоциями (да и  чувствами вообще) дело весьма  сложное и дается с большим  трудом. Надо добавить, что в самых  различных культурах обычно принято  считать управление каким-то каналом  восприятия сложной. Североамериканские  индейцы как раз считают, что  управлять чувствами очень просто (в книжках Фенимора Купера описано, как индейцы спокойно относились к боли), а вот для того, чтобы управлять образами нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс. Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса – анестезия, кажется чудом?

То, что  для управления эмоциями нужно прикладывать определенные усилия – с этим скорее всего согласятся все. "Без труда не вынешь рыбку из пруда". Но насколько велики должны быть эти усилия?

Эмоция  возникает как реакция на внешнее  событие. Каждая из эмоций работает на нас и для нас и то, что  она делает, обычно идет нам на пользу. Исключение из правил составляют случаи, когда эмоция является более интенсивной, чем того требует ситуация, и тогда  она оказывает дезорганизующее разрушительное действие. Вторым исключением является стереотип поведения, который выработался с детства и не меняется в течение жизни, хотя человек может понимать, что он давно не приносит результата. Третье исключение составляют случаи, когда происходит конфликт между собственными убеждениями и нравственными нормами человека и его чувствами (Я не должен так себя вести), а также конфликт между чувствами и самовосприятием ( Я не должен этого чувствовать). Существуют три способа (не считая лекарственных и наркотических) регуляции эмоций:

1. Регуляция  посредством другой эмоции предполагает  сознательные усилия, направленные  на активацию другой эмоции, противоположной той, которую вы переживаете в данный момент, с тем, чтобы подавить последнюю или снизить ее интенсивность.

2. Когнитивная  регуляция предполагает использование  процессов внимания и мышления  для подавления нежелательной  эмоции или установления контроля  над нею. 

3. Моторная  регуляция предполагает вовлечение  произвольно управляемых мышц  в физическую активность, снижающую интенсивность эмоционального переживания.

Эффективная эмоциональная регуляция, как правило, является результатом совместной работы чувства, мысли и действия. Так, например, в печали нам бывает трудно вызвать  у себя приятные переживания. Однако если вам удастся переключить  свое внимание на события или деятельность, которые обычно вызывают у вас  интерес или радость, то вероятность того, что вы преодолеете печаль, резко возрастет. Если при этом вы еще и активно займетесь деятельностью, которая вам интересна, которая требует от вас физической и умственной самоотдачи, то вы наверняка испытаете радость и победите печаль. (Э.Изард Психология эмоций) Для активизации другой эмоции большую роль играет использование изменения телесных проявлений. Джеймс в работе (James W.' What is an emotion?)описывает связь между эмоциями и телесными проявлениями, что показывает, как, меняя состояние тела, мы можем управлять своими чувствами и эмоциями:

Ещё в  конце позапрошлого века Фрейд открыл, что причинами истерии являются ущемленные аффекты.  
Как правило, цепь запретов и появления ущемленных аффектов состоит из нескольких этапов: внушение кем-то извне запретов на возможность эмоционально реагировать либо действовать в соответствии с внутренними мотивами (желаниями) → усвоение внешних запретов в качестве собственных убеждений → запрет самому (самой) себе эмоционально реагировать либо действовать → появление ущемленных аффектов и, как следствие, в итоге т.н. аффективного поведения → усиление запретов как способ борьбы с прорывающимися эмоциями или неконтролируемыми действиями → появление новых ущемленных аффектов и далее по кругу. По порочному кругу. Хотя слово "порок" в данном контексте звучит забавно, ибо выход из такого круга возможен в том числе с помощью "порока", точнее, большей сексуальности, но это вообще отдельная тема...

То есть: контроль эмоций, особенно контроль СИЛЬНЫХ  эмоций (аффектов) - прямая дорога к  истерии и неврозам. И как следствие - к ещё большим вспышкам эмоций, причем доля негативных эмоций в этих вспышках нарастает лавинообразно, и в итоге истерика у человека становится основным типом реагирования на любые раздражители.

(при условии, что нам нужно что-то делать в этой ситуации).

 

29. Чувства человека как форма  переживания взаимоотношений человека  с миром и другими людьми. Различие  понятий эмоции и чувства. Чувства человека как сложные целостные образования. Нравственные, интеллектуальные, коммуникативные, праксические, эстетические, мировоззренческие чувства. Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.

Чувства (высшие эмоции) – особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны.Чувства человека — это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определённых объектов, лиц или даже предметных областей (например искусство) и определённых сфер деятельности. Как отдельные местные раздражения не определяют сами по себе однозначно чувственных качеств восприятия, точно так же и периферические висцеральные возбуждения не определяют сами по себе чувств; в состав их включаются интеллектуальные компоненты    Чувства классифицируются не только по содержанию, но и по силе. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.  
    Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие неослабную энергию, направленную на достижение единой цели или предмета страсти предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека. Объектом страсти может быть человек другого пола, определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими.  
    Когда человек сегодня страстно стремится к одному, а завтра уже к чему-то другому, то следует говорить об увлечениях. Увлечение отличается от страсти не тем, что человек менее активно действует, а тем,, что увлечение менее устойчиво и органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойственны людям, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, то есть импульсивным.  
    Чувства, порожденные деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью, выделяют в еще один вид чувств. Практические или праксические чувства - это эмоциональный отклик на все богатство и многообразие человеческой деятельности.  
        Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.  
    Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному.    К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.  
    Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче , чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний - вот примеры такого чувства.  
    К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту.    Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.    Эстетические чувства возникают не только при восприятии физически прекрасного. Морально прекрасное так же вызывает эстетические чувства.

 

30. Индикаторы проявления чувств, их детерминанты и последствия. 

Измерение – эмоция – индикатор/чувство

Удовольствие

-долг - почтительный, поклоняющийся, духовный;

-доверие 

-гордость - гордый, превосходящий, стоящий;

-привязанность  - любящий, лаковый, дружелюбный;

-невинность  – невинный, чистый, невиновный;

-благодарность  - благодарный, признательный;

-безмятежность - расслабленный,  комфортный, спокойный;

-желание - желающий, задумчивый, жаждущий, надеющийся;

-радость - радостный, счастливый, довольный;

-способный - уверенный, самоконтролируемый, компетентный.

Возбуждение

-интерес – внимательный, любопытный;

-гипоактивация -  скучный, сонный, вялый;

-активация – возбужденный, активный, взволнованный;

-удивление – удивленный, раздраженный;

-безразличный - не впечатленный, не информированный, не взволнованный;

-вовлеченный - вовлеченный, информированный, просвещенный, заинтересованнный;

-безумие - озабоченный, отвлеченный, невнимательный;

-веселый - игривый, развлекающийся, беззаботный;

-презрение - презрительный, брезгующий.

Доминирование

-конфликт - напряженный, фрустрированный, конфликтный;

-вина - виноватый, раскаивающийся, сожалеющий;

- беспомощность - бессильный, подавленный;

-досадность - досадный, огорченный, сожалеющий, унылый;

-страх - испуганный, тревожный;

-стыд - сконфуженный, униженный;

-гнев - разъяренный, взбешенный;

-гиперактивация -  паникующий, сконфуженный, перестимулированный;

-отвращение - раздраженный, не желающий;

-скептицизм - подозрительный, недоверчивый.

 

  1. Дружба как избирательная привязанность. Причины дружеских отношений. Критерии выбора друзей. Правила поведения друзей.  Дружба - форма межличностных отношений, основанная на общности интересов и взаимной привязанности. Она предполагает не только общность положения и интересов, но и взаимную симпатию, эмоциональную привязанность. Психологическое содержание и функции Д. меняются с возрастом. Детская Д. не рефлективна, непосредственна и связана гл. обр. с совместной деятельностью. С развитием самосознания в подростковом и юношеском возрасте появляется потребность в интимной Д., носящей «исповедный» характер, в друге, с которым можно было бы обсудить и соотнести собственные переживания. Юношеская Д., как первая самостоятельно выбранная привязанность, необычайно эмоциональна и во мн. предвосхищает любовь. У девочек потребность в интимной Д. возникает раньше и выражена сильнее, чем у мальчиков, к-рые тяготеют к групповому товарищескому общению. В период зрелости круг общения люден дифференцируется, появляются новые значимые привязанности (любовь, семейные и родительские чувства). Отношения Д. теряют свою исключительность и совмещаются с др. отношениями (семейными, общественными, производственными). Роль друга остается тем не менее чрезвычайно важной, что особенно сильно проявляется в кризисных для личности ситуациях. В качестве силы, соединяющей людей, Д. всегда считалась важной социально-нравственной ценностью. Не случайно в широком смысле понятие Д. обозначает не только межличностные, но и социальные отношения.

Информация о работе Шпаргалки по "Психологии эмоций"