Шпаргалка по "История психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:14, шпаргалка

Краткое описание

Предмет истории психологии - изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания. История психологии имеет свой, отличный от предмета психологии предмет изучения. История науки - особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие к-ой она изучает.

Вложенные файлы: 1 файл

История психологии ВЕСНА РАСПЕЧАТАТЬ.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

принцип конструктивно-позитивного  анализа - необходимо искать передовое, достижения исторической эпохи;

принцип периодизации и преемственности развития психологического знания - предполагает наличие качественно различных периодов в динамике единого процесса научного познания;

принцип единства прошлого, настоящего и будущего;

принцип единства коллективного и индивид. творчества в развитии психологического знания - нельзя игнорировать вклад отдельного ученого или коллектива ученых.

 

 

 

 

5. Методы истории  психологии.

Методы, используемые в  историко-психологических исследованиях, отличаются от методов общей психологии. В истории психологии нельзя воспользоваться практически ни одним из основных методов психологической науки - ни наблюдением, ни тестированием, ни экспериментом. Область применения этих методов ограничивается только узким кругом современных (для историка психологии) ученых и настоящим состоянием актуальных для этого времени проблем, в то время как возраст психологической науки измеряется веками. Поэтому ученые, занимающиеся историей психологии, разрабатывают собственные методы исследования или заимствуют их из смежных дисциплин - науковедения, истории, социологии. Эти методы адекватны задаче не только воссоздания истории развития отдельного психологического направления, но и включения его в общий контекст психологической науки, исторической ситуации и культуры. Так, в истории психологии используются историко-генетический метод, согласно к-му изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период, и историко-функциональный метод, благодаря к-му анализируется преемственность высказываемых идей. Большое значение имеют биографический метод, позволяющий выявить возможные причины и условия форм-я научных взглядов ученого, а также метод систематизации психологических высказываний.

Источниками для истории  психологии служат прежде всего труды  ученых, архивные материалы, воспоминания об их жизни и д-ти, а также анализ историко-социологических материалов и даже художественной литературы, помогающей воссоздать дух определенного времени.

1-ая группа: Методы планирования историко-психологического исследования - организационные методы:

1. Структурно-аналитический метод

2. Сравнительно-сопоставительный  метод

3. Генетический метод

2-ая группа: Методы сбора и интерпретации фактологического материала:

1. Категориально-понятийный  анализ

2. Анализ продуктов  деятельности

3-я группа:

1. Методы исторической реконструкции

2. Проблемалогический  анализ

4-ая группа:

1. Метод библиотричного  анализа

2. Тематический анализ

Отдельно:

1. Метод источниковедческого  анализа

2. Биографический метод

3. Метод интервью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Материалистическое учение о душе в античной психологии.

Появление психологии в  Др.Греции на рубеже VII–VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о ч-ке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием объективных знаний (математических, медицинских, философских). Первые представления о душе, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделили нек-ые ф-ции души, прежде всего энергетическую, побуждающую тело к активности. Эти представления и легли в основу исследований первых психологов. Уже первые работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, а также яв-ся главным орудием в познании мира. Эти суждения о св-вах души и стали ведущими в последующие годы. Т.О., важнейшим для психологии в античный период было изучение того, как душа придает активность телу, как она регулирует поведение ч-ка и каким образом познает мир. Анализ закономерностей развития природы привел мыслителей того времени к идее о том, что душа материальна, т.е. состоит из тех же частиц, что и окр.мир. Все в мире имеет свою первооснову – эл-т, являющийся первой и главной составляющей всех объектов, архе. Исследования окр.мира привели ученых VII–V вв. до н.э. к мысли о том, что архе – это эл-т, без которого не может существовать мир и все в нем, поэтому, как и все в природе, этот жизненно важный эл-т должен быть материален. Необходимо отметить, что на взгляды древнегреч.ученых повлияли разнообразные философские и психологич.концепции, в том числе и древнеиндийские веды, в частности учение о том, что важнейшим св-вом жизни яв-ся дыхание. Распространенность мнения о материальности души находит свое подтверждение в том, что в самом начале развития психологии ученые считали главным качеством души активность, т.е. утверждали, что душа – это прежде всего энергетическая основа тела, к-ая приводит инертное, пассивное тело в движение. Т.О., душа яв-ся источником жизни, в основе к-ой лежит активность.

Несколько позже появилась  идея о том, что конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнед-ти, не может быть первоосновой. В теориях Левкиппа и Демокрита возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из к-ых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью психологич. учений многих ученых не только Др. Греции, но и Рима. Считая душу источником активности для тела, Демокрит и следующие за ним ученые утверждали, что она состоит из самых мелких и круглых атомов, к-ые наиболее активны и подвижны.

Примерно с III в. до н.э. психологов начали больше интересовать не столько общие закономерности и ф-ции души, сколько содержание души ч-ка. На первый план стали выходить не общие для всего психич.законы, но изучение того, что отличает ч-ка от др.живых существ. Идея о преимущественно энергетической ф-ции души перестала удовлетворять психологию, так как душа – источник энергии не только для ч-ка, но и для др.живых существ. В это время ученые пришли к мнению о том, что душа ч-ка служит источником не только активности, но и разума и нравственности.

Такое новое понимание  души было заложено в теории Сократа, а затем развито в концепциях Платона и Аристотеля.

Впервые в этих концепциях психики появилась и идея о том, что важнейшим фактором, влияющим именно на психику ч-ка, яв-ся культура. Если активность связывалась психологами с определенными материальными факторами, то разум, нравственность понимались как продукты культурного развития, как рез-т духовной работы не одного ч-ка, а народа в целом. Особенно явно это проявилось в теории Аристотеля. Естественно, что фактор культуры не мог повлиять на психику животных и относился только к душе ч-ка, обеспечивая ее качественное отличие. Т.О., изменение в приоритетах психологич.исследований, появление новых концепций души стало важным поворотным моментом в развитии психологии. Объяснить же с точки зрения науки (биологии, физики, медицины) того времени, каким образом строение атомов души ч-ка приводит к ее качественному, а не только количественному отличию от души животного, было невозможно. Поэтому психологич. концепции в этот период перешли от материалистической ориентации к идеалистической. Различие материализма и идеализма в психологии связано преимущественно с разным понимаем содержания души, психики; в последней материализм выделяет прежде всего активность, материальная природа к-ой была очевидна для ученых того времени, а идеализм – еще и разум и нравственность, природу к-ых объяснить материальными законами было невозможно. Поэтому ученик Сократа Платон пришел к идее о нематериальности и вечности души.

 

 

7. Идеалистическое  учение Сократа и Платона.

Сократ (5-4 в. до н.э)

Представитель идеалистического направления. Считал себя призванным пробудить  у других стремление к поиску истины путем особой техники диалога (пионер психотерапии). Девиз Сократа «познай самого себя» направляет мысль к внутр. миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать разумно, согласно пониманию лучшего. Вносит этическую проблематику в учение о ч-ке, закладывая тем самым основы моральной философии. Личностные черты вытекают непосредственно из знания. В этом проявился интеллектуализм Сократа в объяснении причин поведения человека, путей форм-я его х-ра.

Платон (5-4 в. до н.э.)

Продолжал мнение Сократа. Считал, что окр. предметы, являются рез-том соединения души (идеи) с  неодушевлённой материей; что сущ-ет мир идей – идеальный мир, в к-ом находятся души и мир вещей – материальный мир. Душа – вечна и бессмертна, яв-ся хранительницей нравственности ч-ка. Душа состоит из 3 частей:

  1. вожделеющей (чёрный конь);
  2. страстной (белый конь);
  3. разумной (возница).

По Платону, открытие совершаемое ч-ком, не яв-ся открытием чего-то нового, а лишь припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Платон использовал термин интуиция.

 

 

8. Учение о  душе Аристотеля.

Аристотель – один из крупнейших философов древности. Придание психологич. знаниям того огромного значения, к-ое они имеют  для изучения природы в целом, явилось для Аристотеля основанием для выделения знаний о душе в самостоятельный раздел философии. Аристотель был первым, кто написал специальный трактат «О душе». Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и его развитие понимались Аристотелем как рез-т постоянного взаимопроникновения двух начал – пассивного (материи) и активного начала, названного Аристотелем формой. Материя и форма представляют собой начала взаимнопредполагаемые и неотделимые друг от друга. Учение Аристотеля о материи и форме и о душе как форме живого имело ряд важнейших следствий. Душа, по его мнению, не может рассматриваться ни как одно из состояний первоматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форме, но не само вещество или тело. Выполняя организующую, деятельную ф-цию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы или души. Душа и тело неразрывно связаны, и «души от тела отделить нельзя». Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. «Душа, – утверждал философ, – никогда не мыслит без образов». Мышление – это форма чувственных форм или просто форма форм, в к-ой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое. Вырастая из чувственных форм, мышление не может протекать в отрыве от тела.  Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. В нем выражен новый взгляд на строение души и соотношение основных ее свойств. Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах. Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при к-ом душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части. Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития, к-ая была реализована философом, как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой – развитие индивид.человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие. Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, к-ые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у ч-ка ловкость тела, силу мышц, нормальную д-ть различных органов, общее физическое здоровье.

Благодаря развитию чувствующих  способностей у ч-ка формируются наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т. д. Развитие разумных способностей ведет к формированию у ч-ка системы знаний, ума и интеллекта в целом.

 

 

9. Учение античных  врачей.

Позиции материализма в  античной психологии были укреплены  успехами античных врачей в анатомии и медицине. Врач и философ Алкмеон Кротонский впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу.

Гиппократ - «отец медицины», в философии придерживался линии Демокрита и выступал как представитель материализма в медицине. Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения яв-ся мозг. Наибольшую известность получило учение о темпераментах. По Гиппократу, основу человеческого организма составляют 4 сока: слизь (вырабатывается в мозгу), кровь (вырабатывается в сердце), желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки). Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека.

Античная медицина получила особенно интенсивное развитие в  Александрии. Там нек-ое время было разрешено вскрытие трупов «безродных» людей. Это способствовала важным открытиям, связанным с именами 2 александрийских ученых-врачей — Герофила и Эразистрата. Герофил впервые установил разницу между нервами, сухожилиями и связками. Он описал мозговые оболочки, желудочки мозга, к-ым придавал главное значение. Он же дал описание устройства глаза, описал его оболочки, хрусталик. Эразистрат подробно описал разные части головного мозга. Обратил внимание на извилины, связал богатство извилин; мозговых полушарий у ч-ка с его умственным превосходством над животными. Все эти анатомо-физиологические сведения периода эллинизма объединил и дополнил римский врач Гален, автор сводного сочинения по медицине анатомии и физиологии, к-ое было настольной книгой врачей вплоть до XVII в. Галену принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и ф-ций головного и спинного мозга. Также экспериментально Гален установил ф-ции спинного мозга. Различал по ф-ции передние и задние корешки спинного мозга.

В поздней античности психолог.знания развивались в рамках различных течений идеалистической философии (гностицизма, иудейско-александрийской философии, неоплатонизма, патристики и др.). Их соц.базой был кризис рабовладельческого способа производства, к-ый обусловил и новую концепцию ч-ка в христианском мировоззрении. В психологических системах античности душа отождествлялась с жизненным началом: в сферу душевных феноменов включались все процессы, обеспечивающие слаженную работу всех систем организма, в том числе пищеварение, дыхание и т. п. Внутр.мир еще не выделялся в качестве самостоятельного предмета исследования. В то же время в описании познавательных процессов встречаются указания на внутр. жизнь как таковую. Особенно повышается интерес к внутр.миру в идеалистических системах поздней античности - в неоплатонизме и патристике. Аврелий Августин вводит положение «я мыслю, следовательно, я есть», из к-го выводится тезис о достоверности нашего существа. Августин погружается во внутр.жизнь, говорит о глубине и богатстве сознания. Интерес к воле, характерный для античной мысли в связи с этическими проблемами, особенно усиливается в поздней античности. Сведения о душе и ее процессах, накопленные античными мыслителями, послужили «отправным пунктом и предпосылкой последующей эмпирической работы».

Информация о работе Шпаргалка по "История психологии"