Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

1.Задачи возрастной психологии. Предмет психологии, методы, факты психической жизни.
2. Кризис трёх лет. (Выготский)
3. Методы возрастной психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы. Возрастная психология.docx

— 134.37 Кб (Скачать файл)

Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования.

Уделяя основное внимание формированию интеллекта ребенка, Пиаже подчеркивал, что в научной психологии всякое исследование должно начинаться с изучения развития и что именно формирование умственных механизмов у ребенка лучше всего объясняет их природу и функционирование у взрослого. На генетической основе, по мнению Пиаже, должны строиться не только отдельные науки, но и теория познания. Эта идея стала основой создания имгенетической эпистемологии, т.е. науки о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий, познавательных операций и т.д.

Основной задачей Пиаже было изучение структуры человеческого интеллекта. Он рассматривал его строение как естественное развитие в ходе эволюции менее организованных органических структур, Однако психологические воззрения Ж.Пиаже сложились на основе общего биологического понимания процесса развития как взаимосвязи ассимиляции иаккомодации. При ассимиляции организм как бы накладывает на среду свои схемы поведения, при аккомодации — перестраивает их в соответствии с особенностями среды. В этой связи развитие интеллекта мыслилось как единство ассимиляции и аккомодации, ибо посредством этих актов организм адаптируется к своему окружению.

Концепция Пиаже убедительно доказывала, что истоки, зачатки более высоких уровней мышления созревают внутри предыдущих. Однако, как доказывают работы отечественных авторов, переход к высшим генетическим ступеням выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении всех тех, которые возникли на предыдущих ступенях. Развивается не мышление само по себе, а человек, и по мере того, как он поднимается на высшую ступень, на эту высшую ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления.

И, наконец, Пиаже недооценивал роль обучения как важнейшего условия перехода с одного уровня развития интеллекта на другой. Многочисленные исследования, выполненные отечественными психологами, доказали, что развитие мышления детей обусловлено правильно организованной системой обучения.

 

 

46. Проблема  движущих сил и источников  психического развития.

Критика биогенетического подхода к закономерностям психического развития ребенка. Концепция рекапитуляции (Ст.Холл). Проблема связи исторического и индивидуального в развитии. Закон повторяемости форма развития. Критика теории рекапитуляции (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн).

Факторный подход в понимании движущих сил психического развития в онтогенезе. Противоположность нативизма и эмпиризма в решении вопроса о роли наследственности и среды (опыта) в развитии ребенка. Теория преформизма. Биологическое созревание как процесс, детерминирующий последовательность и содержание стадий развития. Теория трех ступеней К.Бюлера. Нормативный подход к развитию психики ребенка. Закон затухания темпа психического развития (А.Гезелл, А.Бине, Л.Термен). Современные варианты теорий биологического созревания (Н.Хомский, Д.Хебб). Проблема соотношения морфологического созревания и функции в зарубежной и отечественной психологии.

Роль среды и научения в психическом развитии ребенка в эмпиризме. Понимание процесса развития как адаптации и приспособления организма к окружающей среде. Классический ассоцианизм (Д.Локк, Д.Гартли) о роли среды и опыта в развитии. Теория "чистой доски". Проблема развития поведения в бихевиоризме и необихевиоризме (Д.Уотсон, Э.Торндайк, К.Халл, Б.Скиннер). Законы научения и законы развития. Роль среды в психическом развитии. Эволюция теории социального научения и основные направления экспериментальных исследований (Н.Миллер, Д.Доллард, Р.Сирс, А.Бандура, Р.Уолтерс, Д.Гевирц, У.Бронфенбреннер).

Теория конвергенции двух факторов в психическом развитии ребенка В.Штерна. Близнецовый метод в решении вопроса о роли наследственности и среды. Современное состояние проблемы соотношения наследственности и среды, биологического и социального в психике человека.

Проблема движущих сил психического развития ребенка в психоанализе (З.Фрейд). Стадии психосексуального развития ребенка. Психоанализ детства (М.Клейн, А.Фрейд, Д.Винникотт, М.Малер).

Конструктивный подход к пониманию психического развития ребенка. Концепция интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. Клинический метод в ранних исследованиях Ж.Пиаже по изучению содержания и формы детской мысли. Характеристика стадий развития мышления ребенка в ранних работах Ж.Пиаже. Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление. Критика феномена эгоцентрической речи Л.С.Выготским. Гипотеза Л.С.Выготского о природе, генезисе и судьбе эгоцентрической речи. Современные исследования феномена эгоцентрической речи. Учение Ж.Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка. Развитие операционального интеллекта в концепции Пиаже. Стадии интеллектуального развития, их характеристика. Феномен сохранения. Социальные факторы развития интеллекта. Роль социального взаимодействия в развитии интеллекта (А.Перре-Клермон). Теоретическая и экспериментальная критика концепции Ж.Пиаже в зарубежной и отечественной психологии (Дж.Брунер, М.Дональдсон, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, Л.Ф.Обухова).

Социокультурный подход в исследовании детского развития (У.Бронфенбреннер, П.Балтес). Концепция психического развития ребенка А.Валлона.

Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенетической концепции Э.Эриксона. Ритуализация как форма преодоления психосоциальных жизненных кризисов личности.

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социально-исторический характер длительности детства, возникновения и последовательности отдельных периодов детства. Проблема акселерации (ускорения) психического развития. Амплификация психического развития как наиболее полное использование потенциала развития каждой возрастной стадии (А.В.Запорожец). Прерывность - непрерывность характера психического развития в жизненном цикле человека. Проблема периодизации психического развития в трудах Л.С.Выготского. Значение кризисов в психическом развитии ребенка. Проблема периодизации в зарубежной психологии (А.Гезелл, Ст.Холл, К.Бюлер, Э.Эриксон, А.Валлон, Ж.Пиаже). Задачи развития кк основание построения периодизации психического развития в онтогенезе (Р.Хевигхерст). Проблема периодизации развития в зрелом возрасте (Д.Бромлей, Д.Левинсон, Э.Эриксон, Б. и Ф.Ньюмен). Проблема периодизации психического развития в трудах Д.Б.Эльконина. Закон периодичности развития. Современное состояние проблемы периодизации психического развития в отечественной психологии и ее перспективы.

 

47. Любовь  и дружба в ранней юности.

Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления тесно связаны с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами социальной среды, субкультуры и т. д. Как субъективные ожидания, так и регулирующие взаимоотношения юношей и девушек нормативные предписания неоднозначны и противоречивы.

Юношеская мечта о любви выражает прежде всего жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. По образному выражению одного ученого, мальчик не любит

Девочки, которым "сила" не предписана, свободны от этой заботы, зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию. Разрешение этих внутриличностных противоречий во многом за висит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в более широком кругу общения. Обособление мальчиков и девочек в той или иной форме - универсальное явление в истории культуры. В современном обществе сегрегация полов выражена менее резко и осуществляется стихийно, самими детьми. Тем не менее она существует, создавая определенную психологическую дистанцию между мальчиками и девочками, преодолеть которую не так просто. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические.

Однако в целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно, чем юноши с девушками. Характерно в этой связи отношение юношей и девушек к разнополой дружбе. На вопрос: "Возможна ли, по-вашему, настоящая дружба (без влюбленности) между юношей и девушкой?" - утвердительно отвечают свыше трех четвертей учащихся VII-X классов. С возрастом сомнения усиливаются, свыше половины ленинградских юношей-студентов ответили на этот вопрос отрицательно. При ответах на вопрос: "Кого вы предпочли бы иметь своим другом - юношу или девушку?"- доля девушек, выбравших идеального друга противоположного пола, во всех возрастах выше, чем доля юношей, причем с возрастом эта разница увеличивается (И. С. Кон и В. А. Лосенков, 1974). Сходные результаты получены В. Г. Карликовым (1972) у сельских школьников Орловской области, Б. Заззо (1966) во Франции и др.

Это связано, видимо, не только с разницей в темпах созревания, но и с тем, что юноши строже, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу.

Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными.

С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в начале юности главным конфидентом (лицом, с которым обсуждаются личные проблемы) обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый (любимая). Сочетание духовного общения с сексуальной близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое способна личность. Юноша 16-18 лет может довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе. Психосексуальные трудности - одна из главных причин юношеского одиночества.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Старшеклассники остро нуждаются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей. Но одновременно они хотят - и имеют на это полное право! - оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания.

Наиболее разработанная, опирающаяся на эмпирические данные современная классификация различает шесть стилей, или "цветов", любви: 1) эрос - страстная, исключительная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию; 2) людус - гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены; 3)сторге - спокойная, теплая и надежная любовь-дружба; 4) прагма - рассудочная, совмещающая людус и сторге, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету; 5) мания - иррациональная любовь-одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения; 6) агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге. Любовные переживания молодых мужчин содержат больше "эротических" и особенно "людических" компонентов, тогда как у женщин ярче выражены "прагматические", "сторгические" и "маниакальные" черты. "Маниакальные" увлечения типичнее для подростков и юношей, нежели для взрослых (К. Хендрик и С. Хендрик, 1986).

Но является ли "цвет" любви устойчивой личностной чертой или же относительно изменчивой установкой, связанной с конкретным эмоциональным состоянием? Как сочетаются разные стили любви у одного и того же человека в зависимости от характера партнера и на разных стадиях любовных взаимоотношений (влюбленность и супружеская любовь)? Существуют однолюбы, чувства и привязанности которых практически не меняются. И есть люди переменчивые, которые легко влюбляются и столь же быстро остывают.

Даже разница между "любовью" и "увлечением" - до некоторой степени вопрос "этикетки". Говоря себе "это любовь", индивид тем самым формирует установку на серьезное, длительное чувство. Напротив, слова "это просто увлечение" - установка на нечто временное, краткосрочное. "Определение" природы чувства - не просто констатация факта, а своего рода самореализующийся прогноз1.

Важную роль в любовных отношениях играют представления о том, каким должен быть любимый человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому поводу имеются три гипотезы.

Согласно первой гипотезе, идеальный образ любимого предшествует выбору реального объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. Большинство людей действительно имеют какой-то воображаемый, идеальный образ любимого, с которым они сравнивают своих избранников.

Идеальный образ любимого, особенно у молодых, неопытных людей, большей частью весьма расплывчат и содержит много нереальных, завышенных или несущественных требований, тогда как некоторые очень важные качества сплошь и рядом не осознаются, их значение проясняется лишь в практическом опыте брака.

Кроме того, не следует смешивать идеал с эталоном. Эталон - всего лишь образец постоянства, принципиально неизменная единица измерения. Идеал же - живой, развивающийся образец. По образному выражению писателя М. Анчарова, идеал "развивается во времени и растет, как дерево, имеет корни и ствол, и крону, и цветы, и плоды, и семена, которые, будучи высажены в подходящую почву и климат, снова дают дерево той же породы, но уже чуть изменившееся во времени, и потому идеал борется за свое нормальное развитие, а эталон ждет, чтобы его применили"2. Люди, жестко придерживающиеся эталона, часто оказываются неудачниками в любви, потому что они слепы к реальным качествам своих избранников.

Вторая гипотеза выводит "романтические ценности" из бессознательной идеализации предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом деле. По мнению Фрейда, напряженность любовных переживаний объясняется главным образом переоценкой объекта влечения, обусловленной его недоступностью. Согласно теории идеализации, страстная любовь по самой сути своей противоположна рациональному, объективному видению. Недаром любовь издревле называли слепой. Психологические исследования подтверждают, что влюбленные часто идеализируют друг друга, особенно в начале романа, причем женщины склонны к этому больше, чем мужчины.

Однако сводить романтическую любовь к идеализации также неверно. Если бы дело обстояло так и только так, любовь всегда и довольно быстро завершалась бы разочарованием, что не соответствует истине. Если любовь - лишь временное ослепление, то самые сильные увлечения должны быть присущи неуравновешенным натурам. В отдельных крайних случаях, вероятно, так оно и есть. Но далеко не во всех.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"