Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 19:33, шпаргалка

Краткое описание

1 Семья как объект психологического изучения.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Семья как объект психологического изучения шпоры готовые.docx

— 55.05 Кб (Скачать файл)

 Молодая семья отличается  от остальных типов семьи тем, что в ней основная ось отношений  определяется супружескими отношениями, а не родством и родительством.

 Ф.А. Мустаева[2]выделяет  три типа молодой семьи:

 Первый тип – традиционный, в котором семьи характеризуются  ориентацией супругов исключительно  на семейные ценности, на двухдетную  семью. Лидером в семье (обычно  формальным), является муж. Лидерство  в семье определяется лидерством  в хозяйственно-бытовой сфере  ее деятельности. Круг друзей  у супругов, как правило, общий  и довольно ограниченный. Досуг  чаще закрытый.

 Во втором типе супруги  ориентированы преимущественно  на развитие личности, имеют установку  на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (иногда используется помощь родителей супругов). Семья может быть открытой и закрытой. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.

 Третий тип – молодые  супруги ориентированы преимущественно  на развлечения. При этом муж  и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки на  бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим.

13 Стадии родительства. Семья с меленьким ребёнком. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появление нового члена семьи.

Можно выделить пять семейных событий (заключение брака, рождение первенца, рождение последнего ребенка, отделение родителей от взрослых детей или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов-прародителей), которые образуют следующие четыре стадии реализации родительства:

– стадия предродительства, когда супруги только готовятся стать родителями;

– стадия репродуктивного родительства, на которой появляется первый ребенок и возможно рождение второго и последующих детей. Эта стадия может быть короче или длиннее в связи с числом детей;

– стадия социализированного родительства, она связана с воспитанием детей;

– стадия прародительства, которая наступает с появлением первого внука, что превращает родителей в прародителей, в дедушку и бабушку. Это не означает прекращение стадии «социализированного родительства», и, по большому счету, она может завершиться только со смертью родителя.

 

 

 

12 Взаимоотношения  молодых супругов с родительскими  семьями.

Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями Психологический климат молодой семьи во многом зависит от того, как складываются отношения между представителями различных поколений взрослых людей в семье, между молодоженами и их родителями (между зятем и тещей, невесткой и свекровью и т. п.). Правильно построенные отношения с родителями могут стать источником взаимной поддержки, дать возможность перераспределять семейные ресурсы — материальные, физические, эмоциональные в соответствии с требованиями обстоятельств жизни семьи. Связь поколений, взаимная помощь, оказываемая родителями детям и детьми родителям, является одной из важнейших сторон семейной жизни.

Неоценимую роль играет родительская помощь и поддержка в период становления молодой семьи. В свою очередь и старшее поколение испытывает острую потребность в заботе, чуткости, внимании, физической и эмоциональной опоре своих детей.

Взаимосвязь поколений проявляется во взаимопомощи семейной группы, организованной по типу «семья детей — семья родителей». На каждой стадии наряду с проявлением эмоциональной и Психологической близости поколений большое значение имеет потребность в хозяйственно-бытовой помощи, степень которой может быть различной.

Молодые люди при создании семьи зачастую убеждены в том, что роль родителей в их жизни заметно уменьшается, они по-настоящему становятся самостоятельными. При этом они не планируют для себя никаких кардинальных изменений в семейной жизни.

Однако свою семью чаще всего собираются создавать по образцу родительскому и прародительскому, но без их участия и отдельно от них.

Желание молодой семьи иметь собственное жилье и строить свой дом вполне естественно, однако, согласно статистике, только две из десяти молодых семей сразу же после регистрации брака могут жить отдельно от родителей, у остальных же такая возможность появляется значительно позже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 Феномены материнства  и отцовства. Мотивация беременности. Этапы формирования материнства. Материнство - социально-культурный феномен, особая форма самореализации женщины, предназначенная ей природой, проявляющаяся в духовной потребности быть матерью и в определенном поведении: в заботе о потомстве, любви к детям, ответственности за их воспитание. Исследователи, анализируя этот феномен, выделяют в нем различные аспекты: социальный (Дж. Боулби, В.А. Рамих), культурный (М. Мид, А. Ргоб^ С. Saraceno), духовный (Л.Б. Шнейдер), биологический (Д. Винникот), воспитательный (В.С. Мухина, Г.Г. Филиппова).

Этапы формирования материнства Этапы формирования образа материнства Содержание этапа

Первый этап: взаимодействие с собственной матерью - начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является младенческий и ранний возраст (Э. Эриксон)

Второй этап: игровой - С 4 до 7 лет (весь период «иг-рания») Углубление образа собственной матери, формирование образа идеальной матери, образа себя как будущей матери, образа материнства в целом. Попытка воплощения образа материнств в роли матери

Третий - этап няньчания: - Начинается с 4,5 лет, когда хорошо развита сюжетно-ролевая игра, и заканчивается к началу полового созревания. Наиболее сензитивным является возраст от 6 до 9 лет. Формирование образа себя как будущей матери, образа материнства в целом. Действия и переживания, освоенные в сюжетно-ролевой игре, закрепляют сформированные ранее компоненты материнской сферы на живом младенце.

Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительских сфер поведения: - подростковый период и период юности (12-17 лет) Формирование образа себя как будущей матери, качеств образа идеальной матери, уточнение образа материнства «Примеривание» образа матери на себя в условиях реального осознавания себя как будущей матери. Этапа реального взаимодействия с собственным ребенком: - период юности и зрелости Воплощение образа материнства в роли матери Уход за младенцем

Завершающий этап: период воспитания ребенка до установления устойчивой детско-родительской связи Коррекция материнского аспекта обра-за-Я Воспитание ребенка, забота о нем.

Мотивация беременности

При этом необходимо различать конструктивные мотивы, способствующие укреплению семьи, личностному росту супругов, благополучному рождению и развитию ребенка, и деструктивные, приводящие к обратным результатам (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003).

Конструктивные мотивы беременности:

1.Стремление дать жизнь  другому человеку со всей его  уникальностью и неповторимостью;

2 Беременность как способ  принадлежать семейной системе («в  нашей семье все женщины рожали  первого ребенка в 22 года»);

3. Беременность как выражение  обоюдного желания супругов иметь  ребенка («мы любим друг друга  и хотим иметь общего ребенка»);

4. Стремление быть матерью  как результат психофизиологической  готовности женщины к материнству («хочу заботиться о ребенке», «хочу ощутить радость материнства»  и др.)

Деструктивные мотивы беременности:

1. Стремление иметь существо, которое воплотит нереализованные планы, мечты и стремления матери. 
Стремление женщины избежать одиночества («чтобы был хоть один близкий человек», «чтобы чувствовать себя кому-то нужной»). 
Способ восполнения дефицита любви к самой себе («хоть кто-то будет меня любить»

2. Беременность как соответствие социальным ожиданиям («быть как все», «возраст вынуждает», «родители хотят иметь внуков», «у всех подруг уже есть дети», «муж очень хотел ребенка» и др.)

3 Беременность как способ  сохранения отношений и удержания  супруга в браке («привязать мужа», «вернуть мужа», «предотвратить  его уход из семьи» и др.)

4. Беременность как способ  достижения псевдодифференциации от родительской семьи («показать родителям, что стал(а) взрослым человеком», «родила всем назло»)Беременность как способ легализации брака («вынудить родителей смириться с браком»)

5. Беременность ради сохранения  собственного здоровья («аборт вреден  для здоровья», «боюсь, что после  аборта не смогу иметь детей», «беременность омолаживает организм»)

6. Беременность как отказ  от прошлого, как символ нового  этапа в жизни женщины или  как способ перечеркнуть «бурное»  прошлое.

23 Процессы распада  дестабилизации семейных отношений. Причины и мотивы разводов. Влияние  развода на отдельных членов  семьи.

Изучением нарушений отношений в семье и их причин занимались: Бурова С.Н., В.Вайкуле, С.С.Седельников, Д.М.Чечет, Л.В. Чуйко.

Наиболее частыми причинами дестабилизации семейных отношений являются: отсутствие общих интересов, добрачная беременность, психологическая неготовность к браку, неоправданные ожидания относительно брака, распределение семейных обязанностей и т.д..

К факторам, которые нарушают семейные отношения и увеличивают риск разводов относят: довольно ранний или поздний возраст вступления в брак, высокая личностная конфликтность одного или обоих брачных партнеров, измены, сексуальная неудовлетворенность в браке, отсутствие доверия в семейных отношениях; употребление алкоголя или наркотических веществ; смежное проживание с родителями одного из супругов.

Довольно часто непонимание и семейные конфликты приводят к разводам.

Развод – расторжение брака, его юридическое прекращение при жизни супругов. Это результат кризисных отношений семейной пары.

Так, Е.Тийт выделяет 3 группы факторов риска разводов: перволичностные факторы риска (индивидуально-типологические особенности брачных партнеров, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние соматического и нервно-психического здоровья).

 

Вторая группа определяется историей создания семьи условиями знакомства, особенностями добрачного периода, мотивацией брака.

И третья группа отражает неблагоприятные условия функционирования семьи (жилищные, материальные, девиантное поведение супруга, сексуальная дисгармония и др.)..

Существуют следующие стадии развода: стадия отрицания; стадия озлобленности; стадия переговоров, стадия депрессии; стадия адаптации.

24 Феномен прощения  в психологии семейных отношений

Прощая, человек принимает решение:  

— отказаться от негативных мыслей, эмоций, поведенческих проявлений в отношении обидчика,

— поощрять положительные мысли, эмоции и проявления поведения в отношении этого обидчика.

В этом смысле прощение и принятие его представляет собой положительный психологический опыт, способствует гармонизации супружества.

 

25 Психологические  особенности повторных браков

Иногда в новой семье супруги ведут себя совершенно противоположным образом. Раньше ссорились по пустякам, сейчас – уступают и в принципиальных вопросах; если прежде в доме не было порядка, в новой семье чистоту доводят до абсурда; если раньше дом был открыт для друзей, то теперь живут замкнуто. Ошибка здесь заключается в крайностях. Супругам не следует бояться полезных навыков, которые они обрели в прежней семье.

Одной из особенностей повторного брака является также то, что партнеры постоянно сравнивают свою новую жизнь с прошлым супружеством и находят, что раньше они были счастливы в большей степени, чем сейчас (особенно это характерно для овдовевших супругов). Это может вызвать трудности психологической адаптации супругов в новом браке. Поэтому использование прежнего позитивного семейного опыта должно быть очень деликатным. Надо предоставить менее опытному супругу возможность проявить свои способности, выразить свои запросы, желания. Следует помочь ему приобрести уверенность в себе.

Как ни многообразны возможные мотивы повторного брака, их все, на наш взгляд, можно свести к трем большим группам:

1) удовлетворение потребности  в любви и эмоциональном принятии;

2) стремление обрести душевный  комфорт; 

3) улучшение материальной  стороны жизни, бытовых условий.

Что касается мотива поиска человека, который мог бы заменить ребенку отца (мать), то его роль в повторных браках исследователями несколько преувеличена. Нередко обстоятельства таковы, что при вступлении в новый брак удовлетворение одних потребностей сопровождается ухудшением каких-то иных аспектов жизни человека. Случается, что вообще не оправдываются ожидания, связанные с этим браком.

С учетом ведущих мотивов и жизненно важных потребностей, определяющих стремление человека создать новую семью, в группе повторных браков можно условно выделить несколько разновидностей:

• брак разведенного мужчины среднего или пожилого возраста с более молодой, свободной и бездетной женщиной;

• женитьба разведенного мужчины, дети которого остались с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими детьми;

• браки вдовцов и вдов;

• «возвратные браки».

Выстраивание отношений в новой семье может быть сопряжено для супругов с рядом типичных трудностей, характерных для всех типов повторных браков:

1) стеснение и неловкость  при знакомстве и на начальном  этапе совместной жизни;

2) страх близости из-за  травматичных отношений в прежнем супружестве;

3) опасения вновь пережить  боль и разочарование;

4) чувство вины перед  детьми за отношения с другим  мужчиной (другой женщиной);

5) неприятие детьми новых  отношений родителя (родителей). Часто  такие отношения в глазах детей  выглядят как предательство по  отношению к бывшему супругу, особенно в случае его смерти.

В то же время в каждом из типов повторных браков могут возникать свои проблемы, что непременно сказывается на психологическом климате новой семьи. Поэтому рассмотрим эту сторону повторных супружеских союзов более подробно.

 

 

 

15 Хар-ка зрелой семьи. Её основные задачи. Психологические проблемы зрелого брака. Проблема включения детей в социальные структуры: дет сад, школа и пр.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"