Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

1.Задачи возрастной психологии. Предмет психологии, методы, факты психической жизни.
2. Кризис трёх лет. (Выготский)
3. Методы возрастной психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы. Возрастная психология.docx

— 134.37 Кб (Скачать файл)

 

34. Основные  направления в развитии взрослости  в подростковом возрасте

Существование различных направлений в развитии взрослости определяется различием в характере образцов, на которые подросток ориентируется в приобретении черт взрослости. Ориентация на определенные образцы во многом определяет содержание формирующихся жизненных ценностей, общее направление в формировании личности подростка. 
 Подражание внешним проявлениям взрослости. Привлекательными для подростка могут стать внешние проявления взрослости. В этих проявлениях наиболее зримо выступают отличительные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых и их преимущества по сравнению с детьми из-за обладания некоторыми привилегиями. Это - курение, игра в карты, употребление вина, специфический лексикон, взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания и т.п.

Ориентация на качества "настоящего мужчины". Другое направление в развитии взрослости связано с активной ориентацией мальчиков-подростков на определенное содержание мужского идеала, именуемого качествами "настоящего мужчины": это, с одной стороны, сила, воля, смелость, мужество, выносливость, а с другой - верность дружбе и товарищам.Значительная часть мальчиков уже в V-VI классах начинает развивать у себя силу и волевые качества различными упражнениями. Средством самовоспитания становятся занятия спортом. Семи- и восьмиклассников особенно привлекает бокс как спорт мужественных.

Взрослый как образец в деятельности. Развитие ценной по содержанию социально-моральной взрослости происходит в условиях сотрудничества взрослого с подростком в разных видах деятельности, когда подросток ориентируется на взрослого как на образец (в качестве выполнения обязанностей и в овладении умениями) и занимает позицию его помощника. Образцом для подростка может быть отец, мать, учитель, любой взрослый. Нередко это наблюдается в семьях, которые переживают разные трудности. Здесь помощь подростка становится необходимой, от нее зависит многое в жизни семьи. Обычно на его плечи ложится значительная часть хозяйственных забот, присмотр за младшими детьми. По отношению к ним он фактически занимает положение взрослого. В таких обстоятельствах, которые могут дополняться конфликтами между родителями, подросток уже в значительной степени живет по нормам жизни взрослых.

Роль искусства в развитии личности подростка. Особая функция в развитии взрослости подростка принадлежит художественной литературе, кино и телевидению. Увлечение кино характерно для подростков, а книга становится субъективно необходимой для подавляющего большинства их. Показательна динамика читательских интересов: на смену произведениям для детей приходит литература, читаемая и взрослыми, а потом и книги только для взрослых, романы. В таком же направлении развивается интерес к кинофильмам и произведениям театрального искусства. Книга и фильм не только объективно, но и субъективно выступают как средство познания жизни и людей. То и другое является своеобразным способом вхождения в разные стороны жизни и проблемы человеческих отношений.

 

35. Общая  характеристика поздней взрослости

1период поздней взрослости часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Большинство исследователей считает, что это время в жизни человека начинается с 60 лет. Некоторые авторы полагают, что у женщин данный период начинается с 55, а у мужчин с 60 лет. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три подгруппы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители. Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. Прежде всего, происходит постепенное ослабление деятельности организма. Люди, достигшие поздней взрослости, уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше по сравнению с молодыми годами. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем человека. Утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости и вызывает затвердевание суставов. Познавательные психические процессы — психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь. Геронтогенез - один из возрастных периодов в жизни человека — период старения, который начинается после 60 лет. Специфика возраста Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.

36. Когнитивно-личностное  развитие в младшем школьном  возрасте (раннем)

В ведущей учебной дея-ти младшего школьника формируются теоретическое мышление и внутр план действий. В идеале к концу младшего школьного возраста у ребенка должна быть сформирована собств учебная дея-ть,  включ теоретическое, познавательное отношение к действительности, способность сформулировать познавательные задачи. 

 

37. Когнитивно-личностное  развитие в подростковом возрасте. Кризис.

Образ Я не статичен и включает в себя 3 компонента: 
     1) Когнитивный компонент: представление о своих способностях (интеллекте), внешности, социальной значимости и т.д. 
     2) Эмоционально-оценочный компонент может включать в себя самоуверенность, самокритичность, себялюбие, самоуничтожение (т.е. самоотношение). 
     3) Поведенческий (волевой компонент): стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение, повысить свой статус (или желание быть незамеченным, скрыть свои недостатки). 
     Таким образом, в целом, Я-концепция включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов "Я": 
     1) Социальное "Я". 
     Социальное "Я" возникает благодаря включенности личности в жизнь общества в целом, а так же в игру "социальных ролей", в рамках которой поведение человека начинает подчиняться определенным правилам. "Человек", "школьник", "сын (дочь)", "друг", "спортсмен", "отличник", "юноша (девушка)" - это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте. 
     2) Физическое "Я". 
     Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Внешний облик - предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. 
     3) Психологическое "Я". 
     Психологическое "Я" представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями. И здесь мы можем выделить:

    • "Я - реальное" - переживание как представление о себе в момент самого переживания,
    • "Я - идеальное" - то, каким он (человек) должен был бы стать, чтобы соответствовать внутреннему критерию успешности,
    • "Я - глазами других" - то, как нам кажется нас видят другие.

Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни).

Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2-3 лет).

Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

Забота о воспитании нового поколения в противоположность "погружению в себя" (между 30 и 60 годами).

Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

 

Китинг выделил 5 особенностей мышления подростка, отличающих его от мышления конкретными операциями, типичного для стадии среднего детства:

  1. Умение размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно.
  2. Опережающее мышление, планирование.
  3. Гипотетико-дедуктивное мышление. Процесс мышления включает выдвижение и систематическую проверку гипотез. Это - одна из особенностей научного мышления.
  4. Мышление о мышлении. Это так называемое метапознание, или мышление второго порядка.
  5. Мышление, выходящее за общепринятые рамки, которое часто связывают с юношеским идеализмом.

 

38. Психологические  основы танатологии. Понятие эвтаназии, виды.

Танатоло́гия — раздел теоретической и практической медицины, изучающий состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания, непосредственные причины смерти, клинические, биохимические и морфологические проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма. Термин «танатология» в обиход медицинской и биологической науки был введен по предложению И. И. Мечникова. У истоков танатологии стояли выдающиеся учёные М. Ф. Л. Биша, Клод Бернар, Р. Вирхов, И. И. Мечников, Г. В. Шор и другие, положившие начало изучению смерти как закономерного завершения жизни. В начале XX века танатологию было принято делить на общую, которая изучала статику и динамику смерти, морфологические и патофункциональные изменения, постмортальные явления, взаимодействие трупа с окружающей средой, технику судебно-медицинского или патологоанатомического исследования трупа, и частную, которая рассматривала виды смерти, основные и непосредственные причины смерти при конкретных заболеваниях или состояниях и их диагностику на трупе, а также трупные явления, их сопровождающие.

Эвтаназия (греч. ευ- «хороший» + θάνατος «смерть») — практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания; удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.

Виды:

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Стадии умирания: 
Отрицание. Слова: «Нет, не я» - самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. В зависимости от того, насколько человек способен взять события под свой контроль и насколько сильную поддержку оказывают ему окружающие, он преодолевает эту стадию легче или тяжелее.

Гнев, охватывающий человека при вопросе «Почему именно я?» характеризует вторую стадию. Умирающий изливает этот гнев на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здорового человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства извне.

Стадия «торга». Человек вступает в переговоры с высшими силами за продление собственной жизни: дает зароки, обещает быть примерным верующим или послушным пациентом. Три перечисленные фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад.

Депрессия. Эта стадия начинается после разрешения кризиса. Человек больше не задает вопросов, он просто говорит себе: «Да на этот раз умереть предстоит именно мне». Он замывается в себе и горюет о тех, кого он вынужден оставить. На протяжении этой стадии умирающий готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап.

Принятие смерти. На этом этапе умирающий смиренно ждет своего конца.

Жизнь уходит поэтапно: в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается. Можно выделить четыре стадии этого процесса:

Социальная смерть – это потребность умирающего изолироваться от общества, замкнуться в самом себе и все дальше отдаляться от людей.

Психическая смерть соответствует осознанию человеком очевидного конца. В это время экстравертированное сознание угасает, уступая место состоянию, характерному для последнего периода жизни.

Мозговая смерть – это полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма.

Физиологическая смерть является угасанием последних функций организма.

 

39. Когнитивно-личностное  развитие в раннем возрасте.

Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.

В способности адаптации к изменяющимся условиям.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу (

 

40. Психологические  условия долгожительства.

Здоровый образ жизни, психическое здоровье должны стать естественной, органичной потребностью человека, восприняв которую он будет следовать ей без принуждения на протяжении всей своей жизни. Формирование психического здоровья предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственной жизненной позиции, чистоты помыслов. Уже с самого раннего возраста детей следует настаивать на здоровый образ жизни. У них нужно сформировать установку на здоровую и долгую жизнь. Одна из проблем, которую при этом следует рассматривать, заключается в том, что, как правило, человек своего здоровья не замечает и пока оно есть, он этим не дорожит. О здоровье по-настоящему начинает заботиться, когда его состояние уже серьезно нарушено.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"