Шпаргалка по "Основы права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 14:55, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие права, сущность. Со-отношение права и морали.
Право (в обьект. смысле) – с-ма общеобязательных формально определенных юридических норм, установленных и обеспеченных государством и направленных на урегулирование общественных отношений. В субъект. смысле право – мера юридически возможного поведения субъекта призванная удовлетвор. собственные инте- ресы лица. Сущность права конкретизируется в нормах. Нормы выражают содержание права. Ф-ции права: (основные направления правового воздей-ствия на общественные отношения) 1. общесоциальные: экономическая, политическая, воспитательная; 2. специально юридические: регулятивная,охра- нительная. До XIVв. мораль как бы включалась в право.

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры osnovy_prava.doc

— 402.00 Кб (Скачать файл)

1.Понятие права, сущность. Со-отношение права и морали.

Право (в обьект. смысле) – с-ма общеобязательных формально определенных юридических норм, установленных и обеспеченных государством и направленных на урегулирование общественных отношений. В субъект. смысле право – мера юридически возможного поведения субъекта призванная удовлетвор. собственные инте- ресы лица. Сущность права конкретизируется в нормах. Нормы выражают содержание права. Ф-ции права: (основные направления правового воздей-ствия на общественные отношения) 1. общесоциальные:  экономическая, политическая, воспитательная; 2. специально юридические: регулятивная,охра- нительная. До XIVв. мораль как бы включалась в право.  По Канту мораль – сфера внутренней свободы человека, а право - его внешней свободы. Право и мораль находятся в неразрывной связи. У них есть общее, и в то же время значительные различия. Общее: они оба явл. основными социальными регуляторами, тесно взаимодействуют м/у собой в упорядочении обществ-х отношений. П. и М. различаются по форме своего выражения, по сфере действия, по способу регулирования.


 

3.С-ма права. Понятие  отрасли и института права.

С-ма првра – внутренняя стр-ра права, состоящая из взаимосогласованных эл-тов, т.е. норм права, институтов, подотраслей и отраслей права.

Норма права:

-гипотеза (если) – часть  нормы, указывающая условия, при которых у участников регули-руемого общественного отно-шения возникают юридические права и обяз-ти.

-диспозиция (то) – часть  нормы, раскрывающая содержание пове-дения субъекта права, имеющее ее юридическую значимость.

-санкция (иначе) – указания  на неблагоприятные последствия нарушения правового предписа-ния. Отрасль права – с-ма норм, регулирующих однородные обществ-ые отношения. Институт права – часть отрасли права, представляющая собой совокуп-ность норм, регулирующих опре-деленный вид общественных отношений (институт граждан-ства, институт наследования, институт необходимой обороны)


 

4. Понятие и  сущность гос-ва, его ф-ции.

Гос-во – организация полит. власти, содействующая преиму-щественному осуществлению конкретных интересов (религиозных, общечелов-х, классовых, нац-х) в пределах опред. тер-рии. Признаки гос-ва: народ, тер-рия, власть. Сущность гос – главное, что осуществляет его функционирование. Подходы к сущ-ти гос: 1. классовый: гос – организация,где власть осущ-тся в интересах господствующего класса; 2. общественно-социаль-ный: создаются условия для общественного компромисса; 3. национальный; 4. религиозный; 5. расовый. Ф-ции гос-ва – основные направления деятель-ности гос-ва  по решению стоящих перед ним задач, хар-ных для данного гос-ва формах и свойственными ему методами. Виды ф-ций: 1. в зав-ти от продолжит-ти – временные, постоянные; 2. в зав-ти от направленности – внутренние (эконом-кая, охрана правопо-рядка. экологическая, идеоло-гическая, социально-культурная и др.), внешние (оборона страны, поддержание мира, сотруд-ничество с др. гос-ми). Формы реализации ф-ций гос: 1.правотворческая, 2.правоиспол-нительная, 3. правоохранительная


 

5.Формы гос-ва.

Форма гос-ва – организация полит. власти, охватывающая форму правления, форму гос-го устройства и полит-й (гос-ый) режим (это э-ты формы гос-ва). Форма правления – монархия (абсолютная, ограниченная (пар -     

ламентарная, конституционналь-ная)). Формы гос-го устройства: 1.унитарная (единая) 2.федера-тивная (Российская Федерация)3.конфидеративная. По полит режиму:демократич,тоталитарн.,авторитарные, либеральные.


 

8. Констит РБ. Стр-ра, общая хар-ка, содержание.

За всю историю развития Бел как самостоятельного независимого гос-ва было принято 5 конституций (в 1919, 1927, 1937, 1994) Новая Конст. Была в итоге принята Верховным Советом РБ 15 марта 1994 (вступила в силу30 марта 1994) Конст. РБ составляет ядро правовой с-мы, явл. базой для развития всего законод-ва. Не случайно второе назв Конст. РБ – Основной Закон. Отличитель-ными признаками Осн. Закона явл.: 1. деидеологизированный хар-рер, 2.закрепление в кач-ве экон-ой основы многообразия форм собственности, 3. установление равенства гос-ва и гражданина, наличие у них взаимных обязательств, 4. закрепление в кач-ве вектора для развития текущего законодат-ва приоритета общепризнанных принципов междунар-го права, 5. разделение и взаимодействие властей, 6. прямой хар-рер действия норм Конституции. Вновой Конст. Нашли отражение политич-ие социально-эк-ие перемены, предусмотрена про-грамма совершенствования демо-кратии, содержатся гарантии прав и свобод. Конст. состоит из 9 разделов: 1.Основы конст строя, 2.Личность, общ-во, гос-во, 3.Из- бирательная с-ма. Референдум, 4. Президент, парламент, правитель- ство, суд, 5.Местное управление и самоуправление, 6.Прокурату-ра. Комитет гос-го контроля, 7. Финансово-кредитная с-ма РБ, 8.Действие Конст-и РБ и порядок ее изменения, 9.Заключительные и переходные положения. Некоторые разделы имеют главы: 3-й – гл.1.Избират с-ма, гл.2.Ре-ферендум (народное голосова-ние), 4-й – гл.3.Президент РБ, гл.4.Парламент – Нац-ое собра-ние, гл.5.Правительство – Совет Министров РБ, гл.6.Суд, 6-й раздел – гл.7.Прокуратура, гл.8. Комитет гос-го контроля. Некото-рые разделы Конст могут быть изменены только путем референдума, иные вправе коре-ктировать Парламент.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Понятие администрат-го  пра-ва. Админ-но-правовые отно-шения.

АП – совок-ть юридич норм, кот-ые регулируют общ-ые отноше-ния складывающиеся  при осуществлении публичноиспол-нит-ой и распорядит-ой деят-ти органов управления. Они возникают в рез  применения и действия админист-но-правовой нормы, обладают общими для всех правовых отношений чер-тами. Вместе с тем, обладают особенностями, кот-ые свойстве-нны только такого рода отноше-ниям. Предметом  АП явл общ-ые отнош-ия, складыв-щиеся в проц-се осущ-ия  публично-исполни-тельной ираспорядит-ой деят-ти органов управ-ия, т.е. управлен-ческая деят-ть. Сис-ма АП: 1. Общая часть – входят нормы, кот регулируют общ-ые отнош-ия общие для всех сфер и отраслей упр-ия; 2. Особенная часть – входят нормы, кот регулируют общ-ые отнош-ия в конкр отраслях и сферах управления. Источники: К РБ, КоАП РБ – распоряжение, решение минис-терств, ведомчтв и др. Админ-но-правовые отношения – общес-твенные отношения, кот урегулированы нармами АП в сфере управленч деят-ти. Содержание АП отношений: объект – те общ-ые отнош-ия, повендения субъектов по поводу кот-ых возникает правоотноше-ние; субъект  – носитель прав и обязанностей; содержание – совок-ть прав и обяз-тей суб-тов.  Субъектом АПра-вовых отноше-ний явл: граждане РБ, иностр граждане и лица без граждан-ства, гос-ые органы, адми-нистрация предприятий, учрежде-ний, объединений и иных гос-х организаций, служащие гос-х органов и объединений,общест-венные объединения, их предста-вители, наделенные администр-ми обязанностями и правами. Возникновение конкретного пра-воотношения м/у суб-ми права обусловливается определенными событиями или действиями, кот-ые приводят в действие правовую норму. Эти события, действия наз юридическими фактами. К ним относ-ся такие события как рождение, смерть чел и т.д. Правовой акт явл наиболее распростр-ым юридич-м фактом, с кот связыв-ся возникновение, изменение или прекращение админ-ых правоотнош-й.


 

10.Понятие признаки  админ-го правонаруш-ия.

Админ-ое правонарушение (прос-тупок) – общ-но опасное, противоправное, виновное деяние (действие, бездействие) посяга-ющее на общ-ый порядок, гос и частную собствен-ть, на суще-ствующий порядок управл-ия, права и свободы граждан, за  совершение кот-го предусм администрат-я ответствен-ть. Админ ответ-ть наступает в том случае, если хар-р правонару-шения в соответствии с действу-ющим законодательством, не требует уголовной ответствен-ности. Признаками АПравона-руш-я явл: общ-я опасность,противоправность, виновность, наказуемость.Степень общественной опасности того или иного деяния явл критерием подразделения всех правонарушений на преступления и проступки. Юридич-м выражением признака общ-ой опасности администрат-го правонар-ия явл его проти-воправность, которая заключ-ся в совершении деяния, нарушаю-щего нормы администрго и др-их отраслей права. Важнейшим признаком админ-го правонар-ия явл админист-ая ответственность. Совок-ть установленных норма-тивно-правовыми актами призна-ков, конкретизирующих, опреде-ляющих действие либо без-действие лица в кач-ве конкрет-ного вида администр-го прос-тупка, получила назв состава админ-го правонаруш-ия. Приз-наками состава правонаруш-ия явл: 1. субъект – лицо, кот совершило правонар-ие (физ. лицо), 2. объект – те общ-ые отнош-ия, на кот посягает пра-вонар-ие, 3. субъективная сторона – психологич-ое отнош-ие субъекта к противоправному действию или бездействию, к его последствиям, т.е. отнош-е к вине, 4. объективная сторона – действие или бездействие.             


 

12.Порядок привлеч-я  к админ-й ответ-ти.

В привлечение к админ ответ-ти входят следующие виды адм взысканий:

Предупреждение,штраф,возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредмтвенным объектом админ. правонаруш-я.

конфискация предмета,лишение спец. права, предоставляеиого данному гражданину(права управления ТС, права охоты),исправительные работы,

админ-й арест.Предупреждение выносится в письменной форме и является наиболее мягкой мерой наказания. Оно прим за совершение незнач админ првонаруш.Штраф- взыскание имущественного хар-ра в денежной форме в доход гос-ва.Штраф не может превышать трёхкратного размера минимальной зар.платы, а на должностных лиц- пятикратного размера миним. зар.платы.Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предиета, кот. явл орудием совершения или непосредственным объектом совершённого адм-го правонар-я. Конфискация сост-т в принудит-ом  безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом админ правонар-я, в собстенность гос-ва.

Лишение спец.права, предоставленного гражданину на срок до пяти лет прим-ся в случае грубого или систематического наруш-я порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней. К исправит-м работам на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту пост работы и с удержанием до  20% заработка в доход гос-ва привлекаются лица, совершившие админ правонаруш-е. Исправительные работы назначаются районым(городским)судом правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправит работ не может быть менее 15 дней.

Адм-й арест назнач-я районным(городским) судом лишь в исключ-х случаях за отдельные виды админ-х правонарушений на срок до 15 суток. Отмена постановления и прекращение дела об адм-м правонар-и влечёт за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Общ-е отн-я, регулир-е  гражданским правом. Система и источники гражд-го права.

 Предметом  ГП явл.:

1.имущественные отношения- отношения по владению, пользованию и распоряж-ю собственностью, отнош-я в области иных вещных прав, а также отнош в сфере обмена товарами, деньгами, ценными бумагами, услугами и т.д. 2.личные неимущественные, связ. с имущественными- отношения по владению, пользованию       и распоряжению объектами интеллектуальной, промышл. и иной творческой деят-ти. Это авторские права на произведения лит-ры, музыки, графики,науки и т.д. 3.личные неимуществ., не связ. с имущественными отнош-я, кот. Законод-вом специально и условно отнесены к разделу личных, не связ. с имущественными(защита чести, достоинства, деловой репутации).

В ГП примен. гражданско-правовой метод, кот. хар-ся:

1.равенство сторон

2.имущественной самостоятельностью

3.автономией воли(не пренуждать человеку что-либо

ГП-совок. юрид. норм, кот. регулируют имуществ., личные неимущ., связ. с имущественными, личные неимущественные, не связанные с имущественными, основанные на равенстве сторон, автономии волей и имуществ. самостоятельности их участников. 

Под системой ГП понимается совок-ть норм и институтов ГП.

Состоит:

1.общ.часть- общ.полож-е, кот. хар-ны для всех гражд.-правовых  отнош.

2.особенная часть- входят  нормы, кот. регул-т отд. институты, подотрасли ГП.

Источник права-это форма отражения и сохранения сведений о правилах поведения в гражданском обороте, легализованных государством и обществом.Источники ГП:1.КРБ 2.ГК 3.Указы и декреты президента 4.постановления правительства 5.з-н о собст-ти в РБ


 

14.Гражд-е правоотношение  и его элементы.

Гражд-е правоотношение- это общ-е отнош-е, кот. урегулировано нормами ГП.

Стр-ра гражд правоотнош-я:

1.Субъекты- лица, кот. могут  иметь ГП, выполнять гражд. обязанноти  и нести ответсв-ть за свои  действия или бездействия. Субъекты-физ.лица, юрид.лица, админист.-территор-е ед-цы, гос-во.

Они обладают опр. имущест-ми, физич-ми и иными соц. качествами:

Самостоятельностью,способностью свободно выражать свою волю для соверш-я сделок, участия в гражд. правоотнош-ях,быть индивидуализированными в гражданском обороте посредством личного имени, места жительства, прописки, работы и т.д.

2.Объект-это то, на что  направлены интересы субъектов правоотношений.(деньги, вещи, рез-ты интеллект-ой деятель-ти)

3.Содержаниесовокупность  сост-х его субъек-х прав и  обязан-й,( договор купли-продажи)

Особенность гражд. прав и обяз-тей заключ-ся в том, что обязанноти одного контрагента перед другим всегда корреспондируют субъективным правом другой стороны. Содержание обязанности соотв-т субъективному праву: то, что может требовать управомоченное лицо, должно исполнять обязанное.


 

15.Основания возн-я гр-х правоот--й. Юр факты.

Гражд-е правоотнош-е возникает, измен-ся и прекращ-ся на основании юридич. фактов( события либо действия, кот. возникают, измен-ся или прекращ-ся).

Юридич. факты: 1.события 2. действия

События не зависят от воли и сознания людей( смерть, рождение, стихийные бедствия).

Действия зав. от воли и сознания людей. Бывают: правомерные и неправомерные


 

16.Защита ГП. Защита  чести и достоинства.

Группу неимущественных гражд-правовых отношений обычно составляют такие отнош-я, которые законодательством специально и условно отнесены к разделу личных, не связ. с имущест-ми. К ним причислялись отнош-я по защите чести, достоинства, деловоц репутации, право на возмещение морального вреда.

Только с принятием в начале 90-х годов законодательства о печати и других СМИ было установлено право денежной компенсации за ущемление личных прав. Право на возмещение морального вреда было распроср-но на все личные права, что и даёт повод счит. их тоже связанными с имущест-ми. Профессион. и иные знания, навыки и умения, деловая репутация могут иметь денежную оценку, причём равную(или даже большую) имущественному вкладу в совместн. деят-ть.

Информация о работе Шпаргалка по "Основы права"