Шпаргалка по "История психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:14, шпаргалка

Краткое описание

Предмет истории психологии - изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии предмет изучения. История науки - особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие к-ой она изучает.

Вложенные файлы: 1 файл

История психологии ВЕСНА РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

Исследуя психику, Гартли пришел к выводу о том, что она  состоит из нескольких основных эл-тов - ощущений, к-ые яв-ся вибрацией органов чувств, представлений (вибрацией следов в белом веществе в отсутствие реального объекта) и чувств, отражающих силу вибрации. Говоря о развитии психических процессов, он исходил из идеи о том, что в их основе лежат различные ассоциации. При этом ассоциации вторичны и отражают реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Т.О., Гартли объяснял форм-е самых сложных психических процессов, в том числе мышления и воли. Он считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя мышление к процессу образования понятий), а в основе воли - ассоциация слова и движения. Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психологии, достаточно сказать, что теория ассоцианизма просуществовала почти два столетия и, хотя неоднократно подвергалась критике, основные ее постулаты, заложенные Гартли, стали основой дальнейшего развития психологии. Не меньшее значение имели и высказанные им догадки о рефлекторной природе поведения, а его взгляды на возможности воспитания и необходимость управлять этим процессом очень созвучны подходам рефлексологов и бихевиористов, разрабатываемым уже в XX в.

С развитием науки, появлением новых данных в физике, биологии, физиологии многие положения Гартли, особенно связанные с механикой, стали стремительно устаревать. Это привело к их пересмотру, новой трактовке законов ассоциаций. В таком виде и предстала теория ассоцианизма в классических работах Д. Милля, Т. Брауна и других ученых первой трети XIX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Понятие  ассоциации у Дж. Беркли и Д.  Юма.

В XVIII в. английская психология развивалась от эмпиризма Локка  к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли. Дж. Беркли был непосредственным последователем Локка и шел от сенсуализма к субъективному идеализму. Для психологии он интересен теорией зрительного восприятия пространства («Опыт новой теории зрения»). Считалось, пишет Беркли, что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. В частности, так писал Дж. Локк. Однако, указывает Беркли, нам лишь кажется, будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях. На самом деле расстояние, т. е. удаленность предметов от нас и сам факт, что они находятся вне нас, величина предметов, положение предметов в пространстве друг относительно друга глазом не воспринимаются. Пространственные хар-ки вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. В опыте зрение всегда сопровождается двигательными, мускульными ощущениями, к-ые Беркли называет осязанием, включая сюда и собственно осязание, и двигательные ощущения от самого воспринимающего органа. Зрение и осязание вступают в связь (это же характерно и для слуха). Ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Поэтому впоследствии собственно осязаемые качества – расстояние, величина, фигура – начинают восприниматься и зрительно. Т.О., то, что мы называем зрительными ощущениями, есть комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений. Видимое восприятие пространства трактуется как знаки, ранее приобретенных через осязание идей. Беркли сравнивает зрительные образы с языком: зрение стало для осязания языком, стало выражать содержание осязательного опыта. В сравнении зрительных идей с языком подчеркивается условность зрительных ощущений, их знаковая природа. Однако, поскольку эта связь образуется в опыте, она обеспечивает правильное поведение. В этом заключается ее биологическая полезность, Сформулированная Беркли теория была развита в эмпирической психологии в XIX в., особенно А.Беном, к-ый подчеркивал роль мышечных ощущений в образовании зрительных представлений пространства.

Англичанин Давид Юм, в философии последователь Дж. Беркли, в «Трактате о человеческой природе» и в труде «Исследование о человеческом познании» развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Юм делит все состояния сознания на «впечатления» и «идеи», их отражения. Идеи – это более слабые впечатления, к-ые мы используем в мышлении и рассуждении. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как этому учил Локк, Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их классификацию. Ассоциации случайные и неправильные суть только ассоциации по закону смежности в пространстве или во времени, а сочетания идей естественные и правильные – это ассоциации по закону сходства и причинности. Все эти ассоциации встречаются в повседневной жизни. Они же лежат в основе научного мышления. Причинно-следственные отношения сводятся к привычной последовательности явлений. Знание отношений причинности не яв-ся априорным, но устанавливается в опыте следующим образом. Однажды такой-то объект сопровождается таким-то действием (например, хлеб насытил нас). В следующий раз и затем всегда такой же (хотя уже не тот же самый) объект всегда сопровождался таким же действием. В рез-те рождается уверенность, что и впредь подобные объекты будут вызывать такие же действия, т. е. что одно яв-ся причиной другого. Принципом, принуждающим сделать этот вывод, яв-ся привычка, или принцип ассоциации. Кант считал гениально поставленной саму проблему: как можно перейти от чувственного опыта, к-ый всегда имеет дело с частным случаем, к наиболее общим понятиям и отношениям, имеющим всеобщий и необходимый х-р. Но он не согласился с решением Юма и ввел, наряду с опытным, априорное знание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Развитие  ассоциативной психологии в XIX в.

В начале 19в. ассоциативная  психология оставалась единственной психологической  школой, предмет к-ой – сознание – был признан всеми без  исключения учеными. Сознание рассматривалось  как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциации. Методом психологии был метод интроспекции. Но метод самонаблюдения не мог оставаться основным методом, т.к. он субъективен и не может быть проверен математикой.

Одним из крупнейших представителей ассоциативного направления в этот период был  Томас Браун. Его исследования были направлены на усовершенствование ассоциативной психологии. Важной идеей Брауна было положение, согласно к-му отдельные ощущения могут сливаться в комплексы, в к-ых отдельные ощущения уже неразличимы. С этим было связано положение о наличии спонтанной ассоциации, при к-ой порядок идей может несколько отклоняться от порядка ощущений. В дальнейшем эти мысли Брауна были развернуты в законы творческой ассоциации, при к-ой у ч-ка рождаются принципиально новые понятия.

Джеймс Миль яв-ся автором одной завершенных систем ассоциативной психологии. Он называет ее «ментальной механикой» или «ментальной физикой», в к-ой все психические процессы могут быть сведены к механическим по своей сути явлениям. Отказавшись от идеи Брауна о спонтанных ассоциациях, сформулировал закон: «Порядок и связь идей таковы, каковы порядок и связь ощущений». Таков подход классического ассоцианизма к содержанию сознания. Элементами сознания яв-ся ощущения и их бледные копии – идеи; в нечто более сложное они складываются благодаря последовательным и одновременным ассоциациям. Восприятие предмета строится на основе одновременных ассоциаций, т.е. целостное восприятие предмета возникает как рез-т связывания всех входящих в это целое ощущений разных модальностей (зрительных, вкусовых и т.п.).

Развитие ассоциативной  психологии во второй половине 19 века

 Одним из первых  попытку перестроить ассоциативную  психологию предпринял немецкий психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт. Его «Учебник психологии», стал новым этапом в развитии ассоцианизма. Душа, согласно Гербарту, непознаваема. Поэтому она не может быть предметом науки. Им могут быть феномены, доступные опытному изучению – представления. Говоря об ассоциации представлений, Гербарт пришел к выводу, что представления не яв-ся пассивным элементами в душе ч-ка, но обладают собственным зарядом, активностью, к-ая определяет их положение в сфере психического. Представления могут быть в областях: «ясного сознания» - апперцепция, «сознания» - перцепция и бессознательного. Между этими областями пролегают границы, к-ые Гербарт называл «порогами». Одно и то же представление может в разное время находиться в разных областях; никаких особых препятствий для проникновения тех или иных представлений в сознание не существует. Представления могут сливаться друг с другом, образуя комплексы, могут вытеснять друг друга. Эта концепция Гербарта, к-ую он назвал «теорией статики и динамики представлений», сыграла большую роль в теории обучения. Гербарт выдвинул идею о 4 принципах обучения, к-ые должны учитываться при разработке новых методов и обучающих программ. Он говорил о необходимости ясности, ассоциаций, системы и методы. Для того чтобы новое знание сразу попадало в центр внимания ч-ка, оно должно быть или достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у ч-ка знаниями, т.е. входить с ними в систему. Механизмом такого соединения понятий яв-ся классические законы ассоциаций.

Джон Стюарт Милль предложил свою систему ассоцианизма, к-ую стали называть «ментальной химией». Утверждал, что законы духовных явлений иногда аналогичны механическим, иногда же химическим законам. Милль пересмотрел законы ассоциаций, выделив из них 3главных:

- сходства (сходным идеям присуще возбуждать друг друга);

- смежности (если 2 впечатления часто переживаются одновременно, то в тех случаях, когда одно из них возвращается в сознание, оно создает тенденцию к появлению и другого впечатления);

- интенсивности (сила впечатления делает более вероятной частоту его слияния с другими).

Теория «ментальной химии» Милля-младшего сыграла важную роль в преодолении слабых сторон ассоциативного направления, хотя и перечеркивала всю систему «ментальной механики» Милля-старшего. Эта теория знаменует собой этап начала кризиса ассоцианизма.

Дальнейшее развитие психологии связано с эволюционной теорией Дарвина. Эволюционный подход в психологии отразился в концепции Александра Бэна. В работах «Ощущения и интеллект», «Эмоции и воля» он доказывал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только ассоциации, существующие в сознании ч-ка, но и те, к-ые лежат в основе его поведения. Большое внимание Бэн уделял рефлексам, инстинктам, навыкам. Именно в теории Бэна в предмет ассоциативной психологии было включено реальное поведение живого существа. Большое внимание Бэн уделял факторам, к-ые определяют переход от инстинктивного поведения к поведению волевому. Он доказывал, что как природа, пробуя и ошибаясь, отбирает наиболее продуктивные виды, так и ч-к совершает переход от неосознанного, спонтанного поведения к разумному и волевому не сразу, а постепенно. Ч-к отбирает путем проб и ошибок наиболее продуктивные и целесообразные формы реакции на определенные события и предметы окр.мира, к-ые и закрепляются в виде навыка или волевого, разумного действия.

Так появилась в психологии модель проб и ошибок, к-ая в дальнейшем была положена американской психологией в основу объективного исследования поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Г.Спенсера об ассоциативной психологии.

Герберт Спенсер был основателем позитивизма, в русле к-го он и пытался трансформировать методологию ассоциативной психологии. Основой позитивной психологии Спенсер делает теорию эволюции. Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу предмета психологии, т.к. считал его отождествление с сознанием неудовлетворительным. Он определил предмет психологии как соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Т.О., он расширил предмет психологии, включив в него не только ассоциации между внутренними факторами, т.е. ассоциации в поле сознания, но и связь сознания с внешним миром. Исследуя различные состояния души, он пришел к выводу, что существуют параллельные этапы в развитии внутренних и внешних (поведенческих) психических актов. Т.О., и внутреннее и внешнее становилось предметом исследования психологии, что позволяло выработать объективные методы исследования, невозможные при сведении психики только к сознанию. Он подчеркивал уникальность психологии как единственной науки, к-ая рассматривает связь внешнего и внутреннего, в то время как другие дисциплины остаются либо во внешнем поле (физика, химия), либо во внутреннем (философия, физиология).

В своей работе «Основы  психологии», Спенсер писал о  том, что психика яв-ся механизмом адаптации к среде. Психика возникает  закономерно на определенном этапе  эволюции, в тот момент, когда условия жизни существа усложняются настолько, что приспособиться к ним без адекватного их отражения невозможно.

В генезисе психики Спенсер  выделял несколько этапов (частных  форм адаптации к среде):

- ощущение рефлекс

- чувства инстинкт

- память навык

- разум волевое поведение

- сознание поведение

Идея о связи интеллекта с адаптацией стала ведущей для  психологии в начале ХХ века. Спенсер  исследовал разницу в психическом  развитии людей, принадлежащих к  разным народам и живущим в  разное время. Это позволило ему отказаться от прежних взглядов ассоцианизма на прижизненность форми-я знаний. Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге ч-ка и передаются по наследству, Т.О., «сознание не чистый лист, оно полно предуготованных ассоциаций». Эти врожденные ассоциации определяют разницу между мозгом европейца и туземца. Теория Спенсера способствовала созданию экспериментальной психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Развитие  физиологии нервной системы и органов чувств в XIX в.

Во второй половине XIX в. создаются объективные условия  для выделения психологии в самостоятельную  науку. Чарльз Белл экспериментально подтвердил факт различия между передними и задними корешками спинного мозга по ф-ции: передние корешки содержат моторные нервы с двигательной ф-цией, задние-чувствительные. Это открытие намечало анатомическую основу рефлекторной дуги, каждая часть к-ой получала анатомическое обоснование: проведение возбуждения по чувствительному нерву, затем его переработка в нервном центре и передача по эфферентному нерву к органу движения. Тем самым было установлено, что спинной мозг построен по принципу рефлекторной дуги. Открытие имело сильный резонанс. Параллельно оно было совершено французским физиологом Мажанди и вошло в науку под двойным именем — закон Белла-Мажанди. Белл показал регулирующую роль мышечного чувства в осуществлении движения. Он впервые выделил нервы, к-ые ведут oт мышцы в мозг и сигнализируют о х-ре мышечного сокращения. Так Белл сформулировал идею нервного круга или, как он называл, нервного кольца: раздражение поступает в мозг, от мозга в мышцу, от мышцы опять в мозг. И. Мюллер выдвинул доктрину специфической энергии органов чувств, к-ая яв-ся одним из самых крупных обобщений XIX в. в этой области науки. Доктрина включает 10 законов. В соответствии с первым законом мы имеем сознание не объекта, но наших нервов, нервы — это посредники между воспринимаемыми объектами и умом, и т.о. они навязывают уму свои собственные характеристики. По И. Мюллеру, ощущения складываются в чувствующем органе через посредство нервов, и в качестве рез-та от действия внешних причин дают знания нек-ых качеств или условий не внешних тел, а самих сенсорных нервов. Второй закон И. Мюллера состоит в принципе специфичности. Имеется пять видов нервов и соответствующих органов чувств, и каждый из них имеет свое специфическое качество или свою специфическую энергию, к-ую навязывает уму. Третий закон: одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения. В основе теории И. Мюллера лежит неправомерное допущение о том, что органы чувств и проводящие нервные пути обладают своей специфической энергией изначально, и, следовательно, ощущение зависит не от природы раздражителя, а от самого органа или нерва и является выражением его специфической энергии.

Информация о работе Шпаргалка по "История психологии"