Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

-  когда литература  с описаниями отсутствует, получите  описания поведения от грамотных  специалистов: например, для изучения  зависимости инфантильных пациентов опросите их лечащих врачей и медицинских сестер с целью получить описание зависимого поведения их пациентов:

- преобразовать полученные  описания в задания (вопросы,  утверждения) для испытуемых:

- подвергните задания  теста обычным процедурам конструирования.

КОНСТРУКТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ - характеристика теста, отражающая степень  репрезентации исследуемого психологического свойства (конструкта) в результатах  теста: чем больше результаты теста  соответствуют теоретической гипотезе о природе измеряемой переменной, тем выше конструктная валидность теста.

Истинный показатель может быть определен как показатель, который бы получил конкретный испытуемый, если бы ему были предъявлены все  возможные задания из генеральной  совокупности заданий, релевантных  реальному оцениваемому свойству.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ - это гипотетическое множество элементов, объединенных общей характеристикой - всех возможных заданий для выявления  измеряемой черты или свойства (а  также всего контингента испытуемых). Генеральная совокупность заданий как бы исчерпывает все возможные аспекты того свойства, которое подлежит оценке.

Процедуры определения  конструктной валидности:

- перечислите точно  гипотезы, касающиеся переменных, с  которыми данный тест должен  коррелировать (конкурентная валидность):

- перечислите точно  гипотезы, касающиеся переменных, с  которыми данный тест не должен  коррелировать:

- укажите группы, которые  должны давать низкие и высокие  показатели по данному тесту:

- сформулируйте гипотезу  о месте данного теста в  факторном пространстве. Валидность методов и методик имеет не абсолютный, а относительный характер, который состоит в ее отнесенности к тем условиям, в которых оценивалась валидность тестов.

При проверке валидности тестов следует исходить из того, что  совершенно необходимо устанавливать ее по крайней мере на двух группах, так как корреляция теста и внешнего критерия может быть обусловлена специфичными для данной выборки факторами (выборочными изменениями) и не иметь общего значения. Проведение нескольких исследований с последующим анализом и обобщением данных является не только предпочтительным, но и необходимым.

 

 

6.Восприятие  основные свойства и закономерности

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.

Выделим  свойства восприятия как психического познавательного  процесса

Объем восприятия - количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации.

Точность восприятия - соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Полнота восприятия - степень соответствия возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта.

Быстрота восприятия - время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления.

Среди основных “сущностных” свойств восприятия выделяются:

Константность восприятия - свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету в изменяющихся физических условиях восприятия.

Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету.

Перцептивная  система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.

Осмысленность восприятия - свойство человеческого восприятия приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словом, относить к определенной языковой категории в соответствии со знанием субъекта и его прошлым опытом.

Восприятие у человека теснейшим образом связано с  мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет - это  значит мысленно назвать его, т.е. отнести  воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его  в слове.

Структурность восприятия - свойство восприятия человека объединять  воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры.

Целостность восприятия - сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа.

При анализе целостности  восприятия можно выделить два взаимосвязанных  аспекта:

- тенденция к заполнению  пробелов и объединение разных  элементов в целое;

- независимость образованной  целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей.

С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим  мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Предметность  восприятия - отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира.

Обобщенность  восприятия - отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку. Обобщенность восприятия тесно связана с личным опытом человека. По мере расширения личного опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к предметному объекту, причисляется ко все большей совокупности предметов определенной категории, то есть все более надежно классифицируется.

Избирательность восприятия - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

 Принцип заполнения  пробелов проявляется в том,  что наш мозг всегда будет  систематически пытаться собрать  воедино разрозненные элементы  и добавлять недостающие части. 

Объединение (группировка) элементов - это еще один аспект организации восприятия. Элементы могут объединяться по разным признакам, например, близость, сходство (подобие), непрерывность (воображаемая) или симметрия.

Принцип близости - наш мозг объединяет близкие или смежные элементы в единую форму.

Принцип сходства состоит в том, что нам легче объединять схожие элементы.

Принцип непрерывности - элементы будут также организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление.

Восприятие рассматривается как процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

1) первичное выделение  комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту;

2) поиск в памяти  аналогичного или близкого по  составу ощущений комплекса признаков,  сравнение с которым воспринятого  позволяет судить о том, что это за объект;

3) отнесение воспринятого  объекта к определенной категории  с последующим поиском дополнительных  признаков, подтверждающих или  опровергающих правильность принятого  гипотетического решения;

4) окончательный вывод  о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Восприятие зависит  не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой  человек, и в восприятии всегда в той или иной мере сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, устремления, желания и чувства человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей личности носит название апперцепции.

Восприятие и внимание. Для того чтобы событие было воспринято, нужно, чтобы оно могло вызвать  ориентировочную реакцию, которая  позволит нам “настроить” на него свои органы чувств. Без внимания восприятие невозможно.

Чем больше наше внимание будет привлечено новизной, сложностью или интенсивностью стимула (события  или объекта), тем больше вероятность  того, что стимул будет воспринят

Роль моторных компонентов  и обратной связи. Основой становления  восприятия как психической функции служит активное движение. Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия. Поэтому существенным кoмпонентом восприятия являются моторные процессы. К ним относятся движения руки, ощупывающей предмет, движения глаза, прослеживающего видимый контур предмета, движения гортани, воспроизводящие слышимый звук, и т.д.

Таким образом, восприятие - это система перцептивных действий, и овладение ими требует специального обучения и практики.

 

 

7. Групповая  сплоченность: свойства и роль  в развитии группы

Групповая сплоченность - процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют  внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Исследование проблемы групповой сплоченности опирается  на понимание группы как некоторой  системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.

В социометрическом направлении сплоченность прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. Социометрия предложила индекс групповой сплоченности - отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов.

Другой подход предложен Л. Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе.

Сплоченность определялась как «сумма всех сил, действующих  на членов группы, чтобы удерживать их в ней». «Силы» интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе.

Существует ряд экспериментальных  работ по выявлению групповой  сплоченности. В исследованиях А. Бейвеласа особое значение придается характеру групповых целей. Операциональные цели группы - это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цепи - цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации и того и другого характера целей. Новый подход к исследованию сплоченности: процесс формирования группы и ее дальнейшего развития представлен как процесс все большего сплачивания этой группы, но не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности. Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, интегрирован так, что в нем достигнута особая степень развития отношений, при которой все члены группы разделяют цели групповой деятельности.

В отечественной социальной психологии новые принципы исследования сплоченности разработаны А. В. Петровским. Основная идея: всю структуру малой группы можно представить как состоящую из трех - четырех основных слоев, страт: внешний уровень групповой структуры (непосредственные эмоциональные межличностные отношения); второй слой представляет собой более глубокое образование, «ценностно-ориентационное единство» (отношения здесь опосредованы совместной деятельностью, совпадением у членов группы ориентации на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности). Третий слой предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность (члены группы разделяют цели групповой деятельности, и здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые мотивы выбора членами группы друг друга). Третий слой отношений - «ядро» групповой структуры. Мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием общих ценностей.

 

 

8. Диагностика  способностей

Вопрос о диагностике  способностей интересует не только специалистов, но и обывателей. На это есть две  причины. Во-первых, воспитатели и  родители должны иметь возможность  объективно оценить способности  детей еще в раннем возрасте, поскольку только своевременное выявление склонностей и способностей человека позволит ему добиться успехов на том или ином поприще. Дело в том, что пики достижений в некоторых сферах (в частности, спорт, хореография, изобразительное искусство) приходятся на достаточно молодой возраст (20 – 30 лет). 

Соответственно, если затянуть с диагностикой способностей, то можно  потерять драгоценное время, которое  должно было быть потрачено на развитие ребенка и его навыков. Во-вторых, традиционные тесты, с помощью которых оценивался уровень интеллекта, не подходят для диагностики способностей, поскольку современные исследования показали, что интеллект сам по себе включает целый ряд относительно независимых способностей (в частности, математические, пространственные, вербальные и прочие).

Перед тем, как подробнее  рассмотреть методы диагностики  способностей, следует понять, что  же представляют собой эти способности. В психологии под способностями  принято понимать индивидуальные особенности  человека, которые позволяют добиться успеха в том или ином виде деятельности, а также легко овладеть ее. Специалисты говорят о том, что способности не являются врожденными. Условием успешного выполнения определенного вида деятельности является врожденная особенность строения головного мозга. Именно эти врожденные анатомо-физиологические особенности строения головного мозга являются природной основой развития способностей. Приведенные особенности называются задатками.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"