Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:36, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

psikhologia_otvety.docx

— 527.79 Кб (Скачать файл)

2. Предмет и методы истории психологии 


Предметом истории психологии являются закономерности формирования и развития взглядов на психику, которые рассматриваются  в разрезе различных подходов к пониманию психической реальности. Предмет истории психологии отличается от предмета психологии, поэтому их необходимо разграничивать[1]. Предметом психологии как науки служат факты, механизмы и закономерности психической жизни. На протяжении многих столетий психология фактически являлась одним из разделов философии. После выделения психологии в качестве отдельной науки в конце XIX – начале XX вв. она сохранила связь с философией, временами ослабевавшую, временами усиливавшуюся. Кроме того, на психологию оказали влияние достижения естествознания, медицины, этнографии, социологии, теории культуры, искусствоведения, математики, логики, языкознания. По этой причине в истории психологии анализируется взаимодействие данной науки с другими науками, но приоритет имеет связь психологии с философией и естествознанием[2].

Методы, используемые в истории психологии, существенно отличаются от методов  общей психологии. Если основными  методами в психологии являются наблюдение, тестирование и эксперимент, то в  истории психологии используются историко-генетический метод, историко-функциональный метод, биографический и автобиографический метод, метод систематизации психологических  высказываний, метод интервьюирования и др. В последние десятилетия  в истории психологии получают распространение  методы категориального анализа[3]. Основной метод истории психологии — теоретическая реконструкция, при использовании которой научные системы прошлого и программы получения, обоснования и систематизации психологических знаний описываются и критически анализируются в соотнесении с достижениями современной психологии [4]. Значимость анализа научных ссылок в целях изучения состояния и развития психологических исследований ограничена, так как частота цитирования зависит не только от объективной ценности научной публикации, но и от ряда иных обстоятельств. Например, о российской психологии за рубежом мало что известно по причине языковых барьеров. Таким образом, анализ научных ссылок может применяться в истории психологии лишь в сочетании с другими методами

3. Общие представления о методологии науки

1.1. Понятие метода в  узком и широком смысле

В словарях и энциклопедиях  обычно дается определение методологии  как учения о методе, под которым, в свою очередь, понимается совокупность приемов, способов, регулятивных принципов  познавательной деятельности1, обеспечивающих ей «верный путь к цели», т. е. к  объективному знанию. Соответствие, сообразность действия поставленной цели есть то исходное значение метода в широком смысле — как «пути к цели», которое  нередко заслоняется пониманием его в качестве характеристики операциональной стороны действия (способ, прием и т. п.). Такое более широкое понимание метода можно найти, например, в Философ¬ской энциклопедии, где он определяется как «форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта» [Философская энциклопедия, 1964, т. 3, с. 309].

Метод (в широком смысле) — путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний (принципов).

Методология — учение о методах и принципах познания.

Можно выделить по крайней мере два понимания методологии, развиваемых: 1) как представленное при рефлексии теории познания понимание  метода в указанном широком смысле и 2) как учение о системе методов (в узком смысле), посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретико-эмпирического исследования проверяется правдоподобие (или истинность) теории (или теоретической гипотезы).

Таким образом, в  методологии психологии должно присутствовать как общефилософское представление  о методе и связи его с принципами познания, так и более детально разрабатываемое в методологии  науки (или в науковедении) понимание методов как системы исследовательских способов отношения к познаваемой действительности.

Метод (в узком смысле слова) представляет собой реализацию определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, направляющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследо¬вания.

Так, «пассивный»  метод наблюдения отличается от экспериментального метода как «активного» тем, что  при втором методе для проверки ка¬узальных гипотез реализуется активное отношение — посредством вмешательства в изучаемые реалии. В психологии второе понимание методологии предполагает выделение системы методов, направленных на достижение цели познания (и реконструкций) психологической реальности. Однако вернемся к первому из названных выше пониманий метода.

В общей методологии  науки принимается положение, что  метод находится в неразрывном  единстве с теорией: любая система  объективного знания может стать  методом. По существу метод — это  сама удостоверенная практикой теория, обращенная к практике же исследования; любой закон науки, будучи познанным, выступает и как принцип, и  как метод познания. В этом смысле правомерно говорить о методе как  теории в действии.

Поскольку метод  связан с использованием предварительных  знаний, методология может подразделяться на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учение о способах и приемах исследования, опирающихся  на эти основы.

В учении об исходных основах познания анализируются  и оцениваются те философские  представления и взгляды, на которые  исследователь опирается в процессе познания. Следовательно, эта часть  методологии непосредственно связана  с философией, с мировоззрением, априорным принятием некоторых  посылок. В учении о способах и  приемах исследования рассматриваются  общие стороны частных методов  познания, составляющих общую методику исследования.

В этом определении  сняты крайности понимания методологии  как исключительно философско-мировоззренческого основания познания или только как  набора технических средств, приемов, процедур исследования. Вторая из названных  точек зрения свойственна ученым и философам позитивистских ориентаций, которые отрицают важную роль мировоззрения  в познании.

Итак, говоря о методологии , мы имеем в виду особую форму ре¬флексии, самосознания науки (особый род знания о научном знании), включающую в себя анализ предпосылок и оснований научного познания (прежде всего философско-мировоззренческих), методов, способов организации познавательной деятельности; выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры; критическую оценку получаемых наукой знаний, определение исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации [Юдин, 1978]. Применительно к конкретной науке методологический анализ включает также ответы на вопросы о предмете науки, в том числе о критериях, отграничивающих ее предмет от предмета смежных с ней наук; об основных методах данной науки, о строении ее концептуального аппарата. К методологии относятся также анализ используемых в науке объяснительных принципов, ее связей с другими науками, критическая оценка получаемых результатов, общая оценка уровня и перспектив развития данной науки, и ряд других вопросов.

Прежде чем рассмотреть  строение и функции методологии  в научном познании, необходимо обсудить соотношение понятия методологии  с близкими ему понятиями рефлексии, философии, мировоззрения, науковедения.

4. ПОДРОБНОСТИ - ЗДЕСЬ

Сознание

Глава 18. Сознание. 

 

18.1 Основные характеристики сознания  

 

18.1.1 Структура сознания человека 

 

Сознание человека – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. 

 

 

 

К неотъемлемым признакам  сознания относятся: речь, мышление и  способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания: 

 

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). 

 

Эти функции сознания можно  схематично показать на схеме в виде относительно самостоятельных, но связанных  между собой функциональных блоков (Рис. 18.1): 

 

 

 

Помимо изложенной выше, можно  рассмотреть и иные варианты структуры  сознания человека. Например, в основу структуризации сознания можно положитьмасштаб сознания (индивидуальное и общественное сознание); компоненты сознания (познание, переживание, отношение); типы психических явлений (сознательные процессы, состояния и свойства); его свойства (константность, целостность, активность) и т. д. Однако, с нашей точки зрения, рассмотренная выше модель структуры сознания является наиболее удобной как в теоретическом, так и практическом аспектах.  

 

Общественное сознание, складываясь  из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального  сознания (Рис. 18.2) 

 

 

   

 

Можно выделить различные  формы общественного сознания, главные  из которых показаны на Рис.18.3.  

 

 

 

С точки зрения материалистической науки, между сознанием человека и окружающим материальным миром  существуют четыре вида взаимодействий (Рис. 18.4). Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им, но затем, по мере своего созревания, оно начинает активно  влиять на этот мир, преобразуя его  по собственному плану. Третий и четвертые  типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному  типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом  деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный  и позже всех развивающийся –  четвертый тип взаимодействия, который  знаменует собой высшую стадию развития сознания – самосознание. 

 

 

   

В государственном  образовательном стандарте наряду с функциями сознания в качестве дидактической единицы дается такое  понятие как «эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая)». С точки зрения автора данного учебного пособия, эти понятия представляются весьма дискуссионными и относящимися скорее к компетенции философии, нежели психологии – науки, тяготеющей к опытному знанию.

Эти характеристики опираются  на весьма теоретические работы В.А. Ганзена, которые он почему-то называл «эмпирическими характеристиками».  В.А. Ганзен использует понятие «общенаучного пентобазиса», и из него выводит характеристики сознания. Пентобазисом называется конструкция из 5 элементов: энергия, информация, время и пространство, над которым возвышается некий «субстрат».                              

 Энергия               Информация                                             

Субстрат                              

 Время                  Пространство 

 

В соответствии с этими ячейками Ганзен описывает психику, создавая свою конструкцию:   

 

 

                                   Воля                   Мышление                                              

Сознание                                  

 Аффект              Перцепция 

 

Согласно взглядам А.В. Ганзена,

сознание + внимание + память - функция интеграции;

перцепция + ощущение + восприятие - функция реактивного отражения;

мышление + представление + речь - функция активного отражения;

аффект + эмоция + чувство - функция реактивного регулирования;

воля + мотив + действие - функция активного регулирования

Так как автор  данного пособия (ЮВЩ) не считает  подход Ганзена единственно верным, то предлагает более понятные  и приближенные к практике «эмпирические» характеристики",необходимые по  Госстандарту (Рис. 18.6). 

5.

6.1.Ощущения и их анатомо-физиологические  механизмы.

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных  закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого  мира необходимы для полноценной  ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы  деятельности человека и основные формы  его активности.

В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В  процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего  мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек  выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между  предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.

Ощущение — это процесс  первичной обработки информации, который представляет собой отражение  отдельных свойств предметов  и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет  функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.

Ощущения являются наиболее простой формой психической деятельности. Они возникают как рефлекторная реакция нервной системы на тот  или иной раздражитель. Физиологической  основой ощущения является нервный  процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей:

  1. Периферического отдела (рецептора), трансформирующего внеййннэю энергию в нервный процесс;
  2. Проводящих нервных путей, соединяющих периферические отделы анализатора с его центром: афферентных (направленных к центру) и эфферентных (идущих к периферии);
  3. Подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Клеткам периферических отделов  анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Многочисленные эксперименты позволяют четко установить локализацию в коре тех или  иных видов чувствительности. Зрительный анализатор представлен главным  образом в затылочных зонах коры, слуховой — в височных зонах, осязательно-двигательная чувствительность локализована в задней центральной извилине, и т.д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в  превращении внешней энергии  в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс  по афферентным путям достигает  коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма  на раздражение — человек ощущает  свет, звук или другие качества раздражителя. Вместе с тем воздействия внешней  или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию, которая передается по эфферентным  путям и приводит к тому, что  зрачок расширяется или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается от горячего и т.д. Весь описанный путь называется рефлекторным копытом. Взаимосвязь элементов  рефлекторного кольца создает основу ориентировки сложного организма в  окружающем мире, обеспечивает деятельность организма в разных условиях его  существования.

6.2.Виды и свойства ощущений.

Со времен Аристотеля в  сфере внимания многих поколений  ученых находились только пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились. Это произошло  в результате описания и изучения их новых видов — вестибулярных, вибрационных, мышечно-суставных, или  кинестетических, и т.д., — а также  вследствие уточнения состава некоторых  сложных видов ощущений (например, научного осознания того факта, что  осязание — это сочетание тактильных, температурных, болевых ощущений и  кинестезии, а в тактильных ощущениях  в свою очередь можно выделить ощущения прикосновения и давления). Увеличение количества видов ощущений вызвало необходимость в их классификации.

Известны несколько попыток классифицировать ощущения по разным основаниям и принципам. Наиболее удачной и продуманной  считается классификация, предложенная английским физиологом Ч.Шеррингтоном. Основанием для этой классификации  стали характер отражений и место  расположения рецепторов. Ч.Шеррингтон выделил три вида рецептивных  полей: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.

Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов. Это наиболее древние и наиболее элементарные ощущения, однако, они очень важны как сигналы о состоянии нашего организма. Проприоцепторы находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве, и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения.

Экстероцептивное рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и полностью открыто для внешних воздействий. Экстероцепторы представляют собой самую большую группу ощущений. Ч.Шеррингтон разделил их на контактные и дистантные. Контактные рецепторы (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые рецепторы) передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. Дистантные ощущения (обоняние, слух, зрение) возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции. В процессе эволюции именно дистантные экстериоцептивные ощущения начинают играть все большую роль в познании окружающего мира и в организации поведения, поскольку они обеспечивают важное преимущество, позволяя заблаговременно получать нужную информацию об изменениях в среде и реагировать на них.

С точки зрения современной  науки, предложенное Ч.Шеррингтоном разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений — например, температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные  и статико-динамические рецепторы  — можно считать внешне-внутренними.

Ощущения — это форма  отражения адекватных раздражителей. Так, например, зрительные ощущения возникают  при воздействии электромагнитных волн длиной в диапазоне от 380 до 780 миллимикрон, слуховые ощущения —  при воздействии механических колебаний  частотой от 16 до 20 000 Гц, громкостью от 16—18 до 120 децибел, тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи, вибрационные порождаются вибрацией  предметов. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Тесно связана  с адекватностью раздражителю ограниченность ощущений, обусловленная особенностями  строения органов чувств. Человеческое ухо не улавливает ультразвуки, хотя некоторые животные, например дельфины, обладают такой способностью. Глаза  человека чувствительны лишь к небольшому участку спектра. Значительная часть  физических воздействий, не имеющих  жизненного значения, нами не воспринимается. Для восприятия радиации и некоторых  других воздействий, встречающихся  на Земле в чистом виде и в количествах, угрожающих жизни человека, у нас  просто нет органов чувств.

К общим свойствам ощущений относят их качества, интенсивность, длительность и пространственную локализацию. Качества — это специфические  особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте, громкости; зрительные — по насыщенности и цветовому тону вкусовые — по модальности (вкус может быть сладким, соленым, кислым и горьким).

Длительность ощущения —  это его временная характеристика. Она во многом определяется функциональным состоянием органов чувств, но главным  образом — временем действия раздражителя и его интенсивностью. Необходимо иметь в виду, что при воздействии  раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое  время, которое называется латентным  периодом. Латентный период для различных  видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых — 370 миллисекунд, вкусовые ощущения возникают спустя 50 миллисекунд  после нанесения на поверхность  языка химического раздражителя. Подобно тому как ощущение не возникает  одновременно с началом действия раздражителя, оно не исчезает с  прекращением последнего. Эта инерция  ощущений проявляется в так называемом последействии.

Пространственная локализация  раздражителя также определяет характер ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более «разлитой», менее точной, чем тактильных

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"