Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 19:33, шпаргалка

Краткое описание

1 Семья как объект психологического изучения.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения.

Вложенные файлы: 1 файл

1 Семья как объект психологического изучения шпоры готовые.docx

— 55.05 Кб (Скачать файл)

Воспитательная функция семьи — это осуществление первичной социализации ребенка и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости. Под воспитанием подразумевается система целенаправленных воздействий на воспитуемого для привития ему определенных воззрений, норм и образцов поведения, а также определенных нравственно-психологических и физических качеств.

Социализация — явление более широкое, включающее также всю совокупность стихийно складывающихся обстоятельств и факторов, влияющих на становление и развитие личности. Поэтому воспитательная функция семьи фактически реализуется не только в форме сознательных и целенаправленных педагогических воздействий родителей на детей, но и посредством всей атмосферы семейной жизни.

Рекреативная функция включает в себя оказание физической, материальной, моральной и психологической взаимопомощи, укрепление здоровья друг друга, организацию досуга членов семьи.

Коммуникативная функция удовлетворяет потребность членов семьи в общении и взаимопонимании. Психолого-педагогические исследования подтверждают, что формирование различных социальных ориентации, установок, эмоциональной культуры, нравственное и психологическое здоровье человека находятся в прямой зависимости от характера внутрисемейного общения, проявления в общении психологических установок прежде всего взрослых членов семьи, от морально-психологической атмосферы в семье.

Регулятивная функция включает в себя систему регулирования отношений между членами семьи, в том числе первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета. В прошлом государство способствовало утверждению в семье власти и авторитета главы семьи, который в течение всей жизни нес ответственность за поведение своего потомства. Были предусмотрены наказания за непослушание родителям

гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном

6 Жизненый цикл семьи. Стадии жизненого цикла. Понятие о нормативных и ненормативных семейных кризисах  

В социологической литературе чаще рассматривают цикл семейной жизни как процесс, организованный вокруг развития ребенка и определяемый стадиями родительства. В связи с этим отечественный социолог А.И. Антонов выделяет 4 основные стадии жизненного цикла [25, с.101]: 
  1) стадия предродительства - от заключения брака до рождения первенца; 
  2) стадия репродуктивного родительства - период между рождением первого и последнего ребенка (он может пересекаться, а в случае рождения одного ребенка совпадать со следующим); 
  3) стадия социализированного родительства (стадия воспитания) - период от рождения первого до выделения из семьи последнего ребенка; 
  4) стадия прародительства - период от рождения первого внука и до смерти одного из прародителей (прародители становятся бабушкой и дедушкой).

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

  1. внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;
  2. семья молодоженов;
  3. семья с маленькими детьми;
  4. семья с подростками;
  5. выход повзрослевших детей из семьи;
  6. семья на поздней стадии развития.

В.А. Сысенко выделяет:

  1. совсем молодые браки – от 0 до 4 лет совместной жизни;
  2. молодые браки – от 5 до 9 лет;
  3. средние браки – от 10 до 19 лет;
  4. пожилые браки – более 20 лет совместной жизни.

Кроме нормативных кризисов — трудностей, связанных с прохождением семьей основных этапов жизненного цикла, — семейная система может переживать и ненормативные кризисы.

 Ненормативный кризис  — это кризис, возникновение которого  потенциально возможно на любом  этапе жизненного цикла семьи  и связано с переживанием негативных  жизненных событий, определяемых  как кризисные. Р. Хилл выделил  три группы факторов, приводящих  к возникновению семейных кризисов:

1. Внешние затруднения (отсутствие  собственного жилья, работы и  т.д.)

2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов  становиться жертвой какого-либо  несчастного случая или катастрофы

3. Внутренняя неспособность  семьи адекватно оценить и  пережить какое-либо семейное  событие, рассматриваемое ею в  качестве угрожающего, конфликтного  или стрессового.

 Таковы особенности  и различия нормативного и  ненормативного кризисов. Конечно, каждая семья сама выбирает, идти  ей к психотерапевту или пробовать  справляться самим. И, многие, действительно, могут справиться самостоятельно. Но иногда кризис захватывает  настолько, что без помощи специалиста  не обойтись. И тогда, чтобы избежать  ещё больших проблем, стоит прийти  на прием к психотерапевту.

 

 

 

 

 

 

8 Механизмы возникновения  симпатий. Феномен любви и все  типы.

В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений. Приведем их характеристику.

1 этап возникновениеи развитие симпатии. Вначале выступают как значимые такие свойства объекта: внешние данные, социально-демографические характеристики, поведенческие паттерны далее в процессе развития отношений и общения по мере узнавания значимыми становятся социально-психологические характеристики человека.

влияние на аттракцию оказывают достоинства человека, слишком высокий уровень положительных качеств снижает аттракцию, такой человек воспринимается как недоступный и недосягаемый. Его постоянная «правильность» угнетает. Повышает аттракцию улыбка, приветливые манеры. Аттракция зависит от самораскрытия, доверия партнеров друг к другу, удачливости другого человека, сходство установок.

На последующих этапах важное значение для развития аттракции начинают играть личностные свойства. К настоящему времени преобладающей точкой зрения выступает взаимодополнительность личностных свойств.

пространственная близость, частота контактов, соответствующую ожиданиям длительность и интенсивность взаимодействия, сотрудничество (но не переходящее в соперничество), положительные подкрепления в качестве факторов, способствуют возникновению и укреплению симпатии.

Аттракции направлена от симпатии к любви. Ощущения, сопровождающие любовь, более сильные, нежели при симпатии: эйфория, депрессия, склонность к фантазиям, нарушения сна, общее возбуждение, трудности в концентрации внимания.

Понятие «любовь» -одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию (наряду с «истиной», «богом» и др.).

в понятие «любовь» люди вкладывают разное значение.

В древнегреческом языке использовались следующие термины для определения разнообразных проявлений и форм любви:

Эрос - стихийная, страстная, иррациональная любовь-одержимость, стремящаяся к полному физическому обладанию; Филиа - любовь-дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором, рассудочная и поддающаяся контролю сознания; сторге - спокойная, надежная любовь-нежность, особенно семейная. И, наконец, агапе - любовь бескорыстная, жертвенная, она связана с полной самоотдачей, растворением любящего в заботе о любимом.

Важным источником формирования образа любви у человека является опытПессимистическая модель предложена Л. Каслером.

Он выделяет три причины, которые заставляют человека влюбляться:

1) потребность в признании;

2) удовлетворение сексуальных  потребностей;

3) конформистская реакция (так принято).

Любовь по Каслеру -это сплав совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей.

Оптимистическая модель любви предложена А. Маслоу. Согласно этой модели любовь характ-ся снятием тревожности, ощущением полной безопасности и психол-им комфортом, удовлетворенностью психол-ой и сексуальной стороной отношений, которая с годами растет, постоянно усиливается интерес любящих людей друг к другу. В течение совместной жизни партнеры хорошо узнают друг друга, реальная оценка супруга сочетается с его полным принятием. Конструктивную силу любви Маслоу связывает с соединением сексуальной сферы с эмоциональной, что способствует верности партнеров и поддержанию равноправных отношений.

Схема 1. Вариант детско-родительских отношений. Родитель (1) обладает большой властью, а ребенок (2) высоким статусом.

Схема 2. Вариант романтической любви. Индивиды обладают большой (равной) властью друг над другом и имеют высокий статус.

 Оба партнера стремятся  идти навстречу друг другу, и, вместе с тем, каждый из них  может лишить другого проявлений  своей любви.

Схема 3. Любовь — поклонение. Индивид (2) не обладает властью над другим (1), но статус другого (2) в глазах (1) недосягаем. Это вариант поклонения литературному или иному герою, с которым нет никакого реального соприкосновения и у которого нет власти, но высок статус, а у его поклонника нет ни власти, ни статуса.

И. С. Кон приводит типологию любви Д. А. Ли, экспер ментальное обоснование которой выполнено К. Хендриком:

1. эрос — страстную  любовь-увлечение;

2. людус — гедонистическую любовь-игру с изменами;

(Эти два типа любви, по мнению автора, наиболее присущи  мужчинам.)

3. сторге — любовь-дружбу;

4. мания — любовь-одержимость  с неуверенностью и зависимостью;

5. прагма — любовь по расчету;

(Авторы полагают, что  сторге, мания и прагма более свойственны женщинам.)

6. агапе — бескорыстную любовь-самоотдачу.

 Э. Фромм выделяет 5 типов любви: братскую, материнскую, эротическую, любовь к самому себе и любовь к Богу. Он выделяет в любви: заботу, ответственность, уважение друг к другу, знание особенностей другого, непременное для любви ощущение удовольствия и радости.

По 3. Рубину, любовь содержит привязанность, заботу и интимность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 Модели выбора  супруга. Мотивация на брак. Причины  вступления в брак.  Проблема  готовности молодых людей к  семейной жизни.

"фактор близости" в  В. с. отражает факт, что сегрегация по месту проживания и профессиональной принадлежности в значительной степени обусловливает наличие подходящих партнеров, к-рые будут встречаться в силу времени, расстояния, затрат и возможностей. Причины вступления в брак: Любовь расчёт беременность желание создать семейный очаг самостоятельность от родителей

установок, ориентаций на вступление в брак.

 Итак, для чего нужна  семья:

-чтобы было на кого  опереться;

-чтобы было с кем  посоветоваться;

-чтобы был кто-то рядом, чьим мнением дорожат;

-чтобы был кто-то, кто  не оставит в беде;

-чтобы был кто-то, с  кем по-настоящему хорошо;

-чтобы был рядом кто-то, кто разделяет такие же ценности;

-чтобы был кто-то, кто  не будет завидовать;

-чтобы был кто-то, с  кем можно совместно радоваться  успехам;

-чтобы был кто-то рядом, кому можно доверять;

-чтобы был рядом кто-то, кто в трудную минуту поддержит  и защитит;

-чтобы был кто-то, кто  смотрит на вещи сходным образом;

-чтобы был рядом кто-то, кто уравновешивал бы слабости.

 Все вышеперечисленное  и составляет в совокупности  образ семьи как надежного  убежища в мире бушующих политических, экономических, технологических, климатических  и прочих страстей и сложностей  жизни.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Н.В.Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Формирование определенного нравственного комплекса Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. эмпатийный комплекс. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

Умение разрешать конфликты конструктивным способомГотовность к созданию семьи включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую, педагогическую готовность и сексуальную воспитанность.

В современной психологии различают три вида мотивации на брак:

* мотивация на сам факт  брака.

* мотивация на определенный  тип брака.

* мотивация на определенного  человека.

11 Психологическая  совместимость супругов. Проблема  адаптации супругов в семейной  жизни.

Другие авторы - Ю.Орлов, С. Гильд и С. Хрусталев - выделяют два подхода к пониманию совместимости.

1) Совместимость как два  набора качеств, которые соответствуют  друг другу (стремление лидировать  у одного подкрепляется желанием  подчиняться у другого; спокойствие  и рассудительность у обоих  супругов приводит к полному  взаимопониманию).

2) Совместимость на основе  стремления супругов к уступкам  и к поиску гармоничных отношений.

1) в доверительно-дружеском  общении;

2) в близких людях, в  брачном партнере;  

3) быть любимым; в психологической  поддержке;

4) во взаимопомощи, поддержке  и сотрудничестве;

5) сексуальную потребность/

 

 

 

 

 

10 Понятие молодой  семьи. Социальный портрет современной  молодой семьи. Основные задачи  развития семьи на этом этапе.

Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка. Молодая семья является особым социальным субъектом, имеющим свои характерные отличия от семьи «более старшего возраста».

Специфика молодой семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между ее членами, освоения ими социальных ролей, а также социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального института.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"