Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ГОСУ ПО ПСИХОЛОГИИ 2013 МОСКВА.doc

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Предыстория тестов уходит в глубину веков, она связана  с испытаниями различных способностей, знаний, умений и навыков.

Родоначальником тестов считается Д. Кеттелл      (1860-1944), который разработал до 50 тестов, ученый Ф. Гальтон    (1822-1911) - впервые предложил термин “тест”, Огромный шаг в развитии метода тестирования был сделан французским врачом и психологом Альфредом Бине (1857-1911).

В период первой мировой  войны в США появилась новая форма тестовых испытаний - групповое тестирование.

На смену классической теории тестов пришла математическая теория оценки качества заданий и  параметров личности. На ее основе делаются все современные тесты. Использование  этой теории позволяет построить характеристические кривые заданий теста, отражающие эффективность их работы применительно к каждому испытуемому.

Одним из первых проективных  тестов считается тест словесных  ассоциаций К.Юнга. Г.Роршах является первым признанным основоположником проективных методик В качестве примеров использования проективных техник можно назвать: детекторы лжи (Вертгеймер и Лурия), асоциальные вытесненные влечения (Брунер, Лазарус, Постмен), отграничение нормы от патологии (Кент, Розанов, Эриксон).

В последнее время появились новые проективные техники: совместный тест Роршаха, кинетический тест рисования семьи. Предпринимаются попытки совместить проективные техники и психометрику (ТАТ В.Столина и М.Кальвиньо, методика косвенного исследования самооценок Е.Соколовой и Е.Федотовой).

Корни клинического подхода  к психодиагностике уходят своим  основанием в ассоциативную психологию и психоанализ.

Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.

Сущность контент-анализа (качественно-количественное изучение документов) заключается в систематической  надежной фиксации единиц изучаемого содержания (текста), их квантификации (подсчете частот) и осуществлении на этой основе выводов о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых в них говорится. Контент-анализ использовался для определения психологических особенностей, психических состояний личности и группы Г.Олпортом и А.Болдуином, Дж.Доллардом, Ч.Осгудом, Е.Уолкером.

Опыт применения качественно-количественного  анализа различных документов демонстрирует  его значительные возможности для  психодиагностики, причем как на уровне личности, так и на уровне малых и больших групп.

Психодиагностические  работы в России начали развиваться  в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось  в 20-30-е годы. Разработанная в трудах Б.М.Теплова, Б.Г.Ананьева, В.С.Мерлина и их учеников отечественная дифференциальная психофизиология на долгие годы оказалась единственной легальной формой существования психодиагностики в России.

 

12. Источники  и психологические закономерности  психического развития в онтогенезе

В результате многостороннего  психологического анализа онтогенеза можно  выделить  следующие  закономерности  возрастного  психического развития человека, обоснованные в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой и др.

1) Для возрастного  психического развития характерно  качественное своеобразие каждоговозраста, что означает появление новообразований  развития.  В  каждом  из  возрастов  складываются новые  психические  качества  (новообразования),  они  означают  вклад этого  возраста  в  общее  психологическое  развитие. 

2) Возрастному психическому  развитию присуща гетерохронность  –разновременность   развития   –   хронологический,   биологический,  социальный  и  психологический   возраст  могут  не  совпадать. 

3) Для возрастного психического развития характерна необратимость,  т.е.  развитие  в  направлении от  прошлого  к  будущему. Нельзя объективно вернуть себя в предыдущий возраст (за исключением случаев  мысленного  возврата  в  прошлое,  например,  под  действием гипноза  или  других  психотерапевтических  процедур).

4) Возрастному психическому развитию свойственна преемственность,  т.е.,  все  последующие  фазы  развития  связаны  с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят  в  состав  новых,  перестраиваясь.  Особенно  показателен  в  этой связи  процесс  профессионального  становления  человека,  способного не  только  накапливать  знания,  навыки  и  умения,  но  и  формировать  на их  основе  новые  мотивы  достижений  и  саморазвития.

5)  Возрастное  развитие  психики  и  личности  характеризуется  сензитивностью,  которая  определяется  как  присущее  определенному  периоду  оптимальное  сочетание   условий  для  развития  определенных  психических  свойств  и   процессов.  Это  означает,  что  человек  на отдельных  этапах  развития  наиболее  чувствителен  к  некоторым педагогическим  воздействиям,  которые  вызывают  у  него  появление определенных  качеств. 

6)  Для  возрастного   психического  развития  характерны  кризисы развития.  Психологическое  содержание  кризисов  развития  состоит  в перестройке  смысловых  структур  сознания  и  переориентации  на  новые жизненные  задачи,  ведущие  к  смене  характера  деятельности  и взаимоотношений,  дальнейшему становлению  личности.

7) Возрастному  психическому  развитию  присущи  пластичность, компенсаторность. Компенсаторность  в данном смысле – психологический  механизм  возмещения  недоразвитых  или  нарушенных  психических  структур  путем  использования   сохранных  или  перестройки  частично нарушенных. Это означает, что постепенное ослабление или даже утрата некоторых психологических способностей компенсируется формированием  и развитием  новых. 

8)  Возрастное  психическое   развитие  характеризуется  по  мере взросления  и  старения  человека  возрастанием  индивидуализации,  т.е. неповторимым  своеобразием  психики и  личности.  Человек  приобретает в своем индивидуальном опыте самобытные способы профессиональной деятельности  и  общения.  Начиная  с  юношеского возраста,  потребность  в  индивидуализации  нарастает.

9) Возрастное психическое  развитие характеризуется  многонаправленностью, что означает на каждом отрезке жизненного пути не  только  роста  (приобретений,  новых  адаптивных  возможностей),  но  и упадка,  потерь,  причем  в  течение  жизни  происходит  изменение  их соотношения. 

10) Возрастному психическому развитию свойственна определенная вариативность, т.е. отсутствие жесткой предопределенности,  конечные  формы  психического  развития  не заданы,  однако,  оно происходит  по  образцу,  который существует  в обществе.  Согласно  Л.С.  Выготскому,  процесс психического  развития  – это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм.

На  современном  этапе  развития  возрастной  психологии  принято использовать  три  основных  термина  для  описания  индивидуального развития  человека  (онтогенеза)  в  его  целом  –  время  жизни,  жизненный цикл  и  жизненный  путь.

Время  жизни,  или  протяженность,  пространство  жизни  обозначает временной  интервал  между  рождением  и  смертью.    Время  жизни человека  –  это  не  только  количество  прожитых  им лет,  но  и  субъективное  представление  будущего. 

Понятие жизненного цикла предполагает, что ход жизни представляет собой  постоянный  круговорот,  подобный  временам  года.  Многие биологические  и  социальные  возрастные  процессы  действительно являются циклическими.

Так, организм нормально проходит последовательность  рождения,  роста,  созревания,  старения  и  смерти. Личность  сначала  усваивает,  затем  выполняет  и,  наконец,  постепенно оставляет определенный набор социальных ролей (трудовых, семейных, родительских), а затем тот же цикл заново повторяют ее потомки.

Наиболее  емкий  и  употребительный  современный научный  термин для  описания  индивидуального  развития  –  жизненный  путь.  Жизненный  путь  –  история  индивидуального развития   личности.   Человек   включен   в   разнообразные   сферы общественно-исторического  процесса,  он  принадлежит  к  конкретному поколению,  и события эпохи, так или иначе, становятся  фактами его биографии. 

Сегодня  ясно,  что нужно  изучать  развивающегося  индивида  в  изменяющемся  мире.  И  в  свете  новой  методологической  перспективы  возрастные  различия  –  не просто  следствие  универсальных  этапов  онтогенеза,  но  результат сложного  переплетения  траекторий  индивидуального  психического развития,  общественно-производственной,  трудовой  карьеры  и  брачно-семейного  цикла.

 

 

13. Классификация  эмоций в отечественной и зарубежной психологии

Вопрос о количестве и видах  эмоциональных реакций обсуждается  давно. Еще Аристотель выделял любовь и ненависть, желание и отвращение, надежду и отчаяние, робость и  смелость, радость и печаль, гнев. Представители древнегреческой  философской школы стоицизма утверждали, что эмоции, имея в своем основании два блага и два зла, должны подразделяться на четыре основные страсти: желание и радость, печаль и страх. Далее они подразделяли их на 32 второстепенные страсти. Б. Спиноза считал, что существует столько видов удовольствия, неудовольствия и желания, сколько имеется видов тех объектов, со стороны которых мы подвергаемся аффектам. Р. Декарт признавал шесть главных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Как видим, отделение мотивационных образований (желаний) от чувств и эмоций в этих представлениях отсутствует, как и разделение чувств и эмоций.

Попытки дать универсальные классификации  эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого  собственное основание. Так, Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т. е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные.

Рид строил классификацию на основании  отношения к источнику действия. Все эмоции он делил на три группы: 1) которым свойственно механическое начало (инстинкты, привычки); 2) эмоции с животным началом (аппетит, желание, аффектации); 3) эмоции с рациональным началом (самолюбие, долг).

И. Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций: эмоции сенсуальные и интеллектуальные. При этом аффекты и страсти он относил к волевой сфере.

Г. Спенсер предлагал разделять  чувства по признаку их возникновения  и воспроизведения на четыре класса. К первому он отнес презентативные чувства (ощущения), возникающие непосредственно при действии внешних раздражителей. Ко второму классу - презентативно-репрезентативные, или простые, эмоции, например страх. К третьему классу он отнес репрезентативные эмоции, вызываемые поэзией как раздражителем, не имеющим конкретного предметного воплощения. К четвертому классу Спенсер отнес высшие, отвлеченные, эмоции, образующиеся без помощи внешнего раздражителя абстрактным путем (например, чувство справедливости).

А. Бэн (1902) выделял 12 классов  эмоций.

В. Вундт считал, что число эмоций (точнее было бы сказать - оттенков эмоционального тона ощущений) настолько велико (значительно  больше 50 000), что язык не располагает  достаточным количеством слов для  их обозначения.

Противоположную позицию занимал  американский психолог Э. Титченер (Titchener, 1899). Он полагал, что существует только два вида эмоционального тона ощущений: удовольствие и неудовольствие.  Некоторые психологи при классификации  эмоций исходят из потребностей, которые провоцируют появление этих эмоций. Такую позицию занимают П. В. Симонов, который считает, что удовольствие от поедания шашлыка не равнозначно удовольствию от созерцания красивой картины, и Б. И. Додонов, который солидарен с мнением Симонова.

И. Додонов (1978) отмечает, что создать  универсальную классификацию эмоций вообще невозможно, поэтому классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной  при решении другого круга  задач.

Он предложил свою классификацию  эмоций, притом не для всех, а только для тех из них, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности, приобретающей благодаря этому качество интересной работы или учебы, «сладостных» мечтаний, отрадных воспоминаний и т. д.

 Коммуникативные эмоции.

Возникают на основе потребности в  общении. По мнению Додонова, не всякая эмоция, возникающая при общении, является коммуникативной. При общении  возникают разные эмоции, но коммуникативными являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик. К проявляемым при этом эмоциям автор относит чувство симпатии, расположения, чувство уважения к кому-либо, чувство признательности, благодарности, чувство обожания кого-либо, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

Глорические эмоции (от лат. gloria - слава).

 Эти эмоции связаны  с потребностью в самоутверждении,  славе, в стремлении завоевать  признание, почет. Они возникают  при реальном или воображаемом  «пожинании лавров», когда человек  становится предметом всеобщего  внимания и восхищения. В противном  случае у него возникают отрицательные эмоции. Проявляют себя эти эмоции в чувстве уязвленного самолюбия и желании взять реванш, в приятном щекотании самолюбия, в чувстве гордости, превосходства, в удовлетворении тем, что человек как бы вырос в своих глазах.

Апраксические эмоции (или праксические чувства, по П. М. Якобсону). Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Додонов связывает их появление с «рефлексом цели», по И. П. Павлову. Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании результатами своего труда, в приятной усталости, в удовлетворении, что день прошел не зря.

Пугнические эмоции (от лат. pugna - борьба). Они связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе. Это жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, чувство спортивного азарта, «спортивная злость», предельная мобилизация своих возможностей.

Романтические эмоции. Это эмоции, связанные со стремлением ко всему необычному, таинственному, неизведанному. Проявляются в ожидании «светлого чуда», в манящем чувстве дали, в чувстве особой значимости происходящего или в зловеще-таинственном чувстве.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"