Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 18:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY_psikh_pomosch.docx

— 268.08 Кб (Скачать файл)

В культуре каждого этноса есть определенные действа, выполняющие  психопрофилактические функции. Многие праздничные ритуалы имеют психопрофилактическое  и психогигиеническое значение. Средства массовой информации модифицируют психологическую  культуру, как личности, так и  этноса, например, дополняя ее научными представлениями. Актуальное состояние  психологической культуры характеризуется не только соотношением научных и обыденных представлений о психике, но и многими специальными факторами, состоянием общества в целом. Предпочитаемый тип психотерапевтического и психогигиенического воздействия находится в тесной связи с уровнем социальной организации общности.

Так, психологическая культура Беларуси недавнего времени могла  характеризоваться, в частности, распространившимся в последнее время эстрадным  целительством: теле- и радиосеансы психотерапии, встречами массовой аудитории с экстрасенсами, магами, колдунами и прочими лицами, использующими суггестивные методы. Широкое распространение различных магических действий и манипуляций, экзотических воздействий и процедур было вызвано не только социально-политической напряженностью в обществе (без сомнения усиливающей стрессовые изменения психики у многих людей), но и низкой культурой использования услуг квалифицированных специалистов. В известной мере, спрос на такого рода услуги тормозится и ограниченным предложением. Удельный вес специалистов в области психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии в РБ очень невысок, по сравнению с высокоразвитыми странами.

Развитую систему взглядов на психологическую культуру сохранения здоровья содержат астрологические  учения, предписывающие нормы, ценности и конкретные правила, которых должен придерживаться человек в поведении, деятельности, самосовершенствовании. В них далеко не все достаточно убедительно, есть значительные различия в подходах, противоречия между отдельными школами, но, тем не менее, среди прочих астрологическое направление выделяется наибольшей целостностью и стройностью  взглядов, что неудивительно, если учитывать  возраст этих учений.

Преобразование психологической  культуры в широком временном  масштабе характеризуется увеличением  количества психогигиенических и психокоррекционных воздействий, осуществляемых индивидуально, отходом от коллективных форм вхождения в состояния релаксации, в измененные состояния сознания и состояния, приводящие к оздоровительным изменениям в психике. Технология психологического воздействия становится все более независимой от религиозных.

  1. Этические и правовые аспекты оказания психологической помощи.

Как и во многих профессиях, в деятельности психолога, при оказании им психологической помощи, существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических  кодексов деятельности психолога-профессионала  в различных странах и психологических  сообществах связано с тем, что  не существует однозначных и простых  ответов на этические и моральные  проблемы, возникающие в психологической  практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической  помощи было не просто более эффективным  и осмысленным занятием, но также - социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации, в частности - как следует вести себя консультанту, если в ходе приёма он узнаёт, что его клиент замышляет или совершил асоциальный поступок, если он видит следы побоев или другого насилия на теле у ребёнка, если родители хотят узнать что-либо о своём скрытном ребёнке-подростке, а также многие другие. В некоторых странах, например, в США, несоблюдение профессиональных принципов и требований, может вести к лишению психолога диплома, прав на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Среди наиболее важных этических  принципов психологической помощи (по Ю. Алёшиной), традиционно выделяют следующие:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает "целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно". Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.

2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.

3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог- обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет - значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний .

6. В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи

психология как профессия  подчиняется этическим нормам, общим  для любой профессии, относящейся  непосредственно к человеку: уважение личности, человеческих прав и свобод, достоинства, надлежащая профессиональная компетенция, совестливость, доброжелательность и безусловная установка на благо  клиента.

Помимо общих этических  требований в ряде стран выработаны этические стандарты и нормативы, специфичные для практикующих и  консультирующих психологов. Одно из первых мест в них принадлежит  принципу конфиденциальности, т.е. сохранения личной тайны клиента. Этот принцип  заключается не только в неразглашении  сведений из личной жизни клиентов, но и в разъяснении клиенту  исходных позиций психолога во избежание  утаивания информации, затрагивающей, к примеру, уголовное право (см.: Бондаренко А. Ф., 1993, с. 67). Специфическим этическим  нормативом является требование избегать физического контакта с клиентом (кроме предусмотренных технических или процедурных манипуляций), ограничиваясь принятыми в обществе выражениями приветствия (рукопожатие, поклон и т.п.). Экспрессивное проявление со стороны клиента, выходящее за рамки принятого этикета, требует специального анализа.

Особыми требованиями к психологу  являются также: избегание (по возможности) социальных контактов со своим клиентом, если последние не предусмотрены  процедурой совместной работы; отказ  от совместного ведения дел, недопущение  манипулирования клиентом или собой  со стороны последнего (например, вручение дорогого подарка). Консультирующие  психологи должны быть особенно осторожны  в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий или превысить пределы  своей компетенции.

Психолог имеет право  отказаться от услуг, если наряду с  психологическим вмешательством одновременно осуществляется независимое и не согласованное с психологом иное воздействие на психику.

В случае платной психологической  помощи размер гонорара заранее оговаривается  с учетом возможностей и взаимной приемлемости вознаграждения. Консультирующий  психолог должен быть готов к тому, что клиент не сможет оплатить предоставляемые  услуги, и принять решение, не ущемляющее достоинства человека и не лишающее его необходимой психологической  помощи.

Клиент имеет право:

• на выбор психолога;

• на обсуждение и принятие решения о приемлемости для него того или иного метода психологической помощи;

• на оценку результатов психологической помощи по ходу ее оказания;

• на отказ от услуг консультирующего психолога;

• на ориентировку в концепциях и сроках психологической помощи;

• на информацию об образовании и квалификации психолога.

Решение о необходимости  психологической помощи, как правило, принимает сам клиент.

  1. Требование внутренней согласованности теории, технологии, техник, оценки эффективности при выборе концепции и осуществлении психологической помощи.

Консультирование как  форма работы профессионального  психолога используется в любой  сфере, где необходимы психологические  знания. Это может быть консультирование в педагогической сфере, в сфере  промышленного производства, бизнеса  и управления, в сфере проблем  здоровья, в семье и т.д.

Консультант в своей работе может опираться на идеи и методы, разработанные в какой-либо одной  психологической школе или комбинировать  их самостоятельно при решении конкретных задач психологической помощи клиенту. Можно выделить три основных подхода к психологическому консультированию: а) проблемно-ориентированное консультирование, фокусирующееся на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения; б) личностно-ориентированное консультирование, направленное на анализ индивидуальных, личностных причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций и путей предотвращения подобных проблем в будущем; в) консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы.

Согласно Эйдемиллеру психологическое консультирование происходит в несколько этапов:

1. Установление контакта  и присоединение консультанта  к клиентам. Достигается с помощью  соблюдения конструктивной дистанции,  помогающей оптимальному общению,  приемов «мимезиса», синхронизации дыхания консультанта и заявителя, использование предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему, того, кто делает сообщение о проблеме.

2. Сбор информации о  проблеме с применением приемов  мета-моделирования и терапевтических метафор. Субъективизации психотерапевтической цели способствуют вопросы»: «Чего Вы хотите?», «Какого результата желаете достигнуть?», «Пожалуйста, попробуйте сказать об этом без отрицательной частицы «не» - в терминах положительного результата».

3. Обсуждение психотерапевтического  контракта: распределение ответственности,  продолжительности работы, длительности  одного сеанса, периодичности встреч, условий оплаты, возможных санкций  за нарушение сторонами оговоренных  условий. Консультант обычно отвечает  за обеспечение безопасности  консультации, за технологию доступа  к разрешению проблем клиента,  а он, в свою очередь, за собственную  активность, искренность, желание  осуществить изменение своего  ролевого поведения.

4. Уточнение проблемы  клиента с целью максимальной  ее субъективизации и тестирование ресурсов клиента или его семьи. Этому помогают вопросы типа: «Как Вы раньше справлялись с трудностями, что Вам помогало?», «В каких ситуацияз Вы были сильными, как Вы использовали свою силу?».

5. Укрепление веры клиента  в успешность и безопасность  процедуры консультирования и  собственно ее проведение. Можно  использовать утверждения следующего  содержания: «Ваше желание осуществить  изменения, Ваш прежний опыт, активность  и искренность в сочетании  со стремлением консультанта  сотрудничать с Вами, его профессиональными  качествами и опытом будут  надежной гарантией успешности  работы». Собственно консультирование  включает:

а) обсуждение с участниками  положительных и отрицательных  сторон сложившихся стереотипов  поведения. Здесь возможны такие  вопросы: «Что самое плохое для Вас  в сложившихся обстоятельствах?», «Что самое хорошее в осуждаемой ситуации?»;

б) Совместный поиск новых  шаблонов поведения - «веера решений». Консультант предлагает следующие  вопросы: «Чего Вы еще не делали, чтобы решить проблему?», «Как вели себя значимый для Вас люди, оказавшиеся  в похожей ситуации?», «А Вы смогли бы так поступить?», «Что же Вам мешает совершить такой же поступок?». На этом этапе можно также использовать приемы визуализации: клиенты, находясь в трансе (чему способствует точное следование «по маршруту проблем  заявителя»), создают образы новой ситуации и фиксируют, возникающие при этом кинестетические ощущения.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"