Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

1.Задачи возрастной психологии. Предмет психологии, методы, факты психической жизни.
2. Кризис трёх лет. (Выготский)
3. Методы возрастной психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы. Возрастная психология.docx

— 134.37 Кб (Скачать файл)

Человек должен уметь «расшифровать» свое психическое состояние и оказывать на него необходимое воздействие, знать свои наиболее сильные и слабые стороны, уметь беспристрастно, адекватно оценить подлинный уровень своих физических и психических возможностей. Он должен уметь управлять своим психическим здоровьем. Ориентация только на помощь извне и обращение за ней по каждому поводу к врачам психотерапевтам, гипнологам, экстрасенсам, различного рода целителям делают человека пассивным, зависимым от внешней среды в решении собственных психологических проблем. Человек должен быть уверен в собственных силах, присущих ему способностях и уметь ими распоряжаться.

Экспериментальные исследования показывают, что хотя пожилые люди действительно обучаются заметно медленнее, чем молодые, обычно они в целом способны усваивать новый материал и могут запоминать новую информацию так же, как и молодые. Тем не менее, различия в обучении увеличиваются со сложностью преподаваемого материала.

Кроме того, пожилые люди стремятся быть внимательными и более жестокими в поведении. Многие люди, которые «стареют успешно», прилагают известные усилия для поддержания мозговой активности беспрерывным обучением и расширением социальных контактов с людьми младшей возрастной группы.

Согласно Цицерону, для мудрого человека старый возраст - самый драгоценный период жизни, так как страсти успокаиваются и более не затуманивают рассудок. Кроме того, человек в старости владеет таким сокровищем, как накопленный опыт. Больших высот можно достигнуть путем размышления благодаря силе характера и здравому смыслу; во всем этом старые люди превосходят молодых.

41.  Когнитивно-личностное развитие в дошкольном возрасте

 

Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

Содержание понятия «личность» в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.

В способности адаптации к изменяющимся условиям.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознаннности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу 

 

 

42.  Самосознание. Структура самосознания. Понятие о самовоспитании.

Критерии самосознания:

1) выделение себя из  среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 
 
2) осознание своей активности — «Я, управляю собой»;  
 
3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»); 
 
4) моральная оценка себя, наличие рефлексии — осознание своего внутреннего опыта.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: «текущее Я» и «личностное Я». «Текущее Я» обозначает конкретные формы осознания себя в текущем настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. «Личностное Я» — это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопознания и самопереживания.

Поскольку самоотражаются все процессы сознания, постольку человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и сознавать себя сознающим, самооценивающим.

В структуре самосознания можно выделить: 
 
1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»); 
 
2) осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»); 
 
3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»); 
 
4) эмоциональное, чувственное представление о себе. 
 
Таким образом, самосознание включает в себя:

1)самопознание (интеллектуальный  аспект познания себя);

2)самоотношение (эмоциональное  отношение к самому себе). 
 
Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К. Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосознаваемых элементов человеческой психики. 
 
Юнг выделяет два уровня ее самоотображения. Первый — субъект всей человеческой психики — «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы, и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень — форма проявления «самости» на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное «Я». 
 
Когда человек думает: «Я знаю себя», «Я чувствую, что я устал», «Я ненавижу себя», то в этом случае он является одновременно и субъектом и объектом. Несмотря на идентичность «Я»-субъекта и «Я»~объекта, все лее необходимо их различать — принято называть первую сторону личности «Я», а вторую — «самостью». Различие между «Я» и самостью относительно «Я» является наблюдающим началом, самость — наблюдаемым. «Я» современного человека научилось наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако «Я» может наблюдать и за своей склонностью наблюдать — и в этом случае то, что сначала было «Я», становится самостью. Гуманистические психологи рассматривают самость как целенаправленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.Мерилом для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (не взирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

4 уровня в структуре  самосознания

1)непосредственно-чувственный  уровень — самоощущение, самопереживание  психосоматических процессов в  организме и собственных желаний, переживаний, состояний психики, в результате достигается простейшая самоидентификация личности;

2)целостно-образный, личностный  уровень — осознание себя как  деятельного начала, проявляется  как самопереживание, самоактуализация, отрицательная и положительная  идентификация и поддержание аутоидентичности своего «Я»;

3)рефлексивный, интеллектуально-аналитический  уровень — осознание личностью  содержания собственных мыслительных процессов личности, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

4)целенаправленно-деятельный  уровень — своеобразный синтез трех рассмотренных уровней, в результате выполняются регулятивно-поведенческие и мотивационные функции через многочисленные формы самоконтроля, самоорганизации, саморегламентации, самовоспитания,самоусовершенствования, самооценки, самокритики, самопознания, самовыражения.

Информационное наполнение структур самосознания связано с двумя механизмами его деятельности: уподоблением, отождествлением себя с кем-то или чем-то («самоидентификация») и интеллектуальным анализом своего «Я» (рефлексия и саморефлексия).

 

 

43. Основные  достижения раннего детства.

На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап. 
Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма. 
Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний.

 
Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят. 
Психологи даже склонны предположить, что три года — это середина пути развития от рождения до зрелости. 
По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.

Выделим основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:

овладение прямой походкой;

овладение активной речью ;

развитие предметной деятельности.

Остановимся подробнее на роли прямохождения для психического развития ребенка. 
В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги. 
Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств. 
Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции. 
Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое развитие ребенка на втором году жизни.

 

44. Основные  этапы развития педологии в  России.

В это время перед психологией была поставлена задача воспитания нового человека. Для решения этой проблемы в конце 1928 – начале 1929 г. был созван первый Педологический съезд. На съезде была выработана общая платформа развития педологии, которая явилась основой для дальнейшего развития возрастной психологии.  
Однако после 1930 г. усилились нападки на педологию и психотехнику, связанные как с их действительными, так и мнимыми ошибками. Справедливые критические замечания вызывали отсутствие квалифицированных психологов-практиков, отрыв теории от практики. 
Вызывали критические замечания некоторые теоретические положения педологии – ее механистичность, эклектический подход к переработке теорий. Главную же критику вызывало то, что цель, поставленная на первом Педологическом съезде (воспитание активной, творческой личности и индивидуальный подход к ребенку) – не являлась актуальной в условиях изменившейся действительности. Все это привело к появлению известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» и директивному закрытию педологии как науки вообще. Пострадали и ученые, развивавшие это направление, Геллерштейн остался без работы, Шпильрейн был арестован и расстрелян. 
Таким образом, можно выделить несколько этапов в развитии педологии в России: 
1 этап (1900-1907) – зарождение детской психологии и педологии, появление первых теорий, выход первых журналов и книг; 
2 этап (1907-1917) – разработка методологических принципов построения детской психологии и педологии в России, появление первых психологических центров, соединяющих теоретическую и экспериментальную деятельность; 
3 этап (1917-1924) – период становления советской детской психологии, поиск новых методов обучения и воспитания, появление школ и детских садов, работы Крупской и Шацкого; 
4 этап (1925-1928) – период интеграции разных групп, выработка единой платформы; 
5 этап (1929-1931) – период интенсивного развития детской психологии, появление теорий Басова, Выгоского. Первые нападки на детскую психологию, связанные с введением единообразия и авторитарности в школьной жизни. Разрыв между теорией и практикой; 
6 этап (1932-1936) – окончание формирования тоталитарного государства, идеологизация науки, запрет детской психологии. 
Большое внимание в это время уделялось разработке новых объективных методов, направленных на исследование закономерностей психического развития, исследовалась проблема роли среды в формировании психических функций.

 

45. Генетическая  психология Жана Пиаже.

Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарский ученый Жан Пиаже (1896-1980). Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию о структуре) и Жане (переняв у него принцип интериоризации, восходящей к Сеченову).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"