Шпаргалки по "Психологии эмоций"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:43, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1 Многоаспектность определения эмоций в отечественной и зарубежной психологии. Роль положительных и отрицательных эмоций.
Под эмоциями подразумевают субъективные реакции животных и человека на внутренние и внешние раздражения, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, страха, гнева, тоски, радости, надежды, грусти и так далее.Термин «эмоция» употребляется в разных смыслах, например: 1)для обозначения субъективных ощущений, которые можно изучать только путём непосредственного самонаблюдения (интроспекции);2)для обозначения экспрессивных проявлений при наблюдении за другими особями;3)для описания сложного поведения типа драки, побега и так далее.

Вложенные файлы: 1 файл

по психологии эмоций к зачету.docx

— 120.58 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

16. Восприятие и  понимание эмоций других людей.  Эмоциональный интеллект как  способность распознавать собственные  эмоции, владеть ими и понимать эмоции других людей. Эмоциональная память и эмоциональный слух. Понимание эмоций другого человека определяется многими факторами, в частности, индивидуальными особенностями как оцениваемого, так и опознающего. Так, В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающее, чем на самих себя. Она установила также, что люди необщительные, эмоционально неустойчивые, с развитым образным мышлением, более старшие по возрасту успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния. И. А. Переверзева (1989) показала, что наблюдателю труднее распознать эмоции у лиц со склонностью к отрицательным эмоциональным переживаниям, так как им свойственно скрывать выражение своих эмоций.  
Эмоциональный интеллект – это способность воспринимать чужие и собственные эмоции как ценные сигналы, управлять эмоциональными потоками и собственной мотивацией с целью повышения индивидуальной эффективности

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛУХ - сравнительно новый термин, предложенный биологом В. П. Морозовым (1985) для давно известной  и изучавшейся в психологии способности  распознавать по звуку голоса (в  частности, говорящего) человека его эмоциональное состояние. Э. с. рассматривается как эволюционно более древняя форма слухового восприятия по сравнению с речевым (семантическим) слухом. ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ -  — память на эмоционально окрашенные события. П. э. имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицат. переживания. П. э. м. б. прочнее др. видов памяти: иногда от давно прошедших событий в памяти остается только чувство, впечатление.

 

    1. Саморегуляция эмоций и чувств Можно выделить три уровня эмоциональной саморегуляции личности:
  1. бессознательная эмоциональная саморегуляция
  2. сознательная волевая эмоциональная саморегуляция
  3. сознательная смысловая эмоциональная саморегуляция.

Первый уровень эмоциональной  саморегуляции обеспечивается механизмами психологической защиты, которые действуют на уровне подсознания и направлены на то, чтобы оградить сознание от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Второй уровень – сознательная волевая эмоциональная саморегуляция. Она направлена на достижение комфортного эмоционального состояния с помощью волевого усилия. Сюда также относится волевой контроль внешних проявлений эмоциональных переживаний (психомоторных и вегетативных).

Третий уровень – сознательная смысловая (ценностная) эмоциональная  саморегуляция – это качественно новый способ решения проблемы эмоционального дискомфорта. Она направлена на устранение его глубинных причин – на решение внутреннего потребностно-мотивационного конфликта, что достигается путем осмысления и переосмысления собственных потребностей и ценностей и порождения новых жизненных смыслов.

 

 

 

18. Эмоциональные состояния  личности. Наиболее общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека называется настроением. Оно весьма разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т.п. Настроение является эмоциональной реакцией не на прямые последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

Аффект (от лат. affectuctus — “душевное волнение”) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.Ни одному человеку не удается жить и работать, не испытывая стрессов. Эмоциональным состоянием, близким к стрессу, является синдром “эмоционального выгорания”. Данное состояние возникает у человека, если в ситуации психического или физического напряжения он длительное время испытывает отрицательные эмоции. При этом он не может ни изменить ситуацию, ни справиться с негативными эмоциями. Эмоциональное выгорание проявляется в снижение общего эмоционального фона, равнодушие, уход от ответственности, негативизм или циничность по отношению к другим людям, потеря интереса к профессиональным успехам, ограничение своих возможностей. Как правило, причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие для карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний. Эмоциональное выгорание препятствует профессиональному и личностному росту и, также как и стресс, приводит к психосоматическим нарушениям.

Фрустрация (от лат. frustration — “обман”, “расстройство”, “разрушение планов”) — состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (ли субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.Фрустрация сопровождается целым набором отрицательных эмоций, способных разрушить сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

 

 

 

 

19. Настроение как общее  эмоциональное состояние, его  чувственная основа, мотивация и личностный характер. Основные характеристики настроения, его структура, многообразие причин и форм проявления. Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Отличаются от эмоции длительностью протяжения во времени. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное и т.д. Виды настроений:

1) Благополучное (повышенный тонус,  повышенная активность). 2) Воодушевленное. 3) Созерцательное. 4) Синтоническое (ровное). 5) Деятельное (старание на фоне утомления). 6) Унылое. 7) Дисфорическое (пониженный тонус и активность, возможна гневливость).

Левитов понимает настроение как общее  эмоциональное состояние, которое  в течение определенного времени  окрашивает переживания и деятельность человека. По А. Изену, настроение — это течение или поток гедонически ориентированных идей, мыслей и образов, извлекаемых из памяти. Их объединяет общий положительный или отрицательный гедонический тон.По Л. М. Веккеру (2000), настроение — это душевное самочувствие, которое человек испытывает наряду с физическим самочувствием. В отличие от эмоционального тона ощущений и эмоций настроение в большинстве отечественных учебников по психологии характеризуется:

1) слабой интенсивностью;

2) значительной длительностью;  настроение может длиться часами, а то и днями;

3) подчас неясностью его причины;  испытывая то или иное настроение, человек, как правило, слабо осознает причины, его вызвавшие, не связывает его с определенными людьми, явлениями или событиями (при плохом настроении у человека после сна говорят, что он сегодня встал не с той ноги);4) влиянием на активность человека; постоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе. Структура настроения. Л. В. Куликов (1997), посвятивший настроениям специальную монографию, развивает собственный подход к их рассмотрению. Он выделяет в настроении пять компонентов: релятивный (оценочный), эмоциональный, когнитивный, мотивационный и физического самочувствия.

 

 

 

  20. Аффективные состояния. Страсть как сильное, стойкое, длительное эмоциональное состояние. Аффективные состояния - Психические состояния, характеризующиеся заметной эмоциональной окрашенностью: эмоциональные состояния, состояние аффекта, настроение и т.п.

Аффект.   Стремительно и бурно протекающая, наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию и способная принять форму аффекта патологического. Также под аффектом в общей психологии понимается в целом эмоционально-чувственная сфера человека.

Признаки склонности к аффективным состояниям   Долго помните оскорбления, выясняете отношения, трудно сделать первый шаг к примирению, долго переживаете из-за несправедливости.Страх - безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, выражающаяся в резком изменении жизнедеятельности организма. Страх возник как биологически защитный механизм.В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха - дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т. д. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. (Этот гормон и вызывает специфический синдром страха.)Социально обусловленные причины страха - угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, - ужас.Лица с ослабленной психикой (психастеники) могут иметь навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности - фобии (боязнь высоты, острых предметов и т. п.).Страх - пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер - гнев.страсть — сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им. Есть волевой момент стремления. Страсть собирает и бросает силы на что-то одно. Из духовных страстей на первом месте стоят гордость, тщеславие и самолюбие или себялюбие, о которых уже говорилось в их отношении к эксцентризму и отступничеству.

 

 

23. Эмоциональные особенности  личности. Эмоциональность как тип  темперамента. Модальностные типы эмоциональности. Оптимисты – пессимисты.В зависимости от выраженности разных сторон эмоциональности выделяются эмоциональные типы людей, относимые к разным типам темперамента (характера). Одна из первых таких попыток была осуществлена в классификации типов темперамента Хейманса — Ле Сенна (Робер, Тельман, 1988). Типы выделяются по сочетанию трех основных характеристик: эмоциональности (Э+ и Э-), активности (А+ и А-) и первичности и вторичности (П и В). Эмоциональность понимается авторами типологии как степень легкости возникновения эмоционального состояния в данной ситуации, а также его интенсивность. Активность отражает потребность в действии, в осуществлении плана, замысла. Высокоактивные люди не выносят безделья, простоя. Поэтому они всегда находят себе занятие. Другие инертны, долго думают, прежде чем начать что-то делать. Первичность характеризует другую сторону эмоциональности — быстроту исчезновения эмоции. Многие люди недолго остаются под впечатлением пережитого. Они непрестанно «разряжают» свои эмоции. Таких людей авторы называют «первичными» (скорее, это эмоционально-лабильные). «Вторичные» люди являют собой противоположность «первичным»: их настроение чаще всего бывает ровным. Однако когда чаша их терпения переполняется, сильно гневаются, обижаются и долго остаются под впечатлением пережитого.

Исходя из сочетания этих свойств  были выделены восемь типов характеров:

— нервный: Э+, А-, П;

— сентиментальный: Э+, А-, В;

— бурный, очень деятельный: Э+, А+, П;

— страстный: Э+, А+, В;

— сангвиник: Э-, А-, П;

— флегматик: Э-, А-, В;

— аморфный, или беспечный: Э-, А+, П;

— апатичный: Э-, А+, В.

Оптимизм и пессимизм (от лат. орtimus– «наилучший», реssimus– «наихудший») – это понятия, характеризующие ту или иную положительную или негативную систему взглядов человека о мире, о происходящих и ожидаемых событиях и т. д.В качестве психологической эмоциональной характеристики человека – это его общий тон и настрой на восприятие и оценку действительности. У оптимиста светлый, радостный тон восприятия жизни и ожидания будущего, у пессимиста – настроение безысходности.   По теории Зелигмана (Sеligmаn, 1990), оптимизм и пессимизм – различные усвоенные когнитивные стили.

 

 

 

 

 

24. Эмоциональные особенности  личности. Совестливые. Застенчивые,  тревожные, обидчивые. Сентиментальные  и эмпатийные. Эмоциональные типы людей Принято различать следующий эмоциональные типы людей: 1) оптимисты – пессимисты; 2) застенчивые; 3) обидчивые и мстительные; 4) сентиментальные; 5) эмпатийные; 6) тревожные; 7) совестливые; 8) любознательные. 
1. Оптимисты – пессимисты. Оптимизм и пессимизм (от лат. optimus – наилучший и pessimus – наихудший) – это понятия, характеризующие ту или иную положительную или негативную систему взглядов человека о мире, о происходящих и ожидаемых событиях и т.д. Как психологическая эмоциональная характеристика человека – это его общий тон и настрой на восприятие и оценку действительности. У оптимиста это светлый, радостный тон восприятия жизни и ожидания будущего, у пессимиста – настроение безысходности.  
2. Застенчивые. Застенчивость характеризуется склонностью человека к робкому или стыдливому поведению в общении.Застенчивые часто погружены в себя, необщительны. Им легче общаться с младшими по возрасту. Они склонны к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации.  
3. Обидчивые и мстительные. Обидчивость как эмоциональное свойство личности определяет легкость возникновения эмоции обиды. У отдельного человека могут иметься особо чувствительные пункты обидчивости, с которыми он связывает наибольшую ущемленность чувства собственного достоинства и при задевании которых может дать бурную аффективную реакцию.Мстительность – это склонность человека к мести, т.е. к агрессии в оплату за причиненное зло. Мстительность больше выражена у лиц, склонных к автократическому стилю руководства.  
4. Сентиментальные. Некоторым людям свойственна эмоциональная чувствительность особого рода, обозначаемая как сентиментальность (от франц. sentiment – чувство) – это излишне эмоциональная чувствительность, имеющая оттенок слащавости, приторной нежности и слезливой умилительности. Сентиментальные натуры склонны к созерцательности. Они чувствительны и пассивны, их чувства не вызывают активной деятельности, мир их переживаний замкнут в самом себе, они любуются своими переживаниями.  
5. Эмпатийные.  
 
6. Тревожные. Тревожность – это выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям состояния тревоги в самых различных жизненных ситуациях.  
7. Совестливые. В ряде работ зарубежных авторов совесть, или способность испытывать вину, рассматривается как личностная черта. Одним из первых сделали такую попытку Дж. Уайтинг и И. Чайлд (1953). Формированию совестливости способствуют культурные традиции, религиозное воспитание, вера в Бога, нравственное воспитание, формирование социально зрелой личности. 
8. Любознательные. Любознательность проявляется как положительное отношение и целенаправленное стремление к приобретению новых знаний.

Информация о работе Шпаргалки по "Психологии эмоций"